Опросы
Авторизация
Полезная информация
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Драма "Вадим"
Режиссёр: Пётр Чардынин.
Сценарист: Пётр Чардынин. Оператор: Владимир Сиверсен.
Продюсер: Александр Ханжонков.
Российская империя. Производство: А. Ханжонковъ. 1909.
Драма по мотивам неоконченной повести Михаила Юрьевича Лермонтова. Когда-то помещик Палицын разорил своего соседа, оставив сиротами его детей Ольгу и горбатого Вадима. Девочку он взял себе в воспитанницы. Прошли годы, Ольга выросла и стала предметом вожделения Палицына. Вадим решает отомстить обидчику. А Ольга, тем временем, влюбляется в сына помещика Юрия.
Фильм сохранился без надписей.
Премьера: 2 ноября 1910.
Герои фильма:
боярин Палицын (Пётр Чардынин)
Ольга, воспитанница Палицына (Александра Гончарова)
Юрий, сын Палицына (Андрей Громов)
Вадим, брат Ольги (Николай Сперанский)
Федосеич, слуга Палицыных (Павел Бирюков)
Экранизация раннего романа Лермонтова
Неоконченный роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Вадим» мало известен широкой публике. Вообще-то название романа – условное, поскольку в сохранившейся рукописи был вырван первый лист. Над романом Лермонтов работал в юности (в 1832-1834 годы), во время обучения в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Сюжет соединил в себе эмоциональный романтизм с реалистическим сценами, построенными на живой речи.
Единственной российской экранизацией романа стал короткометражный чёрно-белый немой фильм одного из зачинателей отечественного кинематографа режиссёра Петра Чардынина. Чардынин нередко обращался к российской классике. До «Вадима» он уже ставил фильм по произведению Лермонтова – драму «Боярин Орша».
Действие фильма «Вадим» происходит в период Пугачёвского бунта 1773-1775 годов. Несколько лет назад помещик Палицын разорил своего соседа, оставив сиротами его трехлетнюю дочь Ольгу и горбатого сына Вадима. Это в кинокартину Петра Чардынина не вошло. События фильма разворачиваются спустя несколько лет. Ольга, которую Палицын взял себе в воспитанницы, выросла, стала красавицей. Пожилой помещик явно неравнодушен к ней, пытается её соблазнить. Тем временем, Вадим устраивается в холопы к Палицыну, который его не узнаёт. Цель Вадима – отомстить обидчику отца. Он открывает свои замыслы Ольге. Сначала она соглашается помочь брату, но затем в имение приезжает сын Палицына Юрий, и Ольга влюбляется в него. Теперь она против мести брата.
Озлобленный Вадим отправляется в стан к Пугачёву. Вместе с разбойниками он нападает на поместье Палицына и убивает его жену. Сам помещик, находящийся на охоте остаётся жив. Юрий предупреждает отца и собирается увезти Ольгу, которая спряталась в бане. Он отправляет к ней своего слугу Федосеича. Вадим, жаждущий расквитаться с семейством Палицыных, караулит у бани. Он убивает Федосеича и только после этого поминает, что пострадал совсем другой человек. Пока Вадим рыдает, Ольга убегает к Юрию…
Пётр Чардынин – настоящий подвижник, новатор, внёсший важный вклад в развитие отечественного кинематографа. Его картина «Вадим» для того времени (а снималась она в самом начале становления российского кино) получилась весьма сильной. В технической части она выделялась тем, что съёмки велись не только на фоне декораций, но и на природе. На приличном уровне была операторская работа. Камера, хотя и оставалась статичной (характерно для кино того времени), но была грамотно выстроена, что помогло избежать типичных в раннем кинематографе ошибок нарушения кадрирования.
Не случайно пресса начала ХХ века отозвалась о фильме положительными рецензиями. Так «Сине-фоно», главный российский дореволюционный журнал, посвящённый кинематографу, писал: «Фильм произвёл огромное впечатление тем, что далеко опередил все предыдущие постановки, блеснув некоторыми прямо-таки эффектными, в смысле перспективы, местами. Эта картина далеко оставляет за собой всё, созданное нами до сего времени». Конечно, такая оценка выглядит несколько преувеличенно, но это не умаляет заслуг фильма.
В художественной части фильм также оказался на приличном уровне. Да, Чардынин значительно упростил сюжет и немного сместил акценты. Если в романе Вадим представлялся благородным, но озлобившимся героем, то в фильме он приобрёл больше негативных черт. Тем не менее, режиссёр сумел сохранить принцип «двойного сострадания». Об этом писала литературовед Валентина Рогова, отмечая, что картина получилась полна искреннего сочувствия и к лиходеям, и к их жертвам, в чём и заключается её нравственная сила.
Игорь BIN
Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.