Опросы
Авторизация
Полезная информация
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Приключенческий фильм "Два капитана"
Режиссер: Евгений Карелов
Сценаристы: Евгений Карелов, Вениамин Каверин
СССР. Производство: Мосфильм, 1976 г.
Шестисерийный приключенческий фильм режиссёра Евгения Карелова – экранизация одноимённого романа Вениамина Каверина. Увлекательная картина повествует о судьбе Сани Григорьева, посвятившего свою жизнь поискам пропавшей экспедиции капитана Татаринова. Это фильм о героизме и отваге, любви и верности, чести и преданности идеалам.
Премьера: 26 февраля 1977 (ТВ)
Главные герои:
Александр Григорьев (Борис Токарев)
Саня Григорьев в детстве (Серёжа
Кудрявцев)
Екатерина Татаринова (Елена Прудникова)
Катя Татаринова в детстве (Лена Лобкина)
Михаил Ромашов (Юрий Богатырёв)
Ромашов в детстве (Алёша Сенчев)
Николай Антонович Татаринов (Николай
Гриценко)
Мария Васильевна Татаринова, мама Кати (Ирина
Печерникова)
Иван Павлович Кораблёв,
учитель Сани (Георгий Куликов)
Нина Капитоновна (Вера Кузнецова)
Иван Иваныч,
доктор
(Владимир Заманский)
Другие персонажи:
Аксинья Федоровна, мать Сани Григорьева (Зинаида
Кириенко) |
чиновник юстиции (Евгений Гуров) |
Обзор серий
1-я серия. Старые письма.
Детство Сани Григорьева и его сестры Саши в городе Энске. Первое упоминание о
письмах Татаринова. Арест отца Сани. Смерть отца, а впоследствии и матери. Знакомство
с Иваном Ивановичем, который научил Саню разговаривать. Побег Сани и его друга
Петьки Сковородникова в Москву.
2-я серия. Татариновы
Учеба Сани Григорьева в школе-коммуне. Знакомство Сани с семьей Татариновых. Конфликт
Николая Антоновича Татаринова с учителем Кораблевым. Запрет Николаем Антоновичем
появляться Сане у них дома. Решение Сани уехать в Туркестан, и неожиданно свалившая
его болезнь.
3-я серия. Катин отец
Любовь повзрослевших Сани и Кати. Их встреча в Энске. Интерес Сани к судьбе экспедиции
капитана Татаринова, изучение им писем, найденных в Энске и обвиняющих в гибели
экспедиции капитана Татаринова Николая Антоновича. Возвращение Сани и Кати в Москву.
4-я серия. Дневник штурмана Климова
Смерть Марии Васильевны. Обвинение Сани Николаем Антоновичем в клевете и в смерти
Марии Васильевны. Отъезд Сани в Ленинград, учеба в летной школе. Встреча в Заполярье
с Иваном Ивановичем. Находка багра со шхуны «Святая Мария» в ненецком стойбище.
Возвращение Сани в Москву, посещение им семьи Татариновых и встреча с Кораблевым.
5-я серия. Бороться и искать
Встреча Сани с Фон Вышимирским, который рассказывает от истинном участии Николая
Антоновича в судьбе экспедиции капитана Татаринова. Встреча Сани с Ромашовым,
который пытается уговорить Саню отказаться от Кати в обмен на бумаги, компрометирующие
Николая Антоновича. Совместный отъезд Сани и Кати из Москвы в Ленинград, и начало
их семейной жизни. Великая Отечественная Война, известие о сбитом самолете Сани
Григорьева. Посещение Ромашовым Кати в блокадном Ленинграде, и его лживый рассказ
о судьбе Сани.
6-я серия. Найти и не сдаваться
Поиски Саней Григорьевым пропавшей Кати. Разговор Сани с Ромашовым, арест Ромашова.
Неожиданная находка Саней палатки с останками капитана Татаринова и документами.
Встреча Сани и Кати. Разговор Сани с Николаем Антоновичем. Финальное выступление
Сани с докладом об экспедиции.
