Фильмография: 1911 Алкоголь и его последствия |
МОЗЖУХИН 26.09.1889, с. Кондоль Петровского уезда Саратовской губернии (ныне - Пензенская обл.) – 17.01.1939, Франция Юность Иван Мозжухин родился в селе Кондоль Петровского уезда Саратовской губернии (ныне - Пензенская обл.) в семье богатого крестьянина-землевладельца Ильи Ивановича Мозжухина. Уже с ранних лет у Ивана проявилась тяга к актерскому искусству. Учась во 2-й Пензенской мужской гимназии, он одновременно участвовал в любительских спектаклях. Отмечают, его яркую роль Хлестакова в постановке «Ревизора». В 1906 году Иван Мозжухин по настоянию родителей поступил на юридический факультет Московского университета. Однако юриста из него так и не вышло. Уже после первого курса он бросил учебу и заключил контракт с труппой актера и антрепренера П. Заречного. Для родителей это стало большим ударом, отец умолял непокорного сына вернуться в университет, но Иван оставался непреклонен. Три года Иван Мозжухин отдал работе на сценах провинциальных театров, постигая актерское мастерство. Тогда же он женился на сестре Заречного О. Телегиной, и вскоре у них родился сын Александр. В начале 1908 года на талантливого и перспективного актера обратили внимание столичные режиссеры, - он был принят в труппу Московского Введенского народного дома (руководитель - Н. Ф. Аксагарский). Параллельно (летом) он продолжал гастролировать с труппой Заречного. Работа в Введенском народном доме стала очередной ступенью в творчестве Ивана Мозжухина. На сцене этого театра им были созданы интересные характерные образы помещика Бабаева в комедии Островского, Базиля в пьесе Винникова «Мохноногое» и др. Осенью 1914 года Ивана Мозжухина, уже известного и популярного актера, пригласили в Московский драматический театр, где он проработал до 1917 года. Здесь ему довелось выступать на одной сцене с такими знаменитыми актерами, как Н. Радин, Е. Полевицкая, М. Блюменталь-Тамарина, И. Дуван-Торцов. Одной из лучших работ Мозжухина, несомненно, является роль графа Кпермона в пьесе Л. Андреева «Король, закон и свобода». Российский период кино Несмотря на удачные работы в театре, Иван Мозжухин прославился, в первую очередь, как киноактер. Режиссеров привлекла его характерная внешность: подвижное, выразительное лицо, огромные глаза, - то, что в условиях немого кино было очень важным. Неброский в жизни, на экране он оказался очень яркой личностью, поражая своей статью и обаянием. Иван Мозжухин начал сниматься в 1908 году, но первая известность к нему пришла в 1911. В научно-популярном фильме «Алкоголь и его последствия» он с блеском сыграл алкоголика, допившегося «до чертиков». Для того чтобы лучше войти в образ, он специально изучал соответствующую научную литературу. Большой удачей актера стала роль знаменитого адмирала Корнилова в фильме «Оборона Севастополя», поражающая необыкновенным портретным сходством. Мозжухин одним из первых постиг законы немого кинематографа. В отличие от других актеров, он не разбрасывался жестами, мимикой. Скорее, наоборот, его работу отличала сдержанность, точность в выражении чувств. Особенно выразительными были его глаза – знаменитые мозжухинские «глаза со слезой», как магнит притягивающие зрителя. Именно в такой, сдержанной манере им был сыгран скрипач Трухачевский в фильме «Крейцерова Соната», - роль, которая сделала актера знаменитым.
Расцвет творчества актера пришелся на 1914 год, когда в кинематографе господствовали герои «с садистски утонченной чувственностью». Яркий пример такого персонажа – доктор Ренэ в фильме «Жизнь в смерти», убивающий свою возлюбленную, чтобы набальзамировать труп и сохранить нетленной ее красоту. Среди других героев Мозжухина: королевич Елисей («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»), Мазепа («Мазепа»), Жорж Виноградов («Злая ночь»), Роберт («Ее геройский подвиг»), скрипач Ярон («Ты помнишь ли?»), художник Анатоль («Сорванец») и др. Не все из фильмов, в которых он снимался, были высокого уровня. Во многих, наоборот, присутствовали надуманные мелодраматические сюжеты, но актер, силой своего таланта, доводил их до подлинной человеческой трагедии. Весной 1915 года Иван Мозжухин снялся в фильме Бауэра «Дети Ванюшина» (по пьесе С.А. Найденова). Об этом фильме стоит упомянуть отдельно. Из-за большой конкуренции картина создавалась в страшной спешке и в результате получилась неудачной. Создатели не стали рекламировать картину, а снимавшиеся в ней актеры постарались скрыть свое участие. Тем не менее «Дети Ванюшина» вошли в историю отечественного кинематографа как единственный фильм, в котором вместе снялись две величайшие звезды: Иван Мозжухин и Вера Холодная (она исполнила роль Елены). К 1915 году Мозжухин уже был самым знаменитым российским киноактером, настоящей звездой немого кинематографа. Все чаще он стал сниматься в серьезных, психологически-сложных драматических ролях, нередко воплощая на экране персонажей русской классики. И это в условиях немого кино! В 1918 году Иван Мозжухин написал: «…уже определилось одно неоспоримое достоинство и сущность кинематографа – это его лицо, его глаза, говорящие не менее языка. Стало ясно, что достаточно актеру искренне, вдохновенно подумать о том, что он мог бы сказать, только подумать, играя перед аппаратом, и публика на сеансе поймет его; стоит актеру загореться во время съемки, забыть все, творя также, как и на сцене, и он каждым своим мускулом, вопросом или жалобой одних глаз, каждой морщинкой, заметной из самого далекого угла электротеатра, откроет с полотна публике всю свою душу. И она, повторяю, поймет его без единого, без единой надписи».
Роль в «Отце Сергии» - вершина творчества Ивана Мозжухина. Своего героя актер сыграл на протяжении его долгой жизни, представ и в образе мальчишки-кадета, и честолюбивого гвардейского офицера, и обманутого жениха, и оборванного старика, бредущего по этапу в Сибирь. В каждом из обликов актер был органичен и убедителен. Не случайно, «Отец Сергий» - один из немногих фильмов, который смотрят с интересом и сегодня. Франция До 1919 года Иван Мозжухин снялся в более чем 70 фильмах. Но разразившаяся революция заставила актера эмигрировать из России. В феврале 1920 года он, вместе с другими российскими актерами, прибыл в Константинополь, а чуть позже перебрался во Францию, в местечко Мон-трей-сюр-Буа. Здесь обосновалась русская кинофабрика «Товарищество И. Ермольева». Позже Ермольев и французский бизнесмен русского происхождения А. Каменка организовали киностудию «Сосайт Альбатрос», где и стал работать Иван Мозжухин. Адаптироваться на чужбине оказалось очень трудно: сказывалась другая манера игры зарубежных актеров, другие вкусы публики. Но Иван Мозжухин сумел найти себя и здесь. Его первой работой стала роль в комедии «Горестные приключения», снятой по его же сценарию. А уже в следующем своем фильме - комедии «Дитя карнавала» он впервые попробовал себя и в качестве режиссера.
В последующие годы он снялся в главных ролях в ряде успешных картин, среди которых: «Лев моголов» (приключенческий фильм, в котором актер сыграл раджу Роундгито-Синга), «Покойный Матиас Паскаль» (экранизация романа Л. Пиранделло), «Михаил Строгов» (по роману Жюля Верна), «Казанова». К этому времени Иван Мозжухин приобрел всемирную славу наряду с Чарли Чаплиным и Джоном Барримором. Результатом стало приглашение актера в Голливуд. Закат великого актера В Голливуд Иван Мозжухин приехал в 1928 году, заключив контракт с продюссером Карлом Лемке. По мнению многих историков, этот контракт был результатом тщательно продуманной компании по устранению опасного конкурента. Но Мозжухин с наивностью принял предложение голливудских продюсеров. В Голливуде радужные мечты актера очень быстро сменились разочарованием. Началось все с того, что его убедили сменить фамилию на псевдоним Москин и сделать пластическую операцию по исправлению носа, убеждая его в том, что это необходимо для дальнейшей карьеры. Но голливудской карьеры не состоялось. За год он снялся лишь в одном (крайне неудачном) фильме «Капитуляция», после чего вернулся в Европу.
В начале 30-х годов Иван Мозжухин вернулся во Францию. Он попытался реанимировать некогда успешные «Похождения Казановы» и «Дитя карнавала», но из этого ничего не вышло. Окончательно «убило» великого актера появление звукового кино. Он прекрасно изъяснялся по-французски, но как актер перестроиться так и не смог. Единственная роль в звуковом фильме «Ничего» обернулась для него полным провалом. Пытаясь найти выход, Мозжухин в 1936 году решил вновь обратиться к режиссуре и поставить свой первый звуковой фильм. Но планы так и остались планами. Последние годы жизни Последние годы жизни для Ивана Мозжухина были особенно тяжелыми. Свое большое состояние он быстро растратил, поскольку не умел экономить и относился к деньгам легко. «Помогли» ему в этом и окружающие, которые были не прочь покутить за счет великого актера. Не лучше обстояли дела Ивана Мозжухина и в личной жизни. После ряда браков (с актрисой Н. Лисенко, шведкой Агнес Петерсон) он сошелся с французской актрисой русского происхождения Таней Федор (Федоровой). Осенью 1938 года Мозжухин с признаками чахотки лег в санаторий, но было уже поздно –смертельная болезнь развивалась стремительно. 17 января 1939 года он скончался в клинике в Нейи на руках у своего брата. Похоронили Ивана Ильича на знаменитом «русском» кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. В России долгое время старательно избегали упоминания имени великого соотечественника, покинувшего родину после революции. Лишь в конце 80-х о нем снова заговорили. В 1990 году на родине актера в Кондоле был открыт мемориальный музей. Теперь здесь ежегодно проходят мозжухинские праздники. Игорь BIN Использованные материалы: |