Опросы

Нравится наш новый дизайн?

Фатюшин Александр _Фото_Актеры советского и российского кино

Фото альбом

Фильмография:

1974 Осень
1974 Три дня в Москве
1976 Весенний призыв
1977 Гарантирую жизнь
1977 Служебный роман
1978 Лекарство против страха
1979 Москва слезам не верит
1979 Прогулка, достойная мужчин
1979 Ты помнишь?
1980 Быстрее собственной тени
1980 Дамы приглашают кавалеров
1980 Ожидание
1981 Тридцать четвертый скорый
1981 Вот вернулся этот парень
1981 Они были актерами
1981 Россия молодая
1982 Разбег
1984 Парашютисты
1984 Похищение
1984 Приходи свободным
1984 Счастливая, Женька!
1985 Вот моя деревня
1985 Одиночное плавание
1985 Танцы на крыше
1986 Дорогой Эдисон!
1986 Потерпевшие претензий не имеют
1987 Два берега
1989 Стук в дверь
1989 Торможение в небесах
1990 Живая мишень
1990 Каир-2 Вызывает Альфу
1990 Кодекс молчания
1991 Волкодав
1991 Заряженные смертью
1991 Кровь за кровь
1991 По Таганке ходят танки
1992 Билет в красный театр
1993 Кодекс молчания-2
1993 Русский роман
1999 Любить по-русски-3
1999 С новым счастьем
1999 Транзит для дьявола - сериал
2000 Новый Год в ноябре

Воспоминания об
Александре Фатюшине
его жены

Веселые истории об
Александре Фатюшине

ФАТЮШИН
Александр Константинович

29,03.1951, Рязань – 06.04.2003, Москва

Заслуженный артист РСФСР (1984)
Лауреат Премии за лучшее исполнение мужской роли на ВКФ в Риге (1977, за фильм «Весенний призыв»)
Кавалер Серебряной медали имени А.Довженко (1977, за фильм «Весенний призыв»)
Лауреат Государственной премии СССР (1984 - за театральную работу)

Детство

Александр Фатюшин родился в Рязани в рабочей семье. Его отец был шофером, а мама работала на фабрике. Детство Александра было самым обычным. Вместе с родителями, братом и сестрой он жил в коммунальной квартире в центре города. В свободное время мальчик с увлечением гонял в футбол и даже выступал за юношескую команду рязанского клуба «Алмаз».

Любовь к театру Александру привил его старший брат Виталий, который занимался в школьном драмкружке. Следуя примеру старшего брата, Александр тоже записался в театральную студию – во Дворец культуры профсоюзов. Окончив школу в 1968 году, он решил ехать в Москву поступать в театральный институт. Родные к затее Александра отнеслись скептически, а старшая сестра и вовсе заявила: «Не суйся туда, бесполезно, все равно актером ты не станешь. Фамилия у тебя не актерская, Фатюшин». На что он ответил: «Спорим, что через десять лет фамилию Фатюшин будут знать все?!» Спор Александр выиграл…

ГИТИС

С первой попытки покорить Москву Александру не удалось – ни в один из институтов, куда он подал документы, его не приняли. Но упорный Александр не сдался, и через год все же поступил в ГИТИС, на курс Андрея Александровича Гончарова. Это был экспериментальный набор, и шло совместное обучение актеров и режиссеров. Кстати, на актерский Гончаров взял только троих ребят: Сашу Соловьева, Игоря Костолевского и Фатюшина.

Уже на первом курсе ГИТИСа состоялся дебют Александра Фатюшина на сцене. Гончаров доверил молодому студенту небольшую роль в спектакле «Мария» по пьесе А.Д. Салынского.

А после окончания ГИТИСа в 1973 году Гончаров пригласил Фатюшина, Костолевского и Соловьева к себе – в Московский театр имени В. Маяковского. Вскоре Соловьев ушел в ТЮЗ, а Александр с Игорем остались…

Дебют в кино

Спустя год после окончания ГИТИСа Фатюшин дебютировал в кино. Сначала он сыграл небольшую роль командировочного в телефильме Алексея Коренева «Три дня в Москве». А чуть позже (в том же 1974 году) в знаменитом, когда-то скандальном, а теперь, как принято говорить, культовом фильме Андрея Смирнова «Осень» он сыграл роль молодого человека по имени Эдик.

Благодаря роли Эдика на Фатюшина обратили внимание, и в 1976 году он был приглашен вместе с Игорем Костолевским на главную роль в картину Павла Любимова «Весенний призыв». Молодые актеры блестяще справились с поставленной задачей. Фатюшин очень убедительно сыграл сержанта Карпенко, занимающегося новобранцами в учебке. А Костолевский – молодого призывника-интеллигента.

