Опросы
Авторизация
Полезная информация
Фото альбом Фильмография: 1941 Маскарад |
СОКОЛОВА 31.07.1921, Иваново-Вознесенск – 06.06.2001, Москва Народная артистка СССР (1990) Детство Любовь Соколова родилась 31 июля 1921 года в городе Иваново-Вознесенске в семье столяра-краснодеревщика Сергея Максимовича Соколова и продавца (а позднее – директора магазина) Прасковьи Федоровны Соколовой. Родители с детства приучали детей к труду: Люба и за скотиной ходила, и огород копала, и обои клеила. С юных лет у девочки проявились артистические способности. Уже в 5-6 летнем возрасте она устраивала для соседей спектакли, наряжаясь в старинные детские платья. Позже, учась в школе, Люба с удовольствием участвовала в художественной самодеятельности, читала стихи, пела. В 10-м классе она, занимаясь в драмкружке, успешно сыграла Агафью Тихоновну в «Женитьбе». Люба была завсегдатаем Ивановской музкомедии. Руководство театра видя, насколько девушка увлечена, даже распорядилось бесплатно пускать ее на спектакли. Там же в 1937 году на юбилей А.С. Пушкина 16-летняя школьница в цилиндре и смокинге читала монолог Онегина: «Вы мне писали? Не отпирайтесь, я прочел...» Зрители были просто в восторге! Мама мечтала, чтобы дочь поступила в консерваторию, однако руководительница школьного драмкружка вынесла вердикт – певицей девушке не быть, и посоветовала поступать в педагогический. Люба прислушалась к совету и в 1940 году отправилась в Ленинград… Ленинград. Предвоенные годы В Ленинграде Любовь Соколова поступила в Педагогический институт имени Герцена. Сразу же после этого девушка узнала, что Сергей Герасимов набирает слушателей в только что открытую при «Ленфильме» актерскую школу. Как тут было не воспользоваться представившейся возможностью?! Люба отправилась на прослушивание и, прочитав монолог Нины Заречной из чеховской «Чайки», покорила приемную комиссию. Следующие полтора года Любовь Соколова совмещала учебу в педагогическом институте и в актерской школе. А чтобы как-то прожить, она еще умудрялась подрабатывать на вокзале – носила чемоданы! Там же в актерской школе Любовь Соколова встретила свою любовь в лице студента Георгия Араповского. «Как он за мной ухаживал! – рассказывала Любовь Сергеевна. - На шестой этаж на руках поднимал». В мае 1941 года они поженились. Все складывалось прекрасно: и учеба, и личная жизнь. В 1941 году мог состояться и ее дебют на киноэкране: начинающей актрисе предложили роль в картине «Фронтовые подруги». Однако Любовь Соколова, по ее собственному признанию, тогда обиделась на автора сценария Сергея Михалкова, спевшего в кадре, как ей показалось, неприличную частушку. Возмущенная, она отказалась от роли. Вместо нее сыграла Тамара Алешина. На экране Любовь Соколова все же появилась – в картине «Маскарад» она была среди танцующих на балу. Но этот эпизод был настолько крошечным, что ее имя не было даже упомянуто в титрах. Война. Блокада Когда началась война, Любовь Соколова пошла работать на авиационный завод слесарем по обработке деталей к двигателям самолётов. Мужа по зрению в армию не взяли, он и свекровь также устроились на завод. Любови Сергеевне чудом удалось пережить блокаду. А вот ее мужу и свекрови – нет. Они погибли от голода, разделив участь тысяч ленинградцев… ВГИК В феврале 1942 года Любовь Соколова вместе с другими ленинградцами была эвакуирована под бомбежками и обстрелами по льду Ладожского озера. Некоторое время она ухаживала за ранеными на эвакуационном пункте при «Дороге жизни». Затем перебралась в Иваново, а оттуда – в Москву. В столице Любовь Соколова добилась приема у министра кинематографии. Тогда как раз вышло