Бороться и искать, найти и не сдаваться
Работу над своим знаменитым романом «Два капитана» писатель Вениамин Каверин завершил в 1944 году. Книга сразу же стала невероятно популярной среди молодежи. Неудивительно, ведь сюжет, взятый из современной жизни, был наполнен духом приключений и отваги, героизма и самоотверженности, высокой, чистой любви и преданности. И все это подавалось без грамма излишнего пафоса и фальши.
Первую попытку экранизировать «Двух капитанов» предпринял в 1955 году режиссер Владимир Венгеров. Его фильм «Два капитана» получился хорошим, однако в полной мере отразить дух книги он не смог. Сказались и недостаточный хронометраж, и типичные для 50-х годов штампы в изображении героев.
В 1976 году за новую экранизацию романа взялся режиссер Евгений Карелов. На главную роль Саши Григорьева он утвердил молодого, но уже популярного, а главное – обладающего положительной харизмой актера Бориса Токарева. К тому времени в активе Токарева уже было два десятка ролей, в том числе полюбившиеся зрителям лейтенант Осянин в военной драме «А зори здесь тихие...» и лейтенант Николай Кузнецов в военном фильме «Горячий снег».
Сам Борис Токарев признавался, что был рад этой роли, ведь и книга Каверина с детства была в числе его самых любимых, а картину Венгерова с участием Александра Михайлова и Евгения Лебедева он просмотрел не менее двух десятков раз и помнил ее покадрово. И вот такой случай самому сыграть в новой экранизации, да еще и главную роль!
Саня Григорьев в исполнении Бориса Токарева получился «по-каверински» мужественным и бескомпромиссным, возможно иногда через чур прямолинейным. Но эта прямолинейность шла от несгибаемого характера, чуждого малейшим проявлениям изворотливости и приспособленчества. При этом актеру, при создании своего героя, удалось не уйти в «монумент героизму», оставшись живым человеком.
Роль Сани Григорьева в детстве замечательно сыграл юный актер Серёжа Кудрявцев, который очень органично существовал в кадре. Стоит отметить и то, что вместе с Борисом Токаревым им удалось создать единую убедительную линию своего персонажа. Образ Сани Григорьева не распадается на временные куски, он последователен в своем внутреннем мире, да и внешне чувствуется некоторое сходство между актерами.
Великолепным оказался выбор и остальных героев. Очаровательная, жизнелюбивая верная в своей любви Катя Татаринова в исполнении Елены Прудниковой – именно такой, наверное, и представляли себе героиню романа многочисленные его читатели. Так же как и маму Кати – красивую, грустную женщину трагической судьбы, как ее и сыграла Ирина Печерникова. А какой домашней, доброй, теплой получилась Нина Капитоновна в исполнении Веры Кузнецовой.
Ну и конечно особый блеск картине придали отрицательные герои просто гениально сыгранные мастерами отечественного и мирового кинематографа Николаем Гриценко и Юрием Богатырёвым. Первый создал образ Николая Антоновича Татаринова, человека отправившего на смерть своего брата, а затем спекулирующего его памятью, создавая на его имени свою карьеру. Второй же сыграл роль лживого, хитрого и очень осторожного Михаила Ромашова по прозвищу Ромашка, который, обуреваемый страстью к Кате Татариновой, готов был пойти на любые подлости. Сыграть так, чтобы твоего персонажа буквально возненавидела вся страна! Именно это с блеском удалось Николаю Гриценко и Юрию Богатыреву. У зрителей в ярости сжимались кулаки при виде самодовольного и самоуверенного Николая Антоновича, а мерзавца Ромашку просто хотелось придушить!
Очень яркими получились персонажи второго плана. Это и мудрый учитель Иван Павлович Кораблёв (Георгий Куликов), и пытавшаяся найти свое счастье мама Сани Аксинья Федоровна (Зинаида Кириенко), и верный друг Сани Пётр Сковородников (Юрий Кузьменков), и жестокий отчим Сани Гаер Кулий (Михаил Пуговкин), и доктор Иван Иваныч (Владимир Заманский), сыгравший в судьбе Сани важнейшую роли. Каждый из персонажей выписан тщательно, потому и образы получились полнокровными.
