Опросы
Авторизация
Полезная информация
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Детектив "Место встречи изменить нельзя"
Режиссёр: Станислав Говорухин.
Сценаристы: Аркадий Вайнер, Георгий Вайнер.
Оператор: Леонид Бурлака. Композитор: Евгений Геворгян.
СССР. Производство: Одесская киностудия. 1979.
Легендарный 5-серийный детектив Станислава Говорухина, поставленный по мотивам романа братьев Вайнеров «Эра милосердия», рассказывает о борьбе сотрудников московского уголовного розыска с бандой «Чёрная кошка», терроризирующей столицу. В фильме задействованы лучшие отечественные актёры того времени.
Премьера: 11 ноября 1979 (Центральное телевидение, СССР).
Награды:
Специальный диплом и Приз жюри IX ВКФ исполнителю главной роли Владимиру Высоцкому (1981)
Государственная премия СССР «За создание образа Жеглова» исполнителю главной роли Владимиру Высоцкому (посмертно) (1987)
Премия МВД России исполнителю главной роли Владимиру Высоцкому (посмертно) (1998)
Премия МВД России исполнителю главной роли Владимиру Конкину (1999)
Персонажи фильма:
Глеб Егорович Жеглов, капитан милиции, начальник отдела по борьбе с бандитизмом (Владимир Высоцкий)
Володя Шарапов, демобилизованный старший лейтенант-разведчик, назначенный в отдел Жеглова (Владимир Конкин)
Иван Сергеевич Груздев, врач, кандидат медицинских наук (Сергей Юрский)
Евгений Петрович Фокс (Александр Белявский)
Сергей Левченко, член банды "Черная кошка" (Виктор Павлов)
Карп ("Горбатый"), главарь банды "Черная кошка" (Армен Джигарханян)
"Копчёный", Валентин Бисяев, вор (Леонид Куравлёв)
"Промокашка", член банды "Черная кошка" (Иван Бортник)
Костя Сапрыкин, "Кирпич", вор-щипач (Станислав Садальский)
Михаил Михайлович Бомзе, сосед Шарапова (Зиновий Гердт)
Ира Соболевская, знакомая Ларисы Груздевой (Наталья Фатеева)
Надя Колесова, сестра Ларисы Груздевой (Светлана Светличная)
Пётр Ручников, "Ручечник", вор (Евгений Евстигнеев)
Светлана Петровна Волокушина, подруга "Ручечника" (Екатерина Градова)
Клавдия, любовница "Горбатого" (Валерия Заклунная)
"Манька Облигация", Мария Афанасьевна Колыванова, девица легкого поведения (Лариса Удовиченко)
Гриша Ушивин, фотограф-криминалист по кличке "6 на 9" (Лев Перфилов)
Иван Пасюк, сотрудник МУРа из отдела Жеглова (Александр Милютин)
Коля Тараскин, сотрудник МУРа из отдела Жеглова (Андрей Градов)
Пётр Соловьев, сотрудник МУРа (Всеволод Абдулов)
Иван Алексеевич Копытин, водитель "Фердинанда" (Алексей Миронов)
Варя Синичкина, младший сержант (Наталья Данилова, озвучание - Наталья Рычагова)
Другие персонажи:
Сергей Ипатьевич Панков, подполковник, руководитель в МУРе (Евгений Шутов) |
девица в милиции (Светлана Еленская) |
«Место встречи изменить нельзя» - детектив на все времена
5-серийный детектив Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» уже давно стал культовым фильмом в нашