Опросы
Авторизация
Полезная информация
Фото альбом Фильмография:
|
УЛЬЯНОВА 30.06.1934, Горловка, Донецкая обл.- 09.06.2005, Москва Заслуженная артистка РСФСР (1989) Детство и юность Инна Ульянова родилась на Украине, в городе Горловка Донецкой области. Ее отец был крупным горным инженером, а мама работала строителем. Позже семья Ульяновых переехала в Москву и поселилась в доме Совета Министров. Это был необычный дом - три подъезда в нем были отданы известным кинематографистам. Поэтому юной Инне доводилось почти каждый день встречаться с кем-то из знаменитостей: Сергеем Герасимовым, Инной Макаровой, Мариной Ладыниной, Иваном Пырьевым. А какое счастье было видеть «главного принца страны» Алексея Консовского, героя фильма-сказки «Золушка»! Живя в такой атмосфере, вполне естественно, что все мечты девочки были обращены в сторону кинематографа… После окончания школы Инна Ульянова подала документы в Щукинское театральное училище. Шансов поступить у девушки было мало: театральные кружки она не посещала, да и внешне мало походила на советскую героиню - маленькая, худенькая блондинка, она смотрелась как ребенок. Не впечатлила приемную комиссию она и во время чтения прозы: Инне даже не дали дочитать отрывок до конца. А вот стихотворения девушке удались. Впоследствии Инна Ивановна рассказывала: «Я стала громко - как научили другие абитуриенты - читать басню Крылова. Но, как оказалось, заучила я ее автоматически. И только на экзамене до меня стал доходить смысл происходящего у Крылова! Я читала и заливалась смехом на каждой строчке. Члены комиссии подняли головы, потрясенные такой оригинальной интерпретацией. Стихотворение было еще круче. Я выбрала не популярного Пушкина, а малоизвестное стихотворение Ходасевича. Там был и «грошовый дом свиданий», и «сомнительные девы в непотребном хороводе». Комиссия вновь встрепенулась». В итоге комиссия решила принять неординарную абитуриентку, но с условием: если в течение полугода она разочарует преподавателей, не проявит своего таланта, то ее отчислят. Сомнения преподавателей оказались напрасными. Инна Ульянова училась отлично, радуя их своими достижениями, и в 1956 году благополучно окончила Щукинское училище. Театр. От Акимова до Губенко По окончании Щукинского училища начинающую актрису приняли в труппу Ленинградского государственного театра Комедии под руководством Николая Павловича Акимова. Здесь Инне Ульяновой довелось играть героинь как лирических, так и комедийных - в пьесах Шекспира, Сухово-Кобылина, Гоголя. Особенно удавались ей комедийные образы, успех был такой, что актрисе достаточно было просто выйти на сцену, и зал начинал хохотать. Достигалось все это упорной работой, ведь сам Николай Акимов говорил, что «до комедии не опускаются, а поднимаются». Этому правилу и следовала Инна Ульянова. Одной из лучших работ актрисы (и, к слову, последнее) была роль Юлии Джулии, блистательно исполненная Инной Ульяновой в знаменитом спектакле «Тень» по пьесе Евгения Шварца. Ленинград Инна Ульянова покинула в 1964 году по причине развернувшейся «антиакимовской» компании. Актриса переехала в Москву и устроилась в только что созданный Юрием Любимовым Театр драмы и комедии на Таганке. Очень скоро в театре за Инной Ульяновой закрепилось прозвище Инезилья. Так актрису прозвали за темперамент, остроумие и талант. Вениамин Смехов впоследствии так отзывался об Инне Ульяновой: «Артистизм и интеллигентность из самого высококачественного материала. Человек неподдельной радости. Недаром она была любима всеми». Параллельно работе в «Таганке» Инна Ульянова играла в театре Василия Ливанова «Детектив» («Ловушка для одинокого мужчины»). Несмотря на все перечисленные качества, карьера в «Таганке» у Инны Ульяновой складывалась непросто. Отношения с режиссером были натянутыми, в результате чего ролей актрисе доставалось крайне мало. В начале 90-х в Театре на Таганке возник конфликт, расколовший труппу на два лагеря. В 1993 году Николай Губенко со своими сторонниками ушел из театра, организовав «Содружество актеров Таганки». За ним последовала и Инна Ульянова. Дама с лисой Впервые на киноэкране Инна Ульянова