постановление о том, что ленинградские блокадники имеют право поступать в любое учебное заведение без экзаменов. Соколова попросилась во ВГИК (который находился в эвакуации в Алма-Ате), и летом 1942 года она была зачислена на 2-й курс актерского факультета. Учиться ей довелось у выдающихся мастеров: Сергея Герасимова, Бориса Бибикова, Ольги Пыжовой. Будучи студенткой, она часто играла в учебных спектаклях главные роли классического репертуара. Многие ее сокурсники заглядывались на красивую девушку с роскошными косами, но Люба никого близко не подпускала – слишком сильна была еще боль от потери любимого мужа… Послевоенные годы В 1946 году Любовь Соколова с отличием окончила институт и пришла работать в Театр-студию киноактера. Вскоре состоялся и полноценный дебют на киноэкране – в картине режиссера Александра Столпера «Повесть о настоящем человеке» она исполнила небольшую роль медсестры-партизанки Варвары, в дом которой приполз из леса раненый Мересьев (его играл Павел Кадочников). Впрочем, та работа не принесла ей ни какой-либо известности, ни денег. Жила актриса буквально впроголодь, едва сводя концы с концами. В 1949-50 годах Соколова снялась еще в паре кинолент, по-прежнему исполняя эпизодические роли. А в 1951 году ей в числе других молодых актеров предложили поехать в Германию, где в Группе советских войск создавалось два театра. Соколова согласилась. В течение следующих пяти лет она напряженно работала, гастролируя по всем войсковым частям, расположенным в Германии. Среди ее героинь были как персонажи классического репертуара, так и современного: Шурка в «Егоре Булычеве и других», Любушка-горбунья в «Последних» Максима Горького, Поленька в «Доходном месте» Александра Островского, Женя Шабунина в пьесе Бориса Лавренева «За тех, кто в море»... Вторая половина 60-х. Работа и семья В 1956 году Любовь Соколова вернулась в Москву, во вновь открытый Театр-студию киноактера. Одновременно с этим стали поступать одно за другим предложения сняться в кино. В 1956-59 годы она сыграла Груню в короткометражке «Две жизни», Анну Ульянову в биографической ленте «Семья Ульяновых», жену Штокмана в экранизации шолоховского «Тихого Дона», Екатерину в драме «Ночной гость», Анисью в «Хождениях по мукам» и ряд других ролей. Во время съемок последней картины драмы «Хождения по мукам» Любовь Соколова познакомилась с начинающим кинорежиссером Георгием Данелия. Она вспоминала: «…на съемках <…> очень активно стал ухаживать за мной Георгий Данелия. Он буквально ходил за мной по пятам. Он скрывал свой возраст и убедил меня, что мы ровесники. В конце концов, и я в него тоже влюбилась - он ведь поразительный человек, талантливый, умница, чувства юмора – море. И семья у него замечательная - его мать, Мэри Анджапаридзе - сестра великой Верико Анджапаридзе. Мы с Мэричкой стали большими друзьями, я обожала ее …» Расписываться они не стали, просто начали жить вместе, так сказать, в гражданском браке. 3 августа 1959 года у супругов родился сын. Любови Сергеевне тогда исполнилось уже 38 лет – возраст для родов критический. Слава Богу, все прошло благополучно. Сына назвали Николаем… Всенародная мама Тем временем кинокарьера Любови Соколовой складывалась все более успешно. Приглашения следовали одно за другим. Как-то так сложилось, что режиссеры видели ее преимущественно в образе матери. Наверное, это не случайно. Сама Любовь Сергеевна в жизни была человеком удивительной доброты и сердечности, ну кому как не ей играть такие роли!? Да она и не играла, она жила в них, наполняя собственным нелегким жизненным опытом. Кинематографическими детьми Любови Соколовой становились: Барбара