Опросы
Авторизация
Полезная информация
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Мелодрама "Москва слезам не верит"
Режиссёр: Владимир Меньшов.
Сценарист: Валентин Черных.
Оператор: Игорь Слабневич. Композитор: Сергей Никитин.
СССР. Производство: Мосфильм. 1979.
Знаменитая мелодрама Владимира Меньшова, ставшая обладателем Оскара. Это история трёх провинциалок, приехавших покорять столицу. Тоня сумела найти тихое семейное счастье. Люда в погоне за достатком осталась одна. А главная героиня оказалась покинутой любимым, но сумела сделать карьеру. Впрочем, спустя годы, ей удалось найти новую любовь…
Премьера: 11 февраля 1980 (СССР).
Награды:
Премия «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» (1981)
Государственная премия СССР - Владимир Меньшов, художник фильма Саид Меняльщиков, актёры Вера Алентова, Ирина Муравьёва, Раиса Рязанова, Алексей Баталов (1981)
Лучший фильм 1980 года по версии журнала «Советский экран»
Лучшая актриса 1980 года - Вера Алентова - по версии журнала «Советский экран»
Награда MTV Russia Movie Awards за лучший советский фильм (2009)
Главные герои:
Екатерина Александровна (Катя) Тихомирова, слесарь-наладчик, позднее - директор химкомбината (Вера Алентова)
Людмила (Люда) Свиридова, работница хлебозавода, позднее - работница химчистки (Ирина Муравьёва)
Антонина (Тося) Буянова, маляр и штукатур (Раиса Рязанова)
Гоша, Георгий Иванович , слесарь из НИИ (Алексей Баталов)
Сергей Гурин, знаменитый хоккеист (Александр Фатюшин)
Николай , муж Тони, электрик (Борис Сморчков)
Рудольф-Родион Рачков , отец Александры, телеоператор из «Останкино» (Юрий Васильев)
Александра, дочь Катерины (Наталья Вавилова)
Другие персонажи:
тётя Паша, вахтер (Зоя Фёдорова) |
профорг на хлебзаводе (Александр Петров) |
Камео: Татьяна Конюхова, Иннокентий Смоктуновский, Георгий Юматов, Андрей Вознесенский, Леонид Харитонов.
Оскароносный фильм " Москва слезам не верит"
Владимир Меньшов успешно дебютировал на режиссёрском поприще в 1976 году фильмом «Розыгрыш». В поисках сюжета для своей новой картины он наткнулся на сценарий Валентина Черных «Дважды солгавшая». Этот материал занял на конкурсе сценариев, посвящённых Москве, 3-е место, но, как ни странно, совершенно не вызвал интереса у кинорежиссёров. Многие считали мелодраму слишком лёгким жанром. Стоит отметить, что и Меньшов тоже поначалу отнёсся к нему скептически, но затем его привлёк момент перехода от первой части ко второй – когда главная героиня ложится спать и просыпается через двадцать лет. Кроме того, в данном сценарии Меньшов увидел некоторую автобиографичность в отношении себя и своей жены актрисы Веры Алентовой. Ведь они тоже когда-то приехали завоёвывать Москву, мыкались по общежитиям, пока не добились признания…
Осенью 1977 года сценарий был отдал на литературную обработку, в марте 1978 года окончательный вариант отправили на рецензию, после чего в начале апреля он был запущен в режиссёрскую разработку. Сценарий строился вокруг судеб трёх героинь – 20-летних подруг, приехавших в конце 50-х годов покорять Москву. Катерина устраивается на завод, Людмила – на хлебозавод, Антонина – маляром на стройку. Все девушки обладают разными характерами, и каждая по-своему видит счастье. Самоуверенная Людмила пытается найти удачную партию в лице состоятельного мужа – это, по её мнению, должно обеспечить благополучную жизнь. Она выходит замуж за знаменитого хоккеиста, но в будущем их семья распадается. Антонина находит тихое семейное счастье со своим коллегой Николаем. У них рождается трое детей. Катерина поначалу идёт на поводу Людмилы, что приводит к знакомству с телеоператором Рудольфом и последующей беременности. Но Рудольф бросает её. Катерина остаётся одна с дочкой. Благодаря настойчивости, целеустремлённости и хорошим организаторским способностям, она делает блестящую карьеру, став спустя 20 лет директором предприятия. И теперь в её жизни неожиданно появляется мужчина…
На роль Катерины «Мосфильм» предложил Тамару Сёмину. Владимир Меньшов же рассматривал другие кандидатуры – Ирину Купченко, Маргариту Терехову и ещё несколько кандидатур. Кто-то не подошёл, кто-то отказался, и Меньшов решил предложить роль Вере Алентовой. Та поначалу восприняла это без энтузиазма, но пробы отработала убедительно, благодаря чему и была утверждена.