Фильм вышел на экраны, пройдя жесточайшую военную цензуру. Тем не менее, основную мысль до зрителя он донес. Сержант Карпенко, еще вчера такой же новобранец, получив в руки власть, пытается распоряжаться не только внешним видом солдат, но и распоряжаться их судьбами. Однако ему приходиться столкнуться с человеком, который внешне ему подчиняясь, презирает его. Именно в общении с ним провинциальный парень, ставший королем и богом для тех, кто попал на полгода в учебку, постигает необходимые нравственные уроки.

Конечно, это была очередная сказка об армии. Но как талантливо исполнили свои роли Фатюшин и Костолевский! Фильм имел теплый прием у публики, а Фатюшин за свою работу был удостоен приза за лучшую мужскую роль на Всесоюзном фестивале в Риге и серебряной медали им. Довженко.

Роль за кадром

С этого момента Фатюшин стал много сниматься в кино. В 1977 году он сыграл инженера Дмитрия Радкевича в фильме Бориса Степанова «Гарантирую жизнь», а год спустя – инспектора уголовного розыска Тихонова в детективе Альберта Мкртчана «Лекарство против страха».

Была у Фатюшина и несколько необычная роль – за кадром. Но обо всем по порядку. Приступая к съемкам фильма «Служебный роман», Эльдар Рязанов специально для Фатюшина написал большую и интересную роль мужа секретарши Верочки (ее блистательно сыграла Лия Ахеджакова). «Я должен был сыграть такого фанатика-мотоциклиста. Конфликт шел на уровне - он любил ее и мотоцикл, но мотоцикл все-таки больше», - вспоминал актер.

Уже было отснято много материала, как вдруг случилось несчастье - в театре во время спектакля Фатюшин получил тяжелую травму глаза, после чего попал в больницу, где ему сделали операцию. Рязанов ждал, сколько мог актера, но выздоровление затягивалось. Тогда он приехал в больницу и честно признался, что все сроки вышли. Фатюшину не хотелось, чтобы роль была слеплена кое-как, и он посоветовал - раз так, то лучше вырезать ее всю. В результате по ходу фильма Верочка постоянно говорит со своим мужем, а в кадре он появляется всего в двух крошечных эпизодах.

Гурин

Так постепенно Александр Фатюшин подошел к своей звездной роли - хоккеиста Гурина в легендарной мелодраме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Режиссер приглашал артистов на пробы парами. Фатюшин пробовался вместе с Ириной Муравьевой, и их дуэт практически сразу был утвержден.

К сожалению немало сцен так и не вошло в окончательный вариант картины. Тут уж постарались чиновники от Госкино. Больше всего Фатюшин жалел, что вырезали финальную сцену: «Помните, все собрались на даче, Гурин "завязал", говорит, что переходит на тренерскую работу. Героини сидят на крыльце и поют. И тут должен был появиться Гурин: галстук набок, рубашка торчит, а с ним какой-то ханыга. Я препирался с Муравьевой из-за трояка, а ханыга кричал на нее: "Ты как с ним разговариваешь? Это же Гурин, я на его матчах вырос как личность!". Но Госкино эту сцену не пропустило, мол, игрок сборной так напиваться не может».

При создании своего персонажа Фатюшин не опирался на какой-то прототип, скорее это был собирательный образ спортсмена. Тем более что среди друзей актера было немало хоккеистов. Особенно дружен он был со знаменитой ларионовской пятеркой. После выхода фильма многие хоккеисты подходили к нему и благодарили: «Сань, попал в точку». Такое признание стоило многого. А вскоре Александр Фатюшин был приглашен советской сборной вместе с группой артистов в качестве поддержки на Олимпийские игры в Калгари.

Фильм «Москва слезам не верит» имел оглушительный успех и у зрителей, и у профессионалов. Он собрал множество различных призов, среди которых: Премия «Оскар» Американской Академии киноискусства за лучший иноязычный фильм 1980 года, Приз гильдии прокатчиков США за лучший иностранный фильм 1980 года, Премия за лучший иностранный фильм на КФ американских фильмов в Хьюстоне-81. Фатюшин за свою роль призов не получил, ему досталось гораздо большее – всенародное признание и любовь миллионов зрителей.

Кино и театр. 80-е годы

В 80-е годы кинематографическая судьба складывалась очень удачно. Он активно снимался, и хотя чаще ему доводилось играть персонажей второго плана, но делал он это так ярко, что оставался в памяти зрителя наравне с главными героями. Лучшие его работы были связаны с ролями сильных, мужественных людей, как например Афанасий Крыков в телефильме «Россия молодая», десантник Круглов в приключенческом фильме «Одиночное плавание», бывший сыщик Валентин Силов, вступающий в противоборство с мафией в детективе «Кодекс молчания» и др. Его герои воплощали в себе истинно русский характер, подкупали интеллигентностью, мужским обаянием и мужественностью.

