Фото альбом Фильмография: 1911 Алкоголь и его последствия |
МОЗЖУХИН 26.09.1889, с. Кондоль Петровского уезда Саратовской губернии (ныне - Пензенская обл.) – 17.01.1939, Франция Юность Иван Мозжухин родился в селе Кондоль Петровского уезда Саратовской губернии (ныне - Пензенская обл.) в семье богатого крестьянина-землевладельца Ильи Ивановича Мозжухина. Уже с ранних лет у Ивана проявилась тяга к актерскому искусству. Учась во 2-й Пензенской мужской гимназии, он одновременно участвовал в любительских спектаклях. Отмечают, его яркую роль Хлестакова в постановке «Ревизора». В 1906 году Иван Мозжухин по настоянию родителей поступил на юридический факультет Московского университета. Однако юриста из него так и не вышло. Уже после первого курса он бросил учебу и заключил контракт с труппой актера и антрепренера П. Заречного. Для родителей это стало большим ударом, отец умолял непокорного сына вернуться в университет, но Иван оставался непреклонен. Три года Иван Мозжухин отдал работе на сценах провинциальных театров, постигая актерское мастерство. Тогда же он женился на сестре Заречного О. Телегиной, и вскоре у них родился сын Александр. В начале 1908 года на талантливого и перспективного актера обратили внимание столичные режиссеры, - он был принят в труппу Московского Введенского народного дома (руководитель - Н. Ф. Аксагарский). Параллельно (летом) он продолжал гастролировать с труппой Заречного. Работа в Введенском народном доме стала очередной ступенью в творчестве Ивана Мозжухина. На сцене этого театра им были созданы интересные характерные образы помещика Бабаева в комедии Островского, Базиля в пьесе Винникова «Мохноногое» и др. Осенью 1914 года Ивана Мозжухина, уже известного и популярного актера, пригласили в Московский драматический театр, где он проработал до 1917 года. Здесь ему довелось выступать на одной сцене с такими знаменитыми актерами, как Н. Радин, Е. Полевицкая, М. Блюменталь-Тамарина, И. Дуван-Торцов. Одной из лучших работ Мозжухина, несомненно, является роль графа Кпермона в пьесе Л. Андреева «Король, закон и свобода». Российский период кино Несмотря на удачные работы в театре, Иван Мозжухин прославился, в первую очередь, как киноактер. Режиссеров привлекла его характерная внешность: подвижное, выразительное лицо, огромные глаза, - то, что в условиях немого кино было очень важным. Неброский в жизни, на экране он оказался очень яркой личностью, поражая своей статью и обаянием. Иван Мозжухин начал сниматься в 1908 году, но первая известность к нему пришла в 1911. В научно-популярном фильме «Алкоголь и его последствия» он с блеском сыграл алкоголика, допившегося «до чертиков». Для того чтобы лучше войти в образ, он специально изучал соответствующую научную литературу. Большой удачей актера стала роль знаменитого адмирала Корнилова в фильме «Оборона Севастополя», поражающая необыкновенным портретным сходством. Мозжухин одним из первых постиг законы немого кинематографа. В отличие от других актеров, он не разбрасывался жестами, мимикой. Скорее, наоборот, его работу отличала сдержанность, точность в выражении чувств. Особенно выразительными были его глаза – знаменитые мозжухинские «глаза со слезой», как магнит притягивающие зрителя. Именно в такой, сдержанной манере им был сыгран скрипач Трухачевский в фильме «Крейцерова Соната», - роль, которая сделала актера знаменитым. Герои Мозжухина были очень разными, это и молодой еврей Исаак в ленте «Горе Сары», и Черт в «Ночи перед Рождеством», и Колдун в «Страшной мести». В экранизации пушкинского «Домика в Коломне» актер продемонстрировал мастерство перевоплощения, играя сразу две роли: кухарку Маврушку и гвардейского офицера. Расцвет творчества актера пришелся на 1914 год, когда в кинематографе господствовали герои «с садистски