Опросы
Авторизация
Полезная информация
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Мелодрама "Раба любви"
Режиссёр: Никита Михалков.
Сценаристы: Фридрих Горенштейн, Андрей Кончаловский.
Оператор: Павел Лебешев. Композитор: Эдуард Артемьев.
Художники: Александр Адабашьян, Александр Самулекин.
СССР. Производство: Мосфильм. 1975.
Крым. 1918 год. В России бушует Гражданская война, а здесь, в небольшом городке, занятом белогвардейцами, московская киногруппа снимает салонную драму. В главных ролях – звёзды немого кинематографа Ольга Вознесенская и Владимир Максаков, а оператор – Виктор Потоцкий. Окружающие не подозревают, что Потоцкий является революционером, руководителем подпольной группы.
Премьера: 27 сентября 1976.
Награды:
Приз за лучшую режиссуру на МКФ в Тегеране (1976).
Герои фильма:
Ольга Николаевна Вознесенская, актриса, звезда немого кино (Елена Соловей)
Виктор Иванович Потоцкий, оператор, руководитель подпольной группой революционеров (Родион Нахапетов)
Александр Александрович Колягин, кинорежиссер (Александр Калягин)
Савва Яковлевич Южаков, продюсер (Олег Басилашвили)
Николай Николаевич Федотов, капитан, начальник контрразведки (Константин Григорьев)
Лёша Канин, актёр (Евгений Стеблов)
Другие персонажи:
Любовь Андреевна, мать Ольги Вознесенской (Вера Кузнецова) |
Трофименко, член подпольного ревкома, казнённый Федотовым (Борис Галкин) |
Предыстория создания фильма «Раба Любви»
Предыстория создания фильма «Раба Любви» оказалась непростой. Изначально сценерий, над которым работали Андрей Кончаловский и Геннадий Шпаликов, носил название «Нечаянные радости». Это должна была быть ретро-комедия о российском дореволюционном немом кинематографе и конкретно о звезде того времени Вере Холодной. На главную роль планировалась Инна Гулая, внешне похожая на знаменитую актрису. Но что-то в совместной работе сценаристов не сложилось, и вместо Шпаликова соавтором Кончаловского стал Фридрих Горенштейн.
Режиссёром картины был назначен Рустам Хамдамов, для которого этот фильм мог стать первой полнометражной работой. Однако Хамдамов имел свой взгляд на картину: вместо ретро-комедии он планировал снять исторический детектив с мистическим уклоном. В тайне от авторов он стал работать над своим вариантом сценария. На главнуюроль он утвердил Елену Соловей. Вот только отстоять перед руководством «Мосфильма» своё видение ему не удалось, и в результате Хамдамов был отстранён от съёмок.
Продолжить работу предложили Никите Михалкову. Тот же решил снимать фильм заново. Михалков полностью переработал сценарий, изменил название на «Раба любви». Сменился и жанр - теперь это драма о судьбах русской интеллигенции в непростое, смутное время. Под новую идею требовались и другие актёры. Из прежнего состава осталась лишь Елена Соловей, а её партнёрами стали Александр Калягин, Олег Басилашвили, Евгений Стеблов, Юрий Богатырёв.
Сюжет, герои и их прототипы
Действие фильма «Раба любви» разворачивается в драматической для страны время: осень 1918 года, Гражданская война, в Москве - большевики, а на юге - белогвардейцы. Там, на юге, в небольшом крымском городке работает киногруппа. Киношники стараются не интересоваться политикой, они заняты искусством, съёмками салонной мелодрамы «Раба любви». В главной роли снимается звезда немого кино Ольга Вознесенская.
В Ольгу влюблён оператор группы Виктор Потоцкий. Никто не догадывается, что он является революционером, руководителем подпольщиков. Виктор тайком снимает бесчинства белых: аресты, расстрелы.
Тем временем по следам подпольщиков идёт начальник контрразведки белых Николай Николаевич Федотов. По его указанию расстреливают красноармейцев, а затем убивают и самого Потоцкого. Ольга Вознесенская оказывается свидетельницей расстрела. Невольно она вовлекается в подпольную деятельность.
Роль Ольги Вознесенской исполнила Елена Соловей. Не секрет, что прототипом героини стала звезда немого кинематографа Вера Холодная. Однако Никита Михалков и Елена Соловей наполнили образ новым содержанием, привнесли в него своё видение. Актриса идеально подошла для этой роли, продемонстрировав неповторимую мимику, пластику, тембр голоса, манеры, лёгкую экзальтированность. Именно благодаря её органике фильм приобрёл особую атмосферу, наполненную светом и надеждой на фоне общей безысходности. Можно с уверенностью сказать, что львиная доля успеха фильма принадлежит Елене Соловей.
Своих реальных прототипов имели и некоторые другие герои картины. Так оператор Виктор Потоцкий в исполнении Родиона Нахапетова вобрал в себя некоторые черты мужа Веры Холодной, одного из первых российских автогонщиков Владимира Холодного.
Олег Басилашвили создал образ трогательного, отчасти комичного продюсера Саввы Южакова. Здесь явно прослеживаются аналогии со знаменитым пионером отечественного кинематографа Александром Ханжонковым. Его студия, где снимались Вера Холодная, Витольд Полонский и другие знаменитые актёры, выпустила огромное количество фильмов, многие из которых стали отечественно классикой.
Прототипом актёра Алексея Канина в исполнении Евгения Стеблова послужил уже упомянутый Витольд Полонский. До революции Полонский был невероятно популярен, имел амплуа первого героя-любовника, переиграл множество главных ролей. Евгений Стеблов, готовясь к роли, просмотрел фильмы с участием Полонского, перенял его манеры, а от себя привнёс в образ высокий, противный голос. От этого персонаж заиграл яркими красками. В противном голосе героя закладывалась и драма, которая в будущем при появлении звукового кино постигнет многих актёров.
Среди главных героев также стоит выделить режиссёра Александра Александровича Колягина, которого с блеском сыграл Александр Калягин. У данного героя прототипа нет, это собирательный образ режиссёров дореволюционного кино. И какой же колоритный получился персонаж! Как не вспомнить его слова: «Есть хочется, худеть хочется» или комичные подпрыгивания с целью подтянуться.
В центре сюжета «Раба любви» стало противостояние белых и красных. Однако картина, всё-таки не об этом. Как уже говорилось, основным мотивом стала драма отечественной интеллигенции в переломный период. Герои-киношники пытаются продолжать жить в старом мире, которого уже нет. За съёмками фильма они стремятся укрыться от действительности, дистанциироваться от неё. Но суровая реальность настигает их. Вот и главная героиня невольно вовлекается в водоворот политической борьбы и словно прозревает. В финале звучат её слова «Господа, вы звери…», ставшие впоследствии крылатыми.
Игорь BIN
Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.