Опросы
Авторизация
Полезная информация
Фото Веры Кузнецовой Фильмография: 1954 Большая семья
|
КУЗНЕЦОВА 06.10.1907, Саратов – 01.12.1994, Санкт-Петербург Заслуженная артистка РСФСР (1976) Детство и юность Вера Кузнецова, в девичестве Сдобникова, родилась 6 октября 1907 года в Саратове. Помимо нее в семье было еще пять детей, и мама, будучи домашней хозяйкой, все свое время уделяла их воспитанию. Отец же Веры работал поначалу иконописцем, а затем по найму мастером-декоратором в театрах. Когда же в 1918 году его супруга скончалась, то все заботы о семье легли на его плечи. Еще в школьные годы Вера увлеклась театром. Параллельно учебе она с 1923 года стала заниматься в вечерней театральной студии Саратовского Пролеткульта. Школу Вера окончила в 1925 году. Тогда же скончался ее отец, и девушка уехала в Ленинград к своей сестре. Там Вера поступила в Ленинградскую Рабочую театральную студию Пролеткульта и уже с 1928 года начала выступать на сцене. Личная жизнь В стенах Театра Пролеткульта Вера Сдобникова познакомилась с актером Анатолием Ивановичем Кузнецовым. В 1927 году они сыграли свадьбу, и Вера взяла фамилию мужа. Вместе они прожили долгую дружную жизнь. В 1928 году у них родился сын Всеволод Кузнецов, который впоследствии стал актером театра и кино, а в 1945-м – сын Юрий Кузнецов. Театр им. Ленсовета В 1932 году Пролеткульт, как и ряд других ассоциаций и объединений, согласно постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» был расформирован. В качестве причины указывалось, что рамки существующих пролетарских литературно-художественных организаций становятся уже узкими и тормозят серьезный размах художественного творчества. Спустя чуть более года – Вера Кузнецова с группой из двадцати актеров под руководством режиссера Исаака Кролля поставили пьесу А. Н. Островского «Бешеные деньги». Премьера состоялась 19 ноября 1933 года в доме бывшей Голландской церкви на Невском проспекте. Эта дата и стала основанием театра, получившего название «Новый театр». В 1937 году Новый театр возглавил режиссер Борис Михайлович Сушкевич. Его приход ознаменовал для молодого театра новую эру. Известный режиссер и педагог привил коллективу мхатовские традиции. Под его руководством был поставлено немало интересных спектаклей, в которых принимала участие и Вера Кузнецова. Так в 1938 году она сыграла Полю в спектакле «Мещане» по пьесе Максима. Горького (постановка В. Меркурьева и Б. Петровых), в 1939-м - Сандыреву в комедии «Счастливый день» по А. Н. Островскому и Н. Я. Соловьеву (постановка ее мужа Анатолия Кузнецова). В октябре 1940 года Вера Кузнецова вместе с театром отправилась на длительные гастроли на Дальний Восток. Начало войны застало артистов в Хабаровске. По решению правительства театр остался на Дальнем Востоке, обслуживая трудовые бригады, пограничные заставы, экипажи военных кораблей. В 1943 году театр был направлен на Урал, где продолжил свою работу. Все эти годы артисты не только представляли спектакли старого репертуара, но и работали над новыми постановками. Активное участие принимала и Вера Кузнецова, сыгравшая Валю в постановке Бориса Сушкевича «Русские люди» по пьесе Константина Симонова, княгиню Тугоуховскую в спектакле «Горе от ума», поставленной Надеждой Бромлей по одноименной комедии А.С. Грибоедова и ряд других ролей. Летом 1944 года Вера Кузнецова в течении трех месяцев была участницей фронтовой бригады, выступающей на передовой перед бойцами 2-го Белорусского фронта. В Ленинград Вера Кузнецова вернулась вместе с театром уже после войны – в 1945 году. Вскоре после смерти Сушкевича на некоторое время Новый театр возглавила Галина Короткевич. К этому периоду относятся работы Веры Кузнецовой в спектаклях Н. Галина «Спутники» по пьесе В. Пановой (роль – Данилова) и «На дне» по пьесе Максима. Горького (роль – Анна), в постановке Бориса Зона «Хождение по мукам» по трилогии Алексея Толстого (роль - Красильникова), а также в постановке ее мужа Анатолия Кузнецова «Юность отцов» по пьесе Б. Горбатова (роль – Ефимчик). В 1951 году Главным режиссером Нового театра стал известный мастер Николай Павлович Акимов. При его руководстве в 1953 году театр изменил название и стал называться - Ленинградский театр имени Ленсовета. В первой половине 50-х состоялся ряд премьер, в которых приняла участие Вера Кузнецова. В постановке С. Морщихина и О. Ремеза «Человек с ружьем» по пьесе Николая Погодина она сыграла Надежду, в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», постановку которой осуществил О. Ремез, - Еремеевну, а в спектакле «Дело», поставленном Николаем Акимовым по драме А. В. Сухово-Кобылина – Атуеву. После ухода Акимова Вера Кузнецова была задействована в спектаклях: «После разлуки» в роли Орловской (постановка В. Васильева по драме братьев Тур), «Юстина» в роли Мари (постановка В. Васильева по пьесе X. Вуолийоки), «Последние» в роли госпожи Соколовой (постановка В. Эренберга по пьесе М. Горького) и др. Сцене Театра им. Ленсовета Вера Кузнецова прослужила до 1973 года, сменив за это время несколько главных режиссеров. Своими работами актриса заслужила уважение коллег по цеху и любовь театральной аудитории. Однако широкую известность ей, все же, принес кинематограф… Кино В кино Вера Кузнецова пришла уже довольно поздно, когда ей уже исполнилось 46 лет. Зато дебютировала актриса сразу же в заметной роли у знаменитого режиссера Иосифа Хейфица. В его картине «Большая семья» Вера Кузнецова сыграла Агафью Карповну, представительницу потомственной рабочей семьи Журбиных. В картине также снялись Сергей Лукьянов, Борис Андреев, Алексей Баталов, Ия Арепина, Вадим Медведев, Клара Лучко, Екатериан Савинова и другие мастера отечественного и мирового кинематографа. Такой блестящий состав, даже не смотря на производственную тематику, просто обрекал картину на успех. На престижнейшем Международном кинофестивале в Каннах не преминули это отметить Призом в номинации «Лучший актерский ансамбль». Успешный старт подхлестнул интерес кинорежиссеров к персоне Веры Кузнецовой. Как-то сразу сформировалось и ее амплуа – заботливая мама или бабушка. Мать Тани Наталья Авдеевна Буянова в мелодраме Льва Кулиджанова «Отчий дом», мать Тимофея Ксения Григорьевна Корнеева в драме Михаила Ершова «Люблю тебя, жизнь», мать Алёши Анна Павловна Вязьмина в драме Георгия Натансона «Всё остаётся людям», мать Алексея Анна Матвеевна в фильме Вадима Михайлова «Месяц август» - эти и другие героини актрисы просто светились теплотой, добротой, и житейской мудростью. Вот так, например, героиня Веры Кузнецовой в картине «Месяц август» формулировала секрет семейного счастья: «Днём, как хочешь, мужа ругай, не без этого. А ночью ничего не помни, кроме ласки. Отвернувшись спиной, не засыпай». Отдельного упоминания достояна роль старухи Натальи Максимовны Гусаковой в драме Григория Чухрая «Жили-были старик со старухой» (1964) - одна из редких главных ролей актрисы. В этой драматической истории Вера Кузнецова создала образ женщины между детьми и сварливым мужем. С 1973 Вера Кузнецова покинула Театр им. Ленсовета и стала штатной актрисой киностудии «Ленфильм». С этого времени она полностью сосредоточилась на работе в кино. Говоря откровенно, хотя актриса снималась много, однако практически всегда в ролях второго плана, а то и в эпизодах. К тому же не все фильмы можно считать удачными, многие заслуженно канули в Лету. Но были в активе Веры Кузнецовой и по-настоящему легендарные картины. Прежде всего – это детские фильмы, составляющие особую страницу творчества актрисы. Детей, как известно, не обманешь, они сразу чувствуют фальшь. Вера Кузнецова же со своей естественностью, органичностью и душевным обаянием была в этом плане просто незаменимой. Среди ее лучших работ: Марья Гавриловна Терентьева в знаменитом приключенческом фильме «Кортик», бабушка Анечки в известном фильме «Рассказы о Кешке и его друзьях», нянька в сказке «Туфли с золотыми пряжками» и, конечно же, Нина Капитоновна в приключенческом фильме «Два капитана», ставшем для подростков символом героизма, верности и преданности. Из других работ стоит также отметить нянечку в госпитале Глафиру Дементьевну во всенародно любимом телесериале «Вечный зов», Татьяну Григорьевну Курушину в популярном детективе «Сержант милиции», княгиню Анну Галицкую в историческом фильме «Даниил - князь Галицкий». Вера Андреевна и в жизни была столь же доброй, душевной, а главное – очень скромной и порядочной. Эта скромность не позволяла ей добиваться каких-то больших ролей в кино. Но и те роли, которые она сыграла, оставили ярчайший след в кинематографе и в сердцах зрителей, которые всегда отвечали ей искренней любовью. Скончалась Вера Андреевна 1 декабря 1994 года в Санкт-Петербурге. Похоронили актрису на Большеохтинском кладбище. Рядом с ней покоятся ее муж и сын. Игорь BIN Использованные материалы: |