Опросы
Авторизация
Полезная информация
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Короткометражная историческая драма "Стенька Разин"
другое название - "Понизовая вольница"
Режиссер: Владимир Ромашков
Сценарист: Василий Гончаров
Операторы: Александр Дранков, Николай Козловский.
Композитор: Михаил Ипполитов-Иванов. Продюсер: Александр Дранков
Российская империя. Производство: Ателье А. Дранкова. 1908
Первый российский немой художественный фильм продолжительностью 8 минут, поставленный по одному из фрагментов пьесы Василия Гончарова «Понизовая вольница», повествующей об атамане Степане Разине.
Премьера: 15 октября 1908
Герой фильма:
Стенька Разин (Евгений Петров-Краевский)
Рождение российского кинематографа
В начале ХХ века в Россиской империи стали повляться зарубежные киноленты, вызвавшие широкий интерес среди населения. Это послужило поводом к появлению российского кинематографа. Поначалу снимались исключительно документальные короткометражки. Летом 1907 года кинопредприниматель Александр Ханжонков предпринял попытку поставить первый российский игровой фильм под названием «Палочкин и Галочкин». Однако съёмки так и не были завершены. Наконец, в 1908 году вышел фильм режиссёра Владимира Ромашкова «Стенька Разин». Он-то и стал первой отечественной художественной кинокартиной. С этой 8-минутной кинозарисовки началась история российского игрового кинематографа.
Замысел фильма родился у Василия Гончарова, автора пьесы «Понизовая вольница», написанной им по мотивам сюжета знаменитой песни Дмитрия Садовникова «Из-за острова на стрежень». Надо отметить, что его идея была поддержана не сразу. Союз драматических и музыкальных писателей, куда он обратился с просьбой о сохранении своих авторских прав на сценарий, ответил ему отказом. Там к синематографу относились весьма критически, не только не считая это искусством, но и полагая, что он наносит вред «настоящим театральным предприятиям».
А вот кинопредпринимателя Александра Дранкова Гончарову долго убеждать не пришлось. Тот подхватил идею экранизировать один из фрагментов пьесы. Режиссёром картины выступил Владимир Ромашков, а для съёмок были привлечены актёры из труппы Петербургского народного дома. В их числе был и Евгений Петров-Краевский, которому досталась главная роль Степана Разина. Выбор оказался удачен – актёр внешне очень соответствовал своему герою. Всего же в этом коротеньком фильме было задействовано 150 (!) человек массовки.
Фильм снимался не в павильоне, а на озере Разлив. Тем не менее, общее ощущение театрализованности в картине присутствует, что вполне соответствует кинематографу того времени. Создателям удалось вместить в 8 минут шесть эпизодов. Зрители последовательно становятся свидетелями разгула казаков на Волге, пира на берегу, танца княжны, недовольства казаков княжной, подлога с письмом и легендарной финальной сцены, когда Стенька Разин бросает княжну в море.
Премьере фильма «Стенька Разин» предшествовала рекламная компания, организованная с размахом и помпой. Первый показ был организован 15 октября 1908 года. А на рождественские праздники фильм продемонстрировали в городском манеже на огромном натянутом экране, что позволило посмотреть его сразу нескольким сотням человек. Дл того времени – беспрецендентный случай. Показ фильма сопровождался народной песней «Стенька Разин», исполняемоу большим синодальным хором в сопровождении оркестра. Дирижировал Михаил Ипполитов-Иванов.
Зрители были в восторге от фильма. Положительно встретили картину и критики, отметив интересный сюжет, прекрасно снятые виды, масштабность затраченных среств и посетовав лишь на слишком короткую продолжительность.
Современный зритель, даже не будучи профессионалом, безусловно, отметит и крайне примитивную режиссуру, и слабую операторскую работу, заключающуюяся лишь в общих планах, и отсутствие какой-либо актёрской игры, и общую наивность и псевдоисторичность ленты. Однако подходить с современными критериями к фильмам тех лет никак нельзя. А «Стенька Разин» и вовсе в этом плане находится вне критики – он был первым, он ознаменовал начало новой эпохи, и этим уже всё сказано.
Игорь BIN
Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.