Весомый вклад в общий успех фильма внесло музыкальное сопровождение. Отдельный поклон композитору Евгению Птичкину за феноменальную увертюру, предваряющую каждую серию, отражающую общий настрой картины, душевный порыв героев. Замечательны и песни на его музыку, звучащие в картине: «Письмо домой», «Север – северок» и «Финальная песня».
Едва выйдя на экраны, картина тут же стала культовой, стала гимном мужества, преданности, самоотверженности, а ее девиз «Бороться и искать, найти и не сдаваться» еще долго волновал сердца миллионов мальчишек на всем просторе Советского Союза. Борис Токарев так сформулировал рецепт успеха фильма: «Есть фильмы, которые угадывают время и состояние зрителя. И попадают в вечность. В «Двух капитанах» угадана потребность в романтической любви, удивительном упорстве и человеческом характере».
Отличия фильма от книги
При создании фильма Евгений Карелов очень бережно и скрупулезно относился к первоначальному тексту романа, стараясь отобразить все важнейшие детали. Тем не менее, в некоторых моментах он намеренно пошел на изменения. Все эти решения оказались обоснованными и лишь улучшили картину.
Главные отличия от книги, которые бросаются в глаза, относятся к финалу повествования – последняя встреча Сани Григорьева с Ромашовым и последний разговор Сани с Николаем Антоновичем. Так в книге Ромашов отдает пистолет Сане, после чего тот заставляет его написать признание и вызывает милицию. В фильме же все происходит совершенно иначе - Саня лишь требует украденные документы и пистолет, на что Ромашов отвечает отказом. Затем их полный налала разговор заканчивается дракой и прибытием милиции по звонку Фон Вышимирского. Это очень важный момент, поскольку то, как ведет себя Саня в фильме, более соответствует его характеру, все более по-мужски.
То же самое относится и к объяснению Сани с Николаем Антоновичем. В отличие от книги, где Саня выносит ему обвинение публично на заседании Географического общества, в фильме он представляет разоблачающие документы Николаю Антоновичу в приватной беседе. Это также важнейший момент к пониманию характера Сани, его целей и устремлений. Он не хочет личной победы над Николаем Антоновичем, он не упивается его разоблачением, он всего лишь желает установить истинные причины гибели экспедиции и увековечить имя капитана Татаринова. Этот мотив и является главным в его последующем выступлении на трибуне Географического общества.
Еще одно важное отличие фильма от книги – это судьба Саши - Саниной сестры. Как известно, в книге она умерла вскоре после рождения ребенка. Поскольку фильм был ориентирован на подростковую аудиторию, а сюжет и так был достаточно драматичен, то создатели вполне обоснованно решили избавить зрителей от излишнего трагизма и оставили Сашу живой.
Другие, менее существенные отличия:
В книге тетя Даша и Сковородников женятся по ходу действия, в фильме было решено
сделать их одной семьей с самого начала.
В книге Саня и Петька, приехав в Москву, работали фасовщиками у спекулянта, а
в фильме - продавцами краденого на рынке.
Также в фильм введен новый персонаж - жулик Голубь, которого сыграл знаменитый
актер Борислав Брондуков.
Несколько изменены детали школьной драки Сани и Ромашки. Если в книге Саня ударил
его несколько раз ногой, то в фильме ограничился одним ударом кулаком.
Также в фильме опущены несколько предвоенных лет из жизни Сани Григорьева – вполне
обоснованный ход,, чтобы не перегружать сюжет и добавить динамизма повествованию.
Наконец, изменены обстоятельства встречи Кати и Ромашова в оккупированном Ленинграде.
В книге она находит Ромашова в развалинах дома, а в фильме он приходит к ней домой
сам.
Интересные факты о фильме
Под городом Энск (производное от «город N») сам Каверин подразумевал родной Псков. В этом городе героям романа в 1995 году установлен памятник.
Девиз романа и фильма - «Бороться и искать, найти и не сдаваться» - это заключительная строка из стихотворения лорда Теннисона «Улисс». В оригинале она звучит так - To strive, to seek, to find, and not to yield. Эта строка выгравирована на кресте в память о погибшей экспедиции Роберта Скотта к Южному полюсу, на холме Обсервейшн.
Игорь BIN
Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.