Опросы
Авторизация
Полезная информация
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Лирическая комедия "Я шагаю по Москве"
Режиссёр: Георгий Данелия.
Сценарист: Геннадий Шпаликов. Оператор: Вадим Юсов.
Композитор: Андрей Петров. Художник: Александр Мягков.
СССР. Производство: Мосфильм. 1963.
Лирическая картина о молодёжи начала 60-х. Один день из жизни молодого рабочего-метростроевца Николая и его знакомых – парня-монтажника Володи, написавшего рассказ и приехавшего из Качинска в Москву для встречи с редактором журнала, очаровательной продавщицы грампластинок из ГУМа Алёны и призывника Саши, собирающегося жениться.
Премьера: 11 апреля 1964.
Награды:
Специальный диплом Каннского кинофестиваля молодому кинематографисту – режиссёру Георгию Данелии (1964)
Приз I-го Всесоюзного кинофестиваля за лучшую операторскую работу – оператору Вадиму Юсову (1964)
Первая премия на Международном техническом конкурсе фильмов в рамках VI конгресса УНИАТЕК в Милане - оператору Вадиму Юсову (1964)
Премия XV МКФ трудящихся Чехословакии и диплома участия на встрече-смотре в Праде, Франция - оператору Вадиму Юсову (1964)
Герои фильма:
Николай, молодой рабочий-метростроевец (Никита Михалков)
Владимир Ермаков, молодой рабочий из Качинска (Алексей Локтев)
Алёна, продавщица грампластинок (Галина Польских)
Саша Шаталов, друг Коли (Евгений Стеблов)
Другие персонажи:
Светка, невеста Саши (Инна Титова) |
дежурная на станции метро (Алевтина Румянцева) |
Эпизоды: Вероника Бужинская, Александр Мыльников и др.
Изящный шедевр Георгия Данелии
Толчком к созданию будущего киношедевра «Я шагаю по Москве» стала одна единственная сцена, придуманная молодым сценаристом Геннадием Шпаликовым – дождь, девушка, идущая босиком и размахивающая туфлями в руке, промокший парень на велосипеде, который медленно следует за ней. Кто эти парень и девушка, что было до, и что после – больше на тот момент задумок у Шпаликова не было. Но сцена была великолепна, она задавала необходимый тон будущей картине, и Георгий Данелия, которому Шпаликов рассказал о своём замысле, не мог от неё отказаться.
Уже после этого вокруг данной сцены стал строиться сценарий, появились персонажи фильма - сначала метростроевец Колька и приехавший в столицу Володя, позже к ним присоединились продавщица из ГУМа Алёна и друг Кольки Саша, который собирается жениться, а его призывают в армию. А сам сюжет стал складываться, как зарисовка одного дня, в который с героями происходят самые разные ситуации. По ходу работы над сценарием какие-то сцены добавлялись, какие-то убирались, тоже самое происходило и со второстепенными персонажами. Так, например, поначалу в сценарии присутствовал бывший ухажёр Алёны Митя, но затем его решили исключить из повествования. То же самое происходило и с названием картины – оно менялось пару раз. Сначала сценарий носил название «Верзилы», затем был переименован в «Приятели», и лишь потом приобрёл всем известное название «Я шагаю по Москве», которое наиболее точно и полно отразило общую идею фильма.
Почему «Я шагаю по Москве»? Да потому что именно Москва стала главным действующим лицом фильма. Светлая, чистая и солнечная – именно такой предстала столица в картине Георгия Данелии. И та самая сцена с девушкой и парнем под дождём тоже блестяще вписывалась в картинку Москвы. Соответственно данный настрой поддерживали и персонажи фильма. Они не были похожи на киношно-плакатных героев. Молодые, разные по характеру, но одинаково жизнерадостные и целеустремлённые, они были просты и понятны молодёжи того времени, созвучны с ней.
