Опросы
Авторизация
Полезная информация
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Драма "Дело Румянцева"
Режиссер: Иосиф Хейфиц.
Сценаристы: Юрий Герман, Иосиф Хейфиц.
Операторы: Моисей Магид, Лев Сокольский.
Композитор: Венедикт Пушков. Художники: Исаак Каплан, Белла Маневич.
СССР. Производство: Ленфильм. 1955.
Начальник автобазы отправляет ничего не подозревающего водителя Сашу Румянцева в рейс с краденым грузом. Когда Саша попадается, всю вину перекладывают на него. Поначалу расследовать дело берётся бездушный капитан милиции, который не стремится найти истинных преступников. К счастью для Румянцева, позже к расследованию подключается полковник Афанасьев.
Премьера: 8 марта 1956.
Награды:
Приз на МКФ в Карловы-Вары (1956).
Главные герои:
Саша Румянцев, шофер-дальнорейсовик (Алексей Баталов)
Клавдия Науменко (Нелли Подгорная)
Сергей Иванович Афанасьев, полковник (Сергей Лукьянов)
Евдокимов, шофёр (Геннадий Юхтин)
Василий Лемехов, шофёр (Владимир Лепко)
Мишка Снегирев, шофёр (Евгений Леонов)
Корольков, начальник эксплуатации (Николай Крючков)
Шмыгло, рецидивист, он же - Запрудный, Прибытков, Дальский, Попов (Виктор Чекмарёв)
Самохин, следователь, капитан (Пётр Лобанов)
Другие персонажи:
дядя Яша, шофер (Аркадий Трусов) |
Прус, он же Сенька Хорёк (Антс Эскола) |
"Дело Румянцева" - драматичная история обычного шофёра
«Дело Румянцева» - второй фильм режиссёра Иосифа Хейфица после «Большой семьи», в котором он снял Алексея Баталова. Позже последуют их совместные работы «Дорогой мой человек», «Дама с собачкой» и «День счастья». Сотрудничество этих двух больших мастеров принесло им обоим всесоюзную славу и признание.
Фильм «Дело Румянцева» был поставлен в 1955 году в жанре криминально-психологической драмы. В центре сюжета – судьба обычного шофёра Саши Румянцева. Начальник базы Корольков, связанный с бандой спекулянтов, посылает ничего не подозревающего парня в рейс с краденым грузом. В результате Румянцева задерживают правоохранительные органы. У него обнаруживают поддельные накладные и пакет с деньгами. Саша пытается объяснить, что он не виновен, но допрашивающий его капитан ему не верит. В дело вмешивается полковник милиции Афанасьев. Допросив Сашу, пообщавшись с его товарищами-шофёрами, он догадывается, что парня подставили. Теперь необходимо выявить всех настоящих преступников…
***
Режиссёр Иосиф Хейфиц тщательно готовился к съёмкам: он встречался с сотрудниками из ОРУД и ГАИ, присутствовал на допросе, повидал живого афериста, побывал в детдоме и в приёмном покое «скорой помощи», познакомился с работой начальника эксплуатационного отдела автобазы, провёл день с шофёрами-дальнерейсовиками. Серьёзно подошёл к своей роли Саши Румянцева и Алексей Баталов, который прошёл обучение вождению тяжёлых грузовиков. Всё это стало залогом полного погружения в тему фильма.
Хочется отметить, что «Дело Румянцева» - не классический детектив. Детективная линия здесь уходит на второй и даже третий план, поскольку зрителям и так ясно, кто преступники. Главной составляющей в фильме является драма честного человека, обычного советского парня, неожиданно угодившего в сложные жизненные обстоятельства, ставшего не по своей воле пособником расхитителей. И ведь на его месте мог очутиться любой другой.