появилась в 1956 году в знаменитой комедии «Карнавальная ночь». Впрочем, ее роль гостьи на карнавале была столь маленькая и незначительная, что актрису даже не указали в титрах. В дальнейшем Инна Ульянова снималась в небольших характерных ролях, многие из которых зрители сегодня и не вспомнят. Среди них: Калерия Ивановна в драме «Цветы запоздалые», учительница пения Марья Николаевна в детском фильме «Чудак из пятого «Б», мама Терещенко в школьной ленте «Переступи порог». В 1973 году актриса сыграла очередной эпизод на этот раз в знаменитом фильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Героиней Инны Ульяновой стала пьяная дама с лисой. Всего несколько минут на экране, но как это было сыграно! Настоящий шедевр! А ее знаменитые слова: «Вы должны меня послушать, Вы должны мне поверить! Когда о нас, о математиках, говорят как о сухарях - это ложь! В любви я - Эйнштейн!» Эта крохотная роль сразу же сделала актрису пусть не знаменитой, но, по крайней мере, узнаваемой. Тем временем Инна Ульянова продолжала играть в кино характерные второплановые роли. В их числе: член родительского комитета школы Эльвира Павловна в детском фильме «Когда я стану великаном», соседка Петровых Роза в фильме «Иванцов, Петров, Сидоров», миссис Гринье в военной драме «Бархатный сезон», тетя Тоня в молодежной ленте «К кому залетел певчий кенар», Алла в мелодраме «Опасный возраст». Вот так, постепенно актриса и подошла к своей звездной роли в картине «Покровские ворота»… Маргарита Хоботова Пьеса Леонида Зорина «Покровские ворота» была впервые поставлена в 1974 году на сцене Театра на Малой Бронной. В репертуаре она продержалась семь лет и неизменно шла с успехом. В начале 80-х режиссер Михаил Козаков решил поставить по пьесе кинокартину. Начальство «Мосфильма», недовольное сценарием, долгое время не давало ход съемкам, и только вмешательство уважаемой актрисы Софьи Пилявской (сыгравшей в картине одну из ролей) помогло Козакову осуществить задуманное. Первоначально на роль Маргариты Хоботовой режиссер планировал Наталью Гундареву. На другие главные роли также планировались звездные актеры: Евгений Лазарев, Андрей Миронов, Никита Михалков. Однако затем Козаков отказался от этой мысли и пригласил малоизвестных на тот момент актеров (исключение составил лишь Леонид Броневой). Так Маргаритой Хоботовой стала Инна Ульянова, Львом Хоботовым – Анатолий Равикович, Костиком – Олег Меньшиков, Саввой Игнатьевичем – Виктор Борцов. Инна Ивановна вспоминала: «Атмосфера на съемках была чУдной, настолько теплых, родственных отношений между актерами я больше не встречала. В этом заслуга Миши Казакова - режиссера картины - гениальный человек. <…> …На съемках «Покровских ворот» мне кажется, я была влюблена во всех наших мужчин. И Витенька Борцов - Савва Игнатьевич с которым мы дружим до сих пор, и Вовочка Рарикович – «мой первый муж», мне дороги одинаково. А как не полюбить совсем юного Олега Меньшикова - непосредственного, талантливого, изящного и, самое главное, непошлого». Инна Ульянова гениально создала образ властной, авторитарной женщины, эдакой «генерала в юбке», считающей, что лишь ее вмешательство в дела близких ей людей, делают их счастливыми. За легким, веселым сюжетом скрывался едкий политический подтекст: трагедия советской интеллигенции в лице Хоботова, которого правящая партия в лице Маргариты Павловны упрятывала в больницу за требование свободы. Фильм был снят в 1982 году, но на телеэкраны попал лишь в 1983-м. Причиной тому, что его «положили на полку» стал отъезд Елены Кореневой (сыгравшей в фильме Людочку) в США. Веселая, искрометная картина сразу же понравилась зрителям. Инна Ульянова вмиг стала всенародно известной, и впоследствии неизменно ассоциировалась в сознании миллионов, как энергичная Маргарита Павловна Хоботова. Сама же актриса признавалась, что в жизни совсем не похожа на Хоботову: «На самом деле я жуткая трусиха, и в отношении с мужчинами тоже. Но в творчестве я стараюсь добирать то, чего мне не хватает: самоуверенность, властность, даже нахальство, поэтому и появляются такие героини, как Маргарита Павловна». Кино и телевидение. 