утонченной чувственностью». Яркий пример такого персонажа – доктор Ренэ в фильме «Жизнь в смерти», убивающий свою возлюбленную, чтобы набальзамировать труп и сохранить нетленной ее красоту. Среди других героев Мозжухина: королевич Елисей («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»), Мазепа («Мазепа»), Жорж Виноградов («Злая ночь»), Роберт («Ее геройский подвиг»), скрипач Ярон («Ты помнишь ли?»), художник Анатоль («Сорванец») и др. Не все из фильмов, в которых он снимался, были высокого уровня. Во многих, наоборот, присутствовали надуманные мелодраматические сюжеты, но актер, силой своего таланта, доводил их до подлинной человеческой трагедии. Весной 1915 года Иван Мозжухин снялся в фильме Бауэра «Дети Ванюшина» (по пьесе С.А. Найденова). Об этом фильме стоит упомянуть отдельно. Из-за большой конкуренции картина создавалась в страшной спешке и в результате получилась неудачной. Создатели не стали рекламировать картину, а снимавшиеся в ней актеры постарались скрыть свое участие. Тем не менее «Дети Ванюшина» вошли в историю отечественного кинематографа как единственный фильм, в котором вместе снялись две величайшие звезды: Иван Мозжухин и Вера Холодная (она исполнила роль Елены). К 1915 году Мозжухин уже был самым знаменитым российским киноактером, настоящей звездой немого кинематографа. Все чаще он стал сниматься в серьезных, психологически-сложных драматических ролях, нередко воплощая на экране персонажей русской классики. И это в условиях немого кино! В 1918 году Иван Мозжухин написал: «…уже определилось одно неоспоримое достоинство и сущность кинематографа – это его лицо, его глаза, говорящие не менее языка. Стало ясно, что достаточно актеру искренне, вдохновенно подумать о том, что он мог бы сказать, только подумать, играя перед аппаратом, и публика на сеансе поймет его; стоит актеру загореться во время съемки, забыть все, творя также, как и на сцене, и он каждым своим мускулом, вопросом или жалобой одних глаз, каждой морщинкой, заметной из самого далекого угла электротеатра, откроет с полотна публике всю свою душу. И она, повторяю, поймет его без единого, без единой надписи». Вот только подвластно такое мастерство было далеко не каждому актеру. Мозжухин один из немногих создавал на экране настоящие шедевры, ставшие классикой мирового кино. Самыми лучшими его работами стали: Герман в экранизации пушкинской «Пиковой дамы», Николай Ставрогин в одноименном фильме (экранизация «Бесов» Достоевского) и князь Касатский в фильме «Отец Сергий» (по Льву Толстому). Роль в «Отце Сергии» - вершина творчества Ивана Мозжухина. Своего героя актер сыграл на протяжении его долгой жизни, представ и в образе мальчишки-кадета, и честолюбивого гвардейского офицера, и обманутого жениха, и оборванного старика, бредущего по этапу в Сибирь. В каждом из обликов актер был органичен и убедителен. Не случайно, «Отец Сергий» - один из немногих фильмов, который смотрят с интересом и сегодня. Франция До 1919 года Иван Мозжухин снялся в более чем 70 фильмах. Но разразившаяся революция заставила актера эмигрировать из России. В феврале 1920 года он, вместе с другими российскими актерами, прибыл в Константинополь, а чуть позже перебрался во Францию, в местечко Мон-трей-сюр-Буа. Здесь обосновалась русская кинофабрика «Товарищество И. Ермольева». Позже Ермольев и французский бизнесмен русского происхождения А. Каменка организовали киностудию «Сосайт Альбатрос», где и стал работать Иван Мозжухин. Адаптироваться на чужбине оказалось очень трудно: сказывалась другая манера игры зарубежных актеров, другие вкусы публики. Но Иван Мозжухин сумел найти себя и здесь. Его первой работой стала роль в комедии «Горестные приключения», снятой по его же сценарию. А уже в следующем своем фильме - комедии «Дитя карнавала» он впервые