При этом важной задачей было не уйти в скучное и, тем более, назидательное повествование. Иосиф Хейфиц поставил это во главу своего творческого плана. Сюжету картины был придан максимальный динамизм, интрига. Немаловажное значение сыграла и блестящая работа операторов. Одной из эффектных сцен стал эпизод, когда Румянцев мчит по шоссе, впереди неожиданно появляется девочка, а свернуть некуда: слева встречные машины, справа – кирпичный забор. Операторы сумели передать трагизм этих секунд, предшествующих катастрофе, глазами самого шофёра.
Но вернёмся к драматичной судьбе самого Саши Румянцева. Изначально в книге и написанном по ней сценарии история развивалась предельно жёстко: представители милиции Саше не верили, оскорбляли. При создании фильма на Хейфица надавили «сверху», мол, он дискредитирует советскую милиции. Режиссёр воспринял это болезненно и пошёл на некоторые уступки, введя в сюжет справедливого начальника, полковника Афанасьева, который с участием относится к Румянцеву, вникает в его дело. Его сыграл популярный актёр Сергей Лукьянов.
Впрочем, остался и бездушный капитан милиции, следователь Самохин в исполнении Петра Лобанова. Ведь на нём во многом держался сюжет. Самохин не заинтересован в тщательном расследовании, его цель – быстрее найти виновного и закрыть дело. Отсюда и отчаяние главного героя – Румянцев буквально на грани нервного срыва, что великолепно сыграл Алексей Баталов.
Говоря шире, «Дело Румянцева» - это социальная драма о Добре и Зле. Причём, надо отметить, что многие фильмы того времени чётко разделяли героев на положительных и отрицательных. Хейфиц подошёл к этому намного глубже. В «Деле Румянцева» отрицательными персонажами являются далеко не только преступники или бездушный следователь (что для того времени тоже было вызовом). Вот взять того же шофёра Мишку Снегирёва, великолепно сыгранного молодым Евгением Леоновым. Ведь поначалу он представляется эдаким, компанейским душевным парнем, милейшим увальнем, вызывающим симпатию. Когда же Румянцев попадает в трудную ситуацию, проявляется истинное Мишки, он оказывается предателем, банальным трусом. На просьбу Румянцева подтвердить, что видел его, он отвечает: «Ты меня не впутывай. Я сам по себе, а ты сам по себе». Ему поддакивает и его жена Нонна в исполнении Инны Макаровой, мол, нечего нас, честных людей, трогать.
А чем лучше тётка Клавы, которую сыграла Евгения Лосакевич? Женщина постоянно пилит девушку, утверждая, что Румянцев её бросил, что у него таких, как она, пруд пруди. В свою очередь, Клава (Нелли Подгорная) остаётся верной и преданной своему любимому.
Любовь – вот вторая важная тема фильма. В своё время некоторые критики пытались обвинять Хейфица в перекосе детективной картины в сторону мелодрамы. А ведь эти отношения являются краеугольным камнем истории. Романтическое знакомство Саши и Клавы, любовь с первого взгляда, внезапное расставание. Да разве без её поддержки, так же как без поддержки его верных товарищей, главный герой смог бы пережить то, что с ним случилось…
Любовь проявляется и в отношении самого режиссёра к героям фильма. «Любить людей, быть бдительным, ненавидеть врагов, не это ли генеральная идея кинокартины?», - писал Иосиф Хейфиц. Как трогательно выписан в фильме образ шофёра Евдокимова, простого, неказистого мужика в исполнении Геннадия Юхтина. У него своя драматичная судьба – бывший детдомовец, не имеющий родных, и вот теперь ни как не складывается личная жизнь, о чём он честно признаётся. Широкая, добрая душа мужчины раскрывается, когда он принимает решение взять опеку над детдомовским мальчишкой Сашкой и воспитывать его, как брата.
Едва выйдя на экраны, фильм сразу же привлёк внимание своей свежестью, искренностью, острым драматизмом. В прокате 1956 года он занял шестое место, собрав 31,8 миллиона зрителей. Высоко оценили картину и специалисты: Приз на кинофестивале в Карловых Варах.
Игорь BIN
Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.