80-е – 90-е Фильм «Покровские ворота» принес Инне Ульяновой всенародную известность и… ничего не изменил в ее актерской судьбе. Маргарита Павловна Хоботова так и осталась единственной ее главной ролью в кино. В 80-е – 90-е годы она снялась в таких фильмах, как: «Осторожно - Василёк!» (воспитательница Елена Михайловна), «Не ходите, девки, замуж» (дама, охотящаяся за потенциальными женихами), «Где находится нофелет?» (Клара Семеновна, начальница Павла), «В городе Сочи темные ночи» (Маруся), «Биндюжник и король» (Макевна), «Наша дача» (Элла Андреевна), «Утомленные солнцем» (Ольга Николаевна, мать Маруси). Работала Инна Ивановна и на телевидении. Она принимала участие в съемках популярного детского юмористического киножурнала «Ералаш». В конце 90-х актриса стала «фирменным лицом» чистящего порошка «Comet». В рекламе этого средства она использовала любимый ею образ Маргариты Хоботовой. Ролик получился удачным и запоминающимся. Однако в то время участие звезд кино было не столь распространенным, и многие поспешили упрекнуть Инну Ивановну в меркантильности. На что она, вполне резонно, говорила, что ей ничуть не стыдно за эту работу: «Если актриса играет стерву, шлюху - она не стесняется, а если с экрана рассказывает о моющем средстве - ее начинают клеймить позором. И вы знаете, те, кто больше всего меня упрекал, сейчас сами демонстрируют зубную пасту и порошки - это же такой замечательный способ напомнить о себе». Личная жизнь Инна Ульянова несколько раз была замужем, но детей у нее не было. В жизни Инна Ивановна неизменно излучала жизнелюбие. Невероятно обаятельная, она нравилась мужчинам. Поэтому ее жизнь сопровождали многочисленные романы. Рассказывают, что к ней были неравнодушны знаменитый актер Евгений Моргунов и легендарный легкоатлет, олимпийский чемпион Валерий Брумель. Расположения актрисы добивался француз, летчик эскадрильи «Нормандия-Неман» Жан-Пьер Константен. После войны он остался жить и работать в России. Инна Ивановна рассказывала: «Для меня этот человек был воплощением настоящего мужчины: добрый, вежливый, мужественный, заботливый, ответственный и предельно честный - он даже не мог соврать по телефону, что меня нет дома. И я влюбила его в себя. Он, как истинный француз был гурманом, но приходил в восторг даже от простой жареной картошки с селедкой, которой я его угощала. Когда мы расставались, мы писали друг другу дивные письма, он посвящал мне стихи». Роман продолжался четыре года, но браком не завершился – в те годы выйти замуж за иностранца было невероятно сложно. Последние годы Инна Ивановна всегда тщательно следила за собой, за своим здоровьем. И в 60, и в 70 лет она продолжала оставаться энергичной и подтянутой. Каждое утро актриса начинала с долгих процедур ухаживания за лицом. В конце 90-х – начале 2000-х Ульянова блистала в антрепризах Михаила Козакова, Сергея Арцыбашева, Геннадия Хазанова. В начале нового века актриса сыграла несколько ролей в кино, самой яркой из которых стала хозяйка борделя в музыкальной комедии Дмитрия Астрахана «Леди на день». Инна Ивановна рассказывала: «Это забавная, почти водевильная Рождественская история, с хорошим актерским составом. Я получила истинное удовольствие наблюдать за работой Табакова, Нееловой, это не просто актеры талантливейшие, а еще и личности интересные, с ними после съемок поговорить очень даже любопытно. Да и сам Астрахан - просто неподражаем…» Скончалась Инна Ивановна 9 июня 2005 года. Причиной смерти был назван цирроз печени. Похоронена актриса на Ваганьковском кладбище, на Васильевской аллее (10 участок). Александр Яцко, работавший вместе с актрисой, так подвел итог ее творчества: «Ей, в отличие от многих наших коллег, повезло стать подлинной народной любимицей. Неважно, играла ли она свою блистательную Даму с лисой в «17 мгновениях весны», свою Маргариту в «Покровских воротах» или веселую тетку из рекламы мыла. Она все делала точно, она умела нравиться зрителю. И память о ней очень хорошая, я думаю, она будет жить очень долго, поскольку работы, названные мною – этого уже достаточно для актерского бессмертия». Игорь BIN Использованные материалы: |