Опросы
Авторизация
Полезная информация
Фото альбом Фильмография: |
ЮМАТОВ 11.03.1926, Москва — 04.10.1997, Москва Народный артист РСФСР (1982) Детство Георгий Юматов родился 11 марта 1926 года в Москве. Сведения о его семье противоречивые: в одних энциклопедичных справочниках сообщают, что он родился в профессорской семье и его старшие братья - обладатели высоких научных степеней, а в других, что он из семьи простого рабочего, из обыкновенной мещанской семьи. Как бы там ни было, коренной москвич Жора Юматов, не видавший никогда моря, со школьных лет мечтал стать только моряком и для осуществления этой своей мечты, парень приложил максимум своих сил: стал круглым отличником, увлёкся боксом, атлетикой и даже верховой ездой. В военном сорок первом он был зачислен в военно-морскую школу, а уже в 1942 году Георгий Юматов пошел служить юнгой на торпедных катерах в составе частей Азовской и Дунайских флотилий, принимал участие в штурме Измаила, во взятии Бухареста, Будапешта, Вены, где и встретил победу в мае 1945 года. Кино Как у большинства талантливых людей, актерская карьера Георгия Юматова началась нежданно-негаданно. В 1946 году, после случайной встречи, знаменитый кинорежиссер Григорий Александров пригласил "фактурного морячка" сыграть крошечную роль улыбающегося помощника гримера, который появляется в дверях всего на пару секунд с одной лишь фразой: "Разрешите?" И оказалась "морская душа" на съемочной площадке фильма "Весна". Вот так "элегантно и тактично", "вежливо попросив разрешение", с легкой руки Александрова и попал Георгий Юматов в советское кино. В том же году вновь испеченный актер записал на свой счёт ещё два эпизода: в фильме "Рядовой Александр Матросов" он сыграл солдата и в "Иване Грозном" - монаха. Такое возможно только или в сказке, или в кино. Григорий Александров отвел Жору (Георгия Юматова до самой смерти буквально все называли только по имени) "поступать в артисты" во ВГИК к самому Сергею Герасимову. В тот год он набирал свой первый курс. "Мне его учить нечему! Самородок!", - после прослушивания чтения отрывков отрезал мэтр и сам привел парня в Театр киноактера. Там молодой талант сразу же ввели в спектакль "Дети Ванюшина". 1950-е Вот так и стал звездой бывший юнга и отчаянный храбрец, носивший форму только потому, что "больше нечего было надеть", и не знавший, чем бы ему заняться после войны. А потом пошло-поехало: "Молодая гвардия", "Повесть о настоящем человеке", "Три встречи" - за два года пять фильмов, большинство из которых критики сразу же окрестили "эпохальными". Вообще в конце 1940-х - начале 1950-х годов актер снимался как минимум в двух, а то и в трех-четырех картинах ежегодно. Блестяще созданный образ Баландина в историко-биографической киноленте "Вихри враждебные", параллельно успешно сыгранная роль воспитанника адмирала Ушакова Виктора Ермолаева в исторической дилогии "Адмирал Ушаков" и "Корабли штурмуют бастионы", главная роль казака Сашко Козыря в картине "Герои Шипки". Известность к актеру пришла в 1956 году с выходом на экраны фильмов "Разные судьбы", поставленного Леонидом Луковым, и "Они были первыми", снятого Юрием Егоровым. Георгий Юматов боготворил кино, обожал съемки, души не чаял в съемочной площадке. "Жестокость", "Очередной рейс" – это одни из многих фильмов, которые сделали Юматова одним из самых знаменитых и любимых актеров советского кино. Главная роль предельно искреннего Веньки Малышева, честным словом поручившегося за жизнь сдавшегося в плен казачьего атамана Лазаря Баукина, и покончившего жизнь самоубийством в финале фильма "Жестокость", поставленного Владимиром Скуйбиным по одноименной повести Павла Нилина, буквально прославила Георгия Юматова. "По актёрской технике, по яркости, по цельности характера, по сложности драматургического материала это одна из лучших ролей Георгия Юматова", - тогда писали кинокритики тех лет. 1960-е На пике своей популярности Георгий Юматов почувствовал, что "роли, достойной
соперничать с "Жестокостью", ему не предлагают, а все другие только
"в этом плане". Какое-то время актер испугался, что играя их, он "примелькается"
и не только не откроет для себя ничего нового, но и потеряет найденное "старое".