Брыльска (в легендарной «Иронии судьбы или С легким паром!»), Валерий Золотухин (в мелодраме «Единственная»), Никита Михалков (в фильме «Я шагаю по Москве»), Олег Янковский (в мелодраме «Расплата»), Андрей Соколов (в фильме «Бездна»), Юрий Соломин (в исторической ленте «Певучая Россия»), Евгений Меньшов в мелодраме («Мелодия на два голоса»), Лев Прыгунов (в драме «Опасные друзья»). И все они отзывались о своей «маме» с неподдельной теплотой и восторгом. Ее так и называли: «наша мама». Главных ролей в биографии Любови Соколовой было крайне мало. Ольга Сергеевна Прозорова в экранизации чеховских «Трех сестер», Прасковья Павловна Лихачева в мелодраме «Мать и мачеха», доярка Прасковья Лихолетова в комедии «Осенние утренники» - вот, пожалуй, и все. Любовь Сергеевна не переживала по этому поводу, она с огромным удовольствием снималась в эпизодических ролях, утверждая, что именно они открывают простор для воображения. Воспринимая судьбу своих персонажей, как свою собственную, она создавала образы, которые навсегда запечатлелись в памяти зрителей. Сама Любовь Сергеевна одной из своих любимых работ называла роль в картине Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника». Она не просто сыграла роль мамы непутевого мальчика, который плохо учится, она создала образ женщины, которой тяжело живется, из-за того, что отец у них - потомственный алкоголик. Соколова рассказывала: «Я старалась сыграть несчастного человека, в котором, тем не менее, живо чувство собственного достоинства. И вспоминала при этом нянечку из школы, где учился мой сын. Она мне близка и понятна, как и многие люди, чья жизнь сложилась нелегко». А сколько еще было ярких работ! Это и Люба Травкина в комедии Георгия Денелии «Тридцать три», и Мария в мелодраме Андрея Кончаловского «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», и сводная сестра процентщицы Елизавета Ивановна в драме Льва Кулиджанова «Преступление и наказание», и Люба Приходько в социальной драме Андрея Смирнова «Белорусский вокзал», и заведующая детским садом в легендарной комедии Александра Серого «Джентльмены удачи», и Марья Степановна Бахарева в драме Ярополка Лапшина «Приваловские миллионы», и тетя Даша Сковородникова в экранизации знаменитого романа Вениамина Каверина «Два капитана», осуществленной режиссером Евгением Кареловым, и почтальон Лиза в мелодраме Ильи Фрэза «Вам и не снилось», и Агриппина Ивановна в мелодраме Павла Кадочникова «Я тебя никогда не забуду», и многие-многие другие. Любовь Сергеевна никогда не боролась за роли: когда было много претендентов, она просто уступала. Но при этом за свою карьеру актриса сыграла в общей сложности 389 ролей! За это уникальное достижение она была внесена в Книгу рекордов Гиннеса, как самая снимающаяся актриса. При таком множестве ролей в ее активе практически не было отрицательных персонажей. Она от них просто отказывалась, объясняя это так: «Я не хотела играть людей, совершающих неблаговидные поступки. Я перенесла столько горя, а тут – стать человеком, который творит зло!» Лишь выдающемуся режиссеру Иосифу Хейфицу удалось уговорить Соколову на такую роль. В его фильме «Единственная» она сыграла мать, которая пыталась разлучить своего сына с его женой. Надо отметить, что эта работа давалась актрисе тяжело, она никак не могла для себя оправдать поведение своей героини. На выручку пришел Хейфиц: «Люба, это ее темная любовь». Личная жизнь Если с кинематографом все было прекрасно, то с личной жизнью у Любови Сергеевны не сложилось. Сын Николай женился в 17 лет на своей однокласснице (причиной столь скороспешной свадьбы стала ее беременность). У молодых