Метростроевца Кольку сыграл Никита Михалков. Это он гораздо позже станет метром отечественного кинематографа, а на тот момент в активе 18-летнего актёра были лишь пара эпизодов, да роль Вадима в фильме «Приключения Кроша». На роль Коли его «сосватал» старший брат Андрей Михалков-Кончаловский, а Шпаликов его поддержал. Данелия поначалу сомневался в данной кандидатуре, он видел в роли Кольки актёров чуть постарше, рассматривая Геннадия Бортникова и Виталия Соломина. Но Шпаликов сумел его убедить, и в итоге получился блестящий образ несколько беспечного, но очень энергичного и невероятно обаятельного балагура. Именно персонаж Никиты Михалкова скрепляет весь сюжет, он, в силу своего характера постоянно принимает участие во всех событиях, происходящих вокруг него.
Алексей Локтев, сыгравший роль молодого рабочего и писателя из Качинска Володи Ермакова, имел чуть больший опыт в кино. Он уже был известен по главной роли в замечательном фильме Якова Сегеля «Прощайте, голуби». Но именно роль Володи на долгие годы стала его визитной карточной. Спокойный, приятный, какой-то очень основательный парень – именно таким он предстал в фильме Данелии. По сюжету, Володя приезжал в столицу на один день, чтобы встретиться с редактором журнала «Юность» и услышать его мнение о написанном им рассказе. С Колей он знакомится случайно, и тот становится его проводником по Москве.
В роли очаровательной продавщицы грампластинок Алёны снялась Галина Польских, хорошо знакомая зрителям по фильму «Дикая собака Динго». Её героиня внесла дополнительную порцию света и романтизма в сюжет. Ведь парни раскрываются именно рядом с красивой девушкой. Ещё вчера все трое не были знакомы, и вот уже сердце Кольки учащённо бьётся при виде Алёны, и молодой сибиряк Володя не может устоять перед её обаянием. Но в картине нет какой-то сильной ревности, вызванной любовным треугольником (ну, разве, самая малость со стороны Коли), здесь лишь зарождающиеся чистые чувства, ощущение влюблённости, радости.
Ещё одним главным героем стал друг Коли Саша, которого сыграл Евгений Стеблов. Его персонаж – несколько нескладный юноша, незадачливый жених, который всё вокруг воспринимает слишком непосредственно и эмоционально. Он то просит об отсрочке в армию из-за своей свадьбы, то ссорится по надуманному пустяку с невестой…
Безусловно, маленьким шедевром стала сцена с полотёром, которого сыграл Владимир Басов. Этот эпизод был включён в сценарий уже позже, для внесения в сюжет необходимого конфликта. До этого Басов практически не снимался в кино (лишь отдельные, малозначительные эпизоды) и был известен только как режиссёр. В картину Данелии он попал случайно – по рассказам, он проходил мимо студии и согласился сняться. Очередной эпизод вылился в великолепную, остроумную сцену, своего рода отдельный номер, в котором Басов впервые раскрылся как блестящий комедийный актёр. Его вдохновенно-поучительные высказывания «Писатель? Сейчас все писатели!», «Писатель должен глубоко проникать в жизнь!», «Каждый индивид должен иметь свою правду характера» после выхода фильма стали крылатыми.
Немало замечательных актёров снялось и в других ролях. Ролан Быков создал образ нервного, скандального прохожего, «загипнотизированного» главными героями. Во время съёмок Быков много импровизировал, благодаря чему его герой раскрылся, заблистал новыми красками. Лев Дуров сыграл милиционера в отделении, куда обратился герой Быкова, требующий задержания главных героев. Инна Чурикова - застенчивую девушку, участницу конкурса рисунков, Любовь Соколова – маму Николая, Валентин Смирнитский (будущий Портос) - эпизодическую роль покупателя в отделе грампластинок, а сам Данелия появился в образе чистильщика обуви.
Лёгкая, изящная, наполненная мягким лиризмом картина, отразившая радостное мировосприятие, характерное для оттепели начала 60-х, тем не менее, после выхода на экраны вызвала противоречивые отзывы критиков. Большинство хвалили фильм, но были и те, кто критиковал его за отсутствие конфликта и избыток умилённых эмоций. А вот зрители фильм приняли и полюбили сразу. Высоко оценили картину Данелии и за рубежом, отметив её оптимизм, очарование простотой и прелестной музыкой.
Игорь BIN
Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.