Опросы

Нравится наш новый дизайн?

.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.

Военно-историческая драма "Оборона Севастополя"
Другое название "Воскресший Севастополь"

Режиссёры: Василий Гончаров, Александр Ханжонков
Сценаристы: Василий Гончаров, Александр Ханжонков
Операторы: Луи Форестье, Александр Рылло
Художник: В. Фестер. Композитор: Георгий Козаченко. Продюсер: Александр Ханжонков
Российская империя. Производство: Т/Д А.Ханжонковъ и Ко. 1911

Оборона Севастополя Первый российский полнометражный немой фильм. Кинокартина посвящена подвигу русских солдат в Крымской (Восточной) войне.

Премьера: 26 октября 1911

Герои фильма:
адмирал Корнилов (Иван Мозжухин)
адмирал Нахимов (Андрей Громов)
граф Тотлебен (Арсений Бибиков)
матрос Кошка (Николай Семёнов)
маркитантка (Ольга Петрова-Званцева)

В эпизодах: Борис Борисов, Павел Бирюков, Александра Гончарова, Владимир Максимов.


«Оборона Севастополя» - киношедевр немого кино, как памятник героизму русского народа

Оборона СевастополяФильм «Оборона Севастополя» является первой отечественной полнометражной кинолентой, одной из важнейших постановок в истории российского кинематографа.

Идея фильма родилась у режиссёра Василия Гонарова, того самого, который двум годами ранее поставил первый отечественный короткометражный игровой фильм «Стенька Разин». Теперь же в его планах было снять дорогую полнометражную киноленту о драматической странице нашей истории – Крымской войне. Длительность фильма по тем временам должна была стать беспрецендентно длинной - более ста минут. С этим предложением он обратился к ведущему российскому кинодеятелю Александру Ханжонкову, руководителю Торгового Дома «А.Ханжонков и Ко».

В своих воспоминаниях Ханжонков рассказывал, что отнёсся к идее скептически, но пообещал поддержку, если Гончарову удасться добиться Высочайшего разрешения на массовые съёмки на местах сражений. Гончаров отправился в Петербург и не только добился разрешения, но и получил обещание на частичное финансирование будущего фильма из казны. Кроме того Николай II распорядился создать большую группу военно-исторических консультантов, для того, чтобы максимально точно воспроизвести реальные события Крымской войны. Ничего подобного в российском кинематографе до этого не было. Ханжонков ничего не оставалось, как включиться в съёмочный процесс. Он также вложил в создание фильма свои деньги (по его воспоминаниям – практически все имеющиеся средства), и в итоге общий бюджет картины составил огромные по тем временам средства – 40 000 рублей.

Оборона СевастополяБлагодаря столь серьёзной, масштабной подготовке Гончарову и Ханжонкову удалось поставить настоящий шедевр, посвящённый подвигу русской армии и народа. Открывалась картина крупными планами императоров Николая I и Александра II, а также руководителей и героев обороны Севастополя. Затем зрители становились свидетелями драматического решения о затоплении нашего флота в целях перекрытия вражеским судам фарватера Северной бухты, строительства жителями города и солдатами укреплений, штурма Севастополя вражескими войсками, деятельности адмиралов Корнилова и Нахимова, подвига матроса Кошки, работы сестёр милосердия, героизма русских солдат и матросов, защищающих Севастополь, а также севастопольских детей, собирающих вражеские ядра. Для схёмок батальных сцен были привлечены регулярные подразделения Русской армии и ветераны обороны Севастополя. Было израсходовано около 3-х тысяч разрывных снарядов и затоплено несколько судов. Снимали сразу двумя аппаратами, с панорамированием и сменой ракурсов. И это тоже было новаторством, до этого так не снимал никто в мире!

Заканчивался фильм документальными съёмками, в которых приняли участие ветераны – участиники Крымской войны. В объектив камеры, сверкая медалями, по очереди подходили бывшие рядовые, унтер-офицеры и сёстры милосердия. Эти кадры стали настоящим памятником их подвигу.

Первый показ фильма «Оборона Севастополя» состоялся 26 октября 1911 года в царском дворце в Ливадии. Вслед за этим кинокартина выщла в широкий прокат. В прокате фильма также были применены новаторства. Так в некоторых крупных кинотеатрах «Оборона Севастополя» демонстрировалась не только под музыкальное сопровождение, но и под звуковые «спецэффекты» - за кулисами использовали холостые выстрелы, изображающие стрельбу и пушечные залпы. Порой из-за образовавшегося дыма приходилось даже прерывать сеансы, чтобы проветрить зал.

К сожалению, уже в советское время фильм был перемонтирован и сокращён (из него удалили все эпизоды подчёркнуто религиозного и монархического содержания), а также сопровождён новыми титрами. Этот вариант был включён в собрание Госфильмофонда и только он сохранился до наших дней.

Фото из фильма
Постер фильма

Игорь BIN

Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.