попробовал себя и в качестве режиссера. Легкие непритязательные комедии были с восторгом приняты французской публикой. Но настоящий триумф к Ивану Мозжухину пришел год спустя, после выхода на экраны фильма «Кин» по пьесе Александра Дюма. Знаменитый певец, поэт и актер Александр Вертинский писал: «Я никогда не забуду того впечатления, которое оставила во мне его роль. Играл он ее превосходно. И подходила она ему, как ни одна из ролей. Он точно играл самого себя - свою жизнь. Да и в действительности он был Кином. Жизнь этого гениального и беспутного актера до мелочей напоминала его собственную». В последующие годы он снялся в главных ролях в ряде успешных картин, среди которых: «Лев моголов» (приключенческий фильм, в котором актер сыграл раджу Роундгито-Синга), «Покойный Матиас Паскаль» (экранизация романа Л. Пиранделло), «Михаил Строгов» (по роману Жюля Верна), «Казанова». К этому времени Иван Мозжухин приобрел всемирную славу наряду с Чарли Чаплиным и Джоном Барримором. Результатом стало приглашение актера в Голливуд. Закат великого актера В Голливуд Иван Мозжухин приехал в 1928 году, заключив контракт с продюссером Карлом Лемке. По мнению многих историков, этот контракт был результатом тщательно продуманной компании по устранению опасного конкурента. Но Мозжухин с наивностью принял предложение голливудских продюсеров. В Голливуде радужные мечты актера очень быстро сменились разочарованием. Началось все с того, что его убедили сменить фамилию на псевдоним Москин и сделать пластическую операцию по исправлению носа, убеждая его в том, что это необходимо для дальнейшей карьеры. Но голливудской карьеры не состоялось. За год он снялся лишь в одном (крайне неудачном) фильме «Капитуляция», после чего вернулся в Европу. Пребывание в Голливуде нанесло Мозжухину как актеру такой удар, от которого он так и не смог оправиться. В Европе его уже не ждали. В течение нескольких лет он без особого успеха снимался в Германии. Очевидцы рассказывали, что в этот период актер стал очень раздражительным, злоупотреблял спиртным и постоянно с ностальгией вспоминал о прошлом. В начале 30-х годов Иван Мозжухин вернулся во Францию. Он попытался реанимировать некогда успешные «Похождения Казановы» и «Дитя карнавала», но из этого ничего не вышло. Окончательно «убило» великого актера появление звукового кино. Он прекрасно изъяснялся по-французски, но как актер перестроиться так и не смог. Единственная роль в звуковом фильме «Ничего» обернулась для него полным провалом. Пытаясь найти выход, Мозжухин в 1936 году решил вновь обратиться к режиссуре и поставить свой первый звуковой фильм. Но планы так и остались планами. Последние годы жизни Последние годы жизни для Ивана Мозжухина были особенно тяжелыми. Свое большое состояние он быстро растратил, поскольку не умел экономить и относился к деньгам легко. «Помогли» ему в этом и окружающие, которые были не прочь покутить за счет великого актера. Не лучше обстояли дела Ивана Мозжухина и в личной жизни. После ряда браков (с актрисой Н. Лисенко, шведкой Агнес Петерсон) он сошелся с французской актрисой русского происхождения Таней Федор (Федоровой). Осенью 1938 года Мозжухин с признаками чахотки лег в санаторий, но было уже поздно –смертельная болезнь развивалась стремительно. 17 января 1939 года он скончался в клинике в Нейи на руках у своего брата. Похоронили Ивана Ильича на знаменитом «русском» кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. В России долгое время старательно избегали упоминания имени великого соотечественника, покинувшего родину после революции. Лишь в конце 80-х о нем снова заговорили. В 1990 году на родине актера в Кондоле был открыт мемориальный музей. Теперь здесь ежегодно проходят мозжухинские праздники. Игорь BIN Использованные материалы: |