Он решил изменить актёрское амплуа и стал играть характерные роли. Немного неожиданная для Георгия Юматова, сыгранная "на нерве", сложная роль жулика Николая Хромова в "Порожнем рейсе", любившего урвать для себя, и в то же время в минуту опасности спасшего жизнь журналисту, который вез "материал" на него, "отрицательного" Хромова... И в этих неожиданных поворотах жизни героя для актера были и притягательность, и радостное удовлетворение своей профессией. "Про это напиши" - кричал юматовский герой в финале картины. 1970–е Чем популярней становился Георгий Юматов, тем большую охоту за ним устраивали почитатели его таланта. "Они были первыми", "Жестокость", "Порожний рейс", "За Калужской заставой" - после этих фильмов к актеру просто вламывались в номер, похищали его со съемочной площадки и тут же наливали водку. Куда бы он ни приходил, первым делом ему несли стакан: "Жора! Ну не откажи, ты же свой, из народа!" И Жора не отказывал. Режиссерам и их помощникам оставалось только молиться Богу и юматовской Музе, лишь бы он не ушел в запой. "Если бы не торпеда, нажрался бы - сил больше нет", - твердил Георгий Юматов на съемках очередного фильма, дававшегося из-за его "чудачеств" всем нелегко. Главная, блестящая сыгранная юматовская роль смешного лейтенанта Петра Рябова в мелодраме "Не забудь... станция Луговая", удачно исполненная главная роль героического капитан – лейтенанта Сергея Алексеева, единственно выжившего из всего экипажа посреди бескрайнего океана в бухте Шамора, неподалеку от Владивостока в первом в мировой истории фильме-катастрофе "Внимание, цунами", - все это роли тяжелого для актера времени. С удовольствием и озорством создал Георгий Юматов образ главного героя: славного, хотя и грубоватого, своенравного человека - бывшего кавалериста, привлеченного советской разведкой работать в контакте с немцами, Сергея Бирюкова в приключенческом кино "на полном серьезе" "Один из нас". Тогда Владимир Высоцкий, когда его КГБ попросту не утвердило на роль советского разведчика Бирюкова, хотя роль и была написана именно для него, сам привел Георгия Юматова к режиссеру Геннадию Полоке. "Эта роль, по признанию очень многих, была у Жоры лучшей, - считает Геннадий Полока. - У Юматова не было профессионального актерского образования, и, как мне кажется, он из-за этого немножко комплексовал. Не было техники Андрея Миронова и Николая Караченцова, но ему очень хотелось и в этом качестве доказать свою состоятельность. А здесь надо было, и петь, и танцевать - и всему этому его учил Высоцкий. И Жора доказал!" Когда в 1969-м творческая группа фильма "Офицеры" обсуждала кандидатуру на главную роль, у авторов сценария Бориса Васильева и Кирилла Рапопорта сомнений не было – красного командира Алексея Трофимова должен играть только Георгий Юматов. Сыгранная Юматовым роль скромного человека, немногословного, не требующего никаких наград и жизненных удобств, всю жизнь кочующего с места на место, так и не привыкшего "постоять за себя и выговорить в мирной жизни теплое местечко", но зато сознающего высокую честь своей профессии, стала одной из лучших в творческой биографии актера. Да и сам фильм "Офицеры", снятый режиссером Владимиром Роговым будет пользоваться зрительской любовью еще долгое время, не в последнюю очередь благодаря мастерству актерского дуэта Георгия Юматова и Василия Ланового. 1980-1990-е В начале 80-х годов один за другим на широкий экран вышли сразу три фильма: "Петровка, 38", "Огарёва, 6" и "ТАСС уполномочен заявить", где у Георгия Юматова были последние крупные киноработы, в которых он сумел по-настоящему блеснуть своим талантом: полковник Садчиков в детективной дилогии "Петровка, 38" и "Огарева, 6" и Айвен Белью в многосерийном телефильме "ТАСС уполномочен заявить..." Это был новый, и в то же время последний всплеск зрительского интереса к актеру. В конце восьмидесятых после отшумевшего успеха фильмов «Петровка, 38» и «Огарева, 6» с работой стало весьма туго, наступило мучительное десятилетнее забвение. 