родилась дочь Маргарита. По окончании школы Николай пошел по стопам родителей, поступив во ВГИК на режиссерское отделение. Еще студентом он снял свою первую картину «Моментальные снимки», а вскоре после окончания института – вторую – «Эй, Семенов». Молодому, талантливому режиссеру хорошее будущее. Однако в начале 80-х он увлекся баптизмом, стал посещать секту, замкнулся. Не сложилось у Любови Сергеевны и с Георгием Данелия. Он оказался натурой влюбчивой, увлекающейся. Вот что рассказывала сама Любовь Сергеевна: «Данелия - творческий и увлекающийся человек. Жизнь с ним была совсем не гладкой и счастливой, хоть и прожили мы 26 лет. Он мог пропасть на несколько дней из дома, мог сильно выпить, увлечься другой женщиной. О его романе с писательницей Викторией Токаревой говорила вся Москва - я старалась этого не видеть и не знать. Мэричка, свекровь моя любимая, меня уговаривала, утешала: у тебя сын растет. Я все терпела. Поплачу, поплачу- и дальше живу...» В середине 80-х Данелия серьезно заболел, лежал в коме, пережил клиническую смерть. Любовь Сергеевна за ним все это время ухаживала. Когда он вернулся к жизни, то решил продолжить лечение у известной целительницы Джуны. Там он познакомился с Галиной Юрковой. Между ними вспыхнула любовь. Свои чувства Данелия не стал скрывать, он пришел к жене и заявил: «Люба, прости, я полюбил и хочу жениться. Нам надо разъехаться». Любовь Сергеевна вспоминала: «Я поцеловала его в щеку, помахала рукой и сказала: "Пока"... Никто мне сочувствия не выразил. Собрала я вещи и ушла жить к маме, которая жила в моей кооперативной квартире, которую я еще в 50-е годы получила...» Вскоре Любовь Сергеевну настиг новый, еще более сильный удар – в 1985 году погиб ее сын. Его смерть произошла при странных, невыясненных обстоятельствах: Николая нашли мертвым в квартире жены Георгия Данелия Галины. В руках у него была телефонная трубка. Николаю было всего лишь 26 лет… О том, как ей было невероятно тяжело, знала только она одна. Но Любовь Сергеевна смогла все это пережить и вернуться к жизни и к работе… Последнее десятилетие жизни Последние годы жизни Любовь Сергеевна посвятила своей внучке Маргарите, которую безмерно любила. А еще она продолжала активно, плодотворно работать: ездила с творческими вечерами и концертами по стране, участвовала в телепередачах, записывалась на радио. Она была легка на подъем, всегда светилась оптимизмом и жизнерадостностью. Продолжала Любовь Соколова сниматься в кино. Среди ее ролей, сыгранных в 90-е годы: мать Кирпичникова в детективе «Место убийцы вакантно...», Олимпиада Васильевна в драме «Пока гром не грянет» (по мотивам повести Леонида Фролова «Не в том дело»), медсестра Валентина Никифоровна в криминальной драме «Я сама», Полина, жена отца Ивана в трагифарсе «Завещание Сталина». Очередная трагедия настигла Любовь Сергеевну осенью 1994 года. Тогда она вместе с подругой, выдающейся актрисой Майей Булгаковой попали в страшную аварию - машина, на которой их везли на концерт, врезалась в столб. Актрисы оказались в реанимации. Любовь Сергеевна выжила, а Майя Григорьевна скончалась спустя несколько дней, не приходя в сознание. Пережив и это, она вновь вернулась к творчеству, и вновь зрители могли лицезреть ее на экранах. Ее последними работами стали роли в детективе «Сыщик с плохим характером» и сериале «Семейные тайны», вышедшие в 2001 году. В том же году актрисы не стало. Она скончалась в ночь на 6 июня 2001 года в московской квартире, не дожив полутора месяцев до своего 80-летия. Похоронили Любовь Сергеевну на Кунцевском кладбище рядом с могилой сына Николая. Игорь BIN Использованные материалы: |