Опросы

Нравится наш новый дизайн?

Александра Гончарова_Фото_Актеры советского и российского кино

Фото Александры Гончаровой

Фильмография:

1909 Русская свадьба XVI столетия
1909 Песнь про купца Калашникова
1909 Выбор царской невесты
1909 Чародейка
1909 Преступление и наказание
1909 Не пора ль, Пантелей, постыдиться людей
1909 Мёртвые души
1909 Женитьба
1909 В полночь на кладбище
1909 Ванька-ключник
1909 Боярин Орша
1909 Вадим
1910 Русалка
1910 Пиковая дама
1910 Маскарад
1910 Мания величия, или Записки сумасшедшего, Васильки
1910 Коробейники
1910 Жизнь и смерть А.С.Пушкина
1911 Светит, да не греет
1911 Последний нынешний денечек
1911 Оборона Севастополя
1911 На бойком месте
1911 Князь Серебряный
1911 Евгений Онегин
1911 Василиса Мелентьева и царь Иван Васильевич Грозный
1911 Боярская дочь
1912 Снохач
1912 Рабочая слободка
1912 Крестьянская доля
1912 Братья-разбойники
1912 Барышня-крестьянка
1912 1812 год
1914 Волга и Сибирь
1915 Царь Иван Васильевич Грозный


ГОНЧАРОВА
Александра Васильевна

01.04.1888 – 1969

Театр

Александра Гончарова родилась 1 апреля 1888 года в семье актёра и режиссёра московского Введенского народного дома Василия Гончарова. Уже в четыре года девочка дебютировала на сцене. Маленькой Саше необходимо было выйти и произнести: «Папа, дай маме денег», за это ей обещали куклу. Поскольку на сцене находился отец Саши, справилась она с этим отлично.

Вполне естественно, что, когда Александра подросла, она стала играть в труппе Введенского народного дома. Здесь-то и произошла её встреча с пионером российского кинематографа Александром Ханжонковым.

Кино

До 1908 года российского игрового кинематографа просто не существовало. Были лишь отдельные попытки съёмок документальных короткометражек. А вот зарубежные фильмы уже начали появляться. Их распространением занимался в том числе и Александр Ханжонков, создавший в 1906 году предприятие «А. Ханжонков и Ко».

В 1908 году Ханжонков обратился к актёрам Введенского народного дома с предложением принять участие в создании первых отечественных игровых фильмов. Старшее поколение труппы отказалось - тогда многие не воспринимали кино как вид искусства. Молодые же, и в их числе Александра Гончарова, а также её отец, загорелись этой идеей.

Впоследствии Александра Васильевна рассказывала: «Мы были полны энтузиазма. Не интересовали ни денежное вознаграждение, ни условия работы. Главным было осознание того, что мы первыми создаем свои, русские фильмы. Конечно, никакого опыта не было, все делалось на ощупь».

Первой работой Александры на экране стала роль невесты в фильме Василия Гончарова «Русская свадьба XVI столетия». По словам актрисы, сценария никакого не было. Необходимо было просто отснять три эпизода: приход сватов, благословение и пир. На каждый из них отводилось определённое время, в течение которого актёры выполняли команды режиссёра. Александра Васильевна вспоминала: «От страха, что вот-вот могут пройти драгоценные две минуты мы совсем обезумели и всю сцену провели в таком быстром темпе, что, когда фильм вышел на экраны, невозможно было понять, благословляют ли нас родители иконой или бьют ею по голове».

За первой работой последовали новые в картинах режиссёров Петра Чардынина и Василия Гончарова. Александра, как и другие актёры, училась, набиралась опыта, много снимаясь в экранизациях отечественной классики. Прогресс был заметен в следующие пару лет. У Чардынина она сыграла главные роли в фильмах: «Женитьба» по Гоголю (Агафья Тихоновна), «Боярин Орша» (дочь Орши) и «Вадим» (Ольга) по Лермонтову, «Пиковая дама» (Лиза) по Пушкину. У Гончарова актриса создала образ Сони Мармеладовой в драме «Преступление и наказание» по Достоевскому.

В 1911 году Александра Гончарова приняла участие в съёмках первого отечественного полнометражного художественного фильма «Оборона Севастополя», посвященного подвигу русских солдат в Крымской войне.

Александра Гончарова активно снималась до 1915 года. Среди других её работ: Наташа, дочь мельника в драме «Русалка», Ольга в драме «Евгений Онегин», Елена Дмитриевна в драме «Князь Серебряный», Лиза в мелодраме «Барышня-крестьянка», Ольга в драме «Царь Иван Васильевич Грозный», Маша в драме «Крестьянская доля».

К сожалению, о творческой судьбе Александры Васильевны после революции материалов нет. Известно лишь, что прожила актриса долгую жизнь. Скончалась она в 1969 году, была похоронена на Даниловском кладбище.

Игорь BIN

Использованные материалы:
Материалы сайта http://museumschelykovo.ru