С «Россией молодой» связана история, которая могла бы стать роковой. 12 мая 1980 года снималась сцена повешения героя Александра Фатюшина. Актер должен был накинуть на шею веревку, спрыгнуть со ступенек, а аккуратно подрезанная веревка в нужный момент должна была оборваться. Веревка не оборвалась. Фатюшину повезло, что узел был завязан неправильно, и он успел просунуть руку. Помогли и расторопные товарищи. Шрам на шее не проходил очень долго, а чудом спасшийся актер с тех пор каждый год праздновал свой второй день рождения.

Если в кино Александру Фатюшину доставались хотя и яркие, но все же несколько одноплановые роли, то в театре работа была гораздо разнообразнее. Ему доводилось играть и комедийные роли, и так называемых «социальных героев». Александр играл в спектаклях: «Молва», «Энергичные люди», «Жизнь Клима Самгина», «Бег», «Человек на своем месте», «Наполеон», «Не о соловьях», и многих других. А спектакль «Дети Ванюшина», где он исполнял главную роль, театралы и вовсе окрестили «Дети Фатюшина».

Женитьба

Долгое время Александр Фатюшин оставался холостяком. Правда в начале 80-х у него был бурный и продолжительный роман, но он завершился ничем.

Вместе с Фатюшиным в театре играла актриса Елена Мольченко, которая была младше его на 12 лет. Она признается, что влюбилась в Александра сразу же после прихода в театр, однако он долгое время не обращал на нее никакого внимания. Не предпринимала со своей стороны ничего и Елена. Все произошло внезапно…

Однажды, это было в 1986 году, они вместе шли к метро, разговаривали. Это был их первый длительный разговор. На следующий день они еще пообщались, а через три дня Александр пригласил Елену поехать с ним в больницу, где лежал его родственник. Она согласилась. В палате Александр внезапно сказал: «Виталь, знакомься, это моя невеста». Елена в тон ему спокойно представилась: «Лена». После этого они поехали в ювелирный магазин, купили золотые кольца. Для всего театра их свадьба была настоящим шоком, ведь там всегда знали у кого с кем роман, а тут…

«Вот так: случайно сказал – моя невеста, так она ею и стала», - шутил впоследствии Александр Фатюшин. Но, думается, случайностью это не было. Вместе супруги прожили 17 лет. Жили они очень скромно (у них не было даже машины) но счастливо.

Вот только детей у Фатюшиных так и не было. «Это тот случай, когда Бог не дал, - говорит Елена Васильевна. - Сначала ждали, потом стали заниматься этим вопросом. И все врачи в один голос говорили: замечательно, хорошо, а их все нет и нет. Потом пришло время, и мы с этим смирились. Потом родительские инстинкты и рефлексы прошли, мы уже сжились...»

90-е годы

В первой половине 90-х Фатюшин еще продолжал сниматься в кино, причем очень активно. Один за другим выходили картины с его участием: «Живая мишень», «Каир-2 Вызывает Альфу», «Волкодав», «По Таганке ходят танки», «Кодекс молчания-2» и др. Однако затем в отечественном кинематографе наступил кризис. Александр Фатюшин долго не мог вписаться в новые условия.

Елена Васильевна рассказывает: «Когда начались перестроечные дела, он действительно подрастерялся, был полностью дезориентирован. Недоумение оставалось до последнего дня: как же так? Человек к этому возрасту крепкий профессионал, и оказывается, что профессия не в этом, а в том, что... надо правильно продать или купить».

Непросто складывались у Фатюшина дела и в театре. Он даже написал заявление об уходе. Но долго без театра не смог, и вскоре вернулся.

Что же касается в кино, то лишь к концу 90-х вышло несколько картин с его участием. Он сыграл работника ФСБ в мелодраме Евгения Матвеева «Любить по-русски-3», роли в мелодраме Леонида Эйдлина «С новым счастьем», сериале «Транзит для дьявола», лирической комедии «Новый Год в ноябре».

Кончина

Как уже говорилось, Александр Фатюшин очень увлекался спортом. Многие годы он играл в футбол в актерской сборной Москвы. Был он и страстным болельщиком – болел за московский «Спартак», со многими игроками которого поддерживал приятельские отношения. Одним из самых близких друзей был знаменитый вратарь Ринат Дасаев.

Так уж случилось, что и умер Александр Фатюшин как болельщик. В тот роковой день 6 апреля 2003 года «Спартак» крупно проиграл ЦСКА. Фатюшин весь вечер переживал, а спустя несколько минут после финального свистка ему стало плохо. Когда врачи приехали, было уже поздно…

Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медиа-Сервис-2000");
Федор Раззаков, «Чтобы люди помнили» (М. Эксмо, 2004);
Ирина Исаева, «Александр Фатюшин: первый из второго ряда» («Телеглаз АиФ» № 16 (144) от 15.04.2003 http://www.aif.ru);
Леонид Гуревич, «Александр Фатюшин: Я актер с неактерской фамилией» (газета «Основа» № 49 от 07.07.2001)

Rambler's Top100 Rambler's Top100