90-е годы не изменили к лучшему жизнь Георгия Юматова, наоборот - они её усугубили. Инфляция "съела" все скудные сбережения, пришлось даже продавать вещи из дома с женой, актрисой Музой Крепкогорской. И из родного Театра-студии киноактёра их "вежливо попросили", или попросту выставили, оставив существовать на нищенские пенсии. В течение нескольких лет Георгий Юматов посылал запросы, чтобы получать инвалидную пенсию, однако в ответ приходили неутешительные ответы о том, что документы утеряны. Правда, в январе 1994 года справедливость всё-таки восторжествовала: на многочисленные запросы в ленинградский военный архив с просьбой отыскать юматовские документы участника войны, актера все же признали инвалидом Отечественной войны и наделили его пенсией в 120 тысяч рублей. А вот что касается съёмок в кино, то и здесь у кумира 60-х-70-х дела складывались скверно. Если кто-то из режиссёров и вспоминал о бывшей кинозвезде, то всего лишь для крохотного эпизода. Таким образом, актер за период с 1990 по 1993 год промелькнул всего-то в пяти картинах: "Похороны Сталина", "Заряженные смертью", "Рэкет", "Великий муравьиный путь", "Грех". Но, зритель, к сожалению, знаменитого актёра в них уже не узнавал, считая его давно умершим. "Кумир 60-х застрелил человека" Но в марте 1994 года актер Георгий Юматов неожиданно напомнил о себе сам. О нем вновь все заговорили. Все российские газеты пестрели заголовками - "Кумир 60-х застрелил человека". Никто толком не знал и не понимал, что произошло на самом деле. Одно было ясно, что, похоронив свою любимую дворняжку Фроську, Георгий Юматов, после изрядной выпивки и разговоров со сторожем, помогавшим ему закапывать собаку, снял со стенки ружье и выстрелил в азербайджанца. Через полчаса Юматова отвезли в милицию, а оттуда - в "Матросскую Тишину". В "Матроской тишине" актер пробыл чуть больше двух месяцев - в СИЗО все боготворили обожаемого актера, сразу же положили его в "больничку", обеспечив телевизором и книжками. Вся старая актерско-режиссерская гвардия встала на защиту всеобщего любимца. Все наперебой старались доказать, что ружье Георгий Юматов, якобы, лет двадцать не трогал, хотя прекрасно знали, что без охоты, как и без собак, он просто жить не мог. Все в один голос твердили, что и человек-то он, в общем-то, спокойный, мирный, напрочь забыв о том, как Юматов, будучи в "запое", бросался в драку, раскидывая своими могучими руками по десять, а то и больше человек, правда, если видел, что незаслуженно кого-то обидели. Коллеги и друзья навещали, поддерживали морально и материально актера: Виктор Мережко, Алла Ларионова, Олег Стриженов. Гильдия актёров России во главе с Евгением Жариковым обратилась за помощью в адвокатское бюро "Борис Кузнецов и партнёры". Да и родственники погибшего быстренько сообразили, что со знаменитого актера можно получить не только моральную компенсацию. До суда, конечно же, при таких усилиях, дело не дошло. В своём же заявлении Президенту России о помиловании актер Георгий Юматов написал: "Несмотря на то, что при рассмотрении уголовного дела в суде я мог быть оправдан, моё состояние здоровья лишило меня сил, и я не могу дальше вести борьбу, которая приведёт меня к смерти. Как верующий и честный человек, считаю себя виновным перед Богом и людьми. Хочу провести остаток своих дней в молитвах о прощении и спокойно умереть в своей постели". После той трагедии Георгий Юматов часто и много болел: подводило сердце и нервная система, но актер окончательно бросил пить - причём сам. Стал ходить в церковь. Свою последнюю роль Шкипера Кузина кумир молодёжи и сердцеед 50-х-60-х годов исполнилось в канун своего семидесятилетия в криминальном телесериале "Транзит для дьявола". Но озвучивать эту роль уже пришлось другому актеру. Георгий Юматов ушел из жизни 4 октября 1997 года. Больше всего на свете актер любил жизнь и собак. Возле его могилы сторожа Ваганьковского кладбища часто видят своры бездомных дворняжек. Других близких у него не осталось... Автор - Татьяна Новитченская Использованные материалы: |