Опросы
Авторизация
Полезная информация
Фото Раисы Куркиной Фильмография: |
КУРКИНА Родилась 07.10.1927, дер. Покровка, Тульская обл. Заслуженная артистка РСФСР (1974) Извилистый путь в актеры Раиса Куркина родилась в деревне Покровка Тульской области. И хотя ее родители были людьми далекими от искусства, творческие корни у Раисы все же имелись. Так ее бабушка была прекрасной певицей, и народ с окрестных сёл съезжался послушать ее. А бабушкин брат и вовсе сбежал из дома с бродячим театром. Вот такая генетика… В годы Великой Отечественной войны Раиса Куркина устроилась воспитательницей в детский сад и проработала там семь лет. В 1950-м она приняла решение стать актрисой и подала документы в Щепкинское училище. На вступительных экзаменах Раиса так эмоционально, со слезами на глазах, читала монолог Катерины из «Грозы», что сидевшая в комиссии легендарная Вера Пашенная успокоила ее и порекомендовала придти на следующий день на кафедру, что бы прочитать еще раз в спокойной обстановке. Однако этому не суждено было случиться. Вечером Раиса повстречала знакомого парня, который показал ей учебник китайского языка. Девушка так загорелась его выучить, что на следующий день отправилась в Московский институт востоковедения... Благополучно поступив, Раиса Куркина проучилась в институте востоковедения пару лет, а затем ее судьбу вновь круто изменила случайная встреча. На сцене рабочего театра «Каучук» Раиса познакомилась с Михаилом Ульяновым и Владимиром Этушем, ставившим спектакли с самодеятельными актерами. Они то и убедили девушку поступать к ним в Щукинское училище. Секреты актерского мастерства Раиса Куркина постигала на курсе выдающегося педагога, заслуженного деятеля искусств Веры Константиновны Львовой. В 1956 году Раиса окончила Щукинское училище и поступила в Московский государственный Театр киноактёра. На этой сцене она проработала всю свою жизнь… Кино. 50-е – 60-е годы В кино Раиса Куркина дебютировала в 1955 году, будучи студенткой. Она сыграла эпизодическую роль знатной комбайнерши Кати Горбань в фильме «Гость с Кубани». После окончания театрального училища актриса стала регулярно сниматься в кино, исполняя преимущественно роли второго плана. В 1958 году ей посчастливилось сняться у самого Ивана Пырьева в его экранизации знаменитого романа Достоевского «Идиот», сыграв роль Аделаиды Епанчиной. Тогда молодой актрисе довелось поработать на одной площадке с такими мастерами, как: Юрий Яковлев, Юлия Борисова, Вера Пашенная, Иван Любезнов и др. Нельзя не отметить и фильм «Дети Памира» (1962), в котором Раиса Куркина сыграла врача. Сегодня картину вряд ли кто вспомнит, но в жизни актрисы она сыграла важную роль. Это была первая совместная кинолента Раисы и ее мужа режиссера Владимира Мотыля. Раиса Семёновна вспоминала: «Мы с ним ездили снимать на Памир, где для Володи как для молодого режиссера все было внове. Там нас с ним даже приглашали посмотреть на снежного человека, который, конечно же, оказался какой-то подделкой, имитацией. Как же мы тогда были молоды и счастливы! У Володи было блестящее образование, немногие режиссеры сейчас могут этим похвастать. Ну, и, конечно, он был человеком необыкновенно талантливым, с очень тонким вкусом. А какое у него было чутье на таланты! Под обаяние Мотыля попадали все без исключения». Среди других работ Раисы Куркиной в 60-е годы: старший геолог Светлана Ивановна Панышко в драме «Время летних отпусков», Баранова в военной драме «Живые и мертвые», мисс Эрнита в драме «Западня». «Белое солнце пустыни» В 1968 году Владимир Мотыль приступил к съемкам приключенческого фильма «Белое солнце пустыни». На роль Настасьи, жены одного из главных героев таможенника Верещагина, он утвердил Раису Куркину. Она вспоминает: «Владимир Мотыль хорошо знал меня как актрису и в фильм взял без проб. Сомнений по поводу соглашаться на роль или нет, у меня не было». Выбор, действительно, оказался очень удачным, и сегодня трудно представить в образе Настасьи какую-либо другую актрису. Раиса Куркина рассказывает о своей работе над образом: «В этой картине меня ничего не сдерживало, я была сама собой. Мне всегда было важно, чтобы в актере просвечивалась его сущность, помимо того что требует от него режиссер. <…> Я заразилась темой фильма и чувствовала свое сходство с героиней. Во мне также есть и терпение, и жертвенность. Ничего придумывать не пришлось. Мера жертвенной любви моей героини к мужу понятна - эта женщина все везет на себе, и это при сильном муже. Таковы судьбы миллионов русских женщин». Роль мужа Настасьи таможенника Верещагина (ставшего впоследствии просто культовым персонажем) исполнил в фильме Павел Луспекаев. Владимир Мотыль утвердил его на роль по просьбе Раисы Куркиной. К тому времени актер сильно болел: у него после обморожения были повреждены ноги. Он с трудом передвигался и жил на обезболивающих препаратах, но к съемкам подошел с присущим ему профессионализмом и ответственностью, не сорвав ни одной сцены. Дуэт Раисы Куркиной и Павла Луспекаева получился великолепным. В отношениях их персонажей сквозила какая-то особенная теплота, трогательность и пронзительность. Впоследствии Раиса Семеновна рассказывала: «От работы в этом фильме остались самые теплые и пронзительные воспоминания. Съемочная группа была удивительная. Помню, я писала свекрови: «Знаешь, как-то все слишком легко получается на съемках. Так легко, что боюсь фильм будет неудачным». Только со временем я поняла, что такая легкость – как раз свидетельство того, что нечто значимое получается». Фильм «Белое солнце пустыни», едва выйдя на экраны, сразу же стал поистине культовым. Мало того, он прошел испытание временем и спустя десятилетия пользуется у зрителей огромной любовью. Разрыв с Владимиром Мотылем На съемках фильма «Белое солнце пустыни» Владимир Мотыль ревновал свою жену к Павлу Луспекаеву, которые часто уединялись для репетиций текста. Ему это не нравилось, хотя на самом деле ничего личного меж ними не было, просто актеры очень ответственно и добросовестно относились к своей работе. Как это нередко бывает, тот, кто ревнует, сам часто оказывается не без греха. Спустя какое-то время после съемок «Белого солнца пустыни» Раиса случайно обнаружила в кармане мужа письма откровенного содержания от другой женщины. Как оказалось, Владимир Мотыль имел любовницу. Простить измены Раиса не смогла и подала на развод. Много лет спустя она признавалась: «Прошли десятилетия, я не то что секунды, полсекунды не жалела о своем решении. Я ведь и на йоту не выношу вранья. И не оттого, что его кто-то заменил, у меня после Мотыля никого не было. Володя был сложным человеком. Двойственным. Эта заложенная в детстве двойственность жила в нем всегда, проявлялось в мелочах, а люди сотканы из деталей. У него были большие перерывы в работе. И в эти моменты с ним было очень непросто». Кино. 70-е – 80-е Роль в «Белом солнце пустыни» принесла Раисе Куркиной известность и положила начало череде ярких работ в кино. И хотя актриса по-прежнему появлялась на экране преимущественно в ролях второго плана и эпизодах, но зато в каких фильмах ей довелось сниматься и с какими режиссерами посчастливилось поработать! Так режиссер Андрей Смирнов доверил ей роль Лиды Матвеевой в замечательной ленте «Белорусский вокзал» (1970), повествующей о ветеранах Великой Отечественной. В том же году актриса снялась в известном детективе Анатолия Бобровского «Возвращение Святого Луки», создав образ экскурсовода Лидии Николаевны, женщины увлеченной, глубоко интеллигентной. Персонажи Раисы Куркиной всегда отличались особой женственностью, привлекательностью и, при этом, всегда были разными. Каждой своей героине, каким бы маленьким ни был эпизод, актриса привносила индивидуальность и особенность: Параня в революционном фильме «Великие голодранцы» (1973), Нина Петровна Самохина в детективе «Чёрный принц» (1973), Анна Андреевна Млынская в военном фильме «Фронт без флангов» (1974), княгиня Софья Раевская в историко-романтической драме «Звезда пленительного счастья» (1975, последняя совместная лента Раисы Куркиной и Владимира Мотыля), Антонина Степановна в приключенческом фильме «Два капитана» (1976), секретарь прокурора Лотта в фильме «Жизнь и смерть Фердинанда Люса» (1976), судья в комедии Георгия Данелии «Мимино» (1977), врач Надежда Ивановна в мелодраме «Не могу сказать «прощай»» (1982) и многие другие. Особо стоит отметить небольшую, но однозначно знаковую роль Раисы Куркиной в знаменитой комедии «Афоня». Ее героиня тетка Фрося появлялась в кадре на непродолжительное время, да и то лишь в воспоминаниях главного героя. Но ее персонаж однозначно является ключевым в фильме, олицетворяя настоящую материнскую любовь, бескорыстную и безграничную. Раиса Куркина активно снималась в кино до конца 80-х. В одном из интервью ее спросили: «Вы играли роскошные эпизоды в «Афоне», «Белорусском вокзале», «Звезде пленительного счастья», в фильме «Ташкент – город хлебный»… А вот главных ярких ролей не получилось. Не обидно?» На что актриса призналась: «Нисколько. Я прожила счастливую жизнь. Судьба ко мне благоволила, а на пути попадались очень хорошие и талантливые люди». Заключение С российским кинематографом у Раисы Семеновны как-то не сложилось. За пару десятилетий – три небольших роли. Сама она признается: «В кино уже не снимаюсь, мне не хочется услышать команду «Мотор!» - не вижу материала. Занимаюсь интересным делом – перечитываю то, что, как мне казалось, знаю. Сравниваю свое прежнее представление о прочитанном с нынешним, – это очень интересно». Живет Раиса Семеновна одна. Ее дочь и внучка - в Канаде. Внучка замужем за англичанином. «Единственной подкормкой моих небольших сил остаются воспоминания и возможность хотя бы мысленно общаться со своими близкими: у меня вся комната увешана их фотографиями - иллюзия общения с ними. А возле тахты лежит Новый Завет, в нем спокойно сказано о самом главном - о жизни и смерти, о смысле того и другого. Даже если Бога придумали люди, то его придумали во благо людей». Игорь BIN Использованные материалы: |