На роль Антонины-Тоси Меньшов просматривал Раису Рязанову и Нину Русланову (до этого от роли отказалась Галина Польских). В итоге свой выбор режиссёр остановил на Рязановой и оказался прав. Актриса великолепно вписалась в образ простой, стеснительной девушки, которая не гонится за большими деньгами, зато создаёт уютное семейное гнёздышко.
Роль Людмилы досталась Ирине Муравьёвой. И это тоже оказалось стопроцентным попаданием. Актриса создала образ девушки-урагана, которая мчится к своей цели. Вот только для неё будущий муж – это не спутник по жизни, а добыча. А семья без любви, как правило, рушится. Вот и остаётся она в итоге одна.
Сложнее всего оказалось с выбором на роль Гоши, слесаря из НИИ, с которым Катерина знакомится во второй серии и находит в его лице настоящую любовь. Владимир Меньшов рассматривал на эту роль Леонида Дьячкова, Анатолия Васильева и даже самого себя. Но это было всё не то. Совершенно случайно ему довелось посмотреть по телевизору фильм «Дорогой мой человек» с Алексеем Баталовым в главной роли. Этот фильм Меньшов видел и ранее, но именно в этот момент у него и возникла мысль пригласить Баталова.
Надо отметить, что по сценарию Баталов не подходит на роль Гоши – актёру было под пятьдесят, а герою фильма около 35. Тем не менее, это не остановило Меньшова, и он отправил Баталову сценарий. Поначалу актёр отказался, но затем, когда уже съёмки начались, и Меньшов метался в поисках другой кандидатуры, Баталов, всё же, согласился.
Съёмки фильма проходили в Москве (Ленинский проспект, площадь Восстания, Гоголевский бульвар, улицы Горького, Алабяна, Воровского, Дом Кино, новое здание МХАТ, здание СЭВ, Шаболовка и многие другие места) и Подмосковье (Ногинск, дачи на Симферопольском шоссе, Петрово-Дальнее, Клин). Часть съёмок проходила в павильонах «Мосфильма».
Первоначальный вариант фильма, представленный на худсовет «Мосфильма» 1 марта 1979 года, был раскритикован. Члены худсовета указали сократить количество интимных сцен, заменив их производственными. После ряда доработок Меньшов 22 июня представил окончательный вариант в Госкино. Фильм сочли удачным, но не более того. Коллеги же по цеху и вовсе считали, что Меньшов снял какую-то слезливую мелодраму, не придавая фильму серьёзного значения…
Как же все ошибались! Фильм «Москва слезам не верит» вышел на экраны в феврале 1980 года и сразу покорил сердца миллионов советских зрителей. По итогам кинопроката 1980 года картина с триумфом заняла второе место собрав 84,4 млн. зрителей и пропустив вперёд лишь боевик «Пираты ХХ века». Журнал «Советский экран» назвал картину Меньшова лучшим фильмом 1980 года, а Веру Алентову, исполнившую главную роль, - лучшей актрисой.
Но и это ещё не всё! 31 марта 1981 года «Москва слезам не верит» была удостоена самой престижной мировой награды – премии Академии киноискусств США «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Примечательно, что ни Меньшов, ни кто-то другой из съёмочной группы на награждении не присутствовали. Золотую статуэтку получил атташе по вопросам культуры посольства СССР в США. Сам Меньшов узнал о награде 1 апреля и счёл это за розыгрыш. Лишь, когда новость подтвердили по телевидению, режиссёр убедился в её правдивости. Кстати, в Госкино СССР статуэтку «Оскар» Меньшову решили не отдавать, она несколько лет хранилась там, и режиссёр сумел забрать её лишь в 1988 году.
Фильм «Москва слезам не верит» сумел пережить испытание временем, всегда оставаясь в числе самых любимых зрителями кинокартин. Он с полным основанием входит в Золотой Фонд отечественного кинематографа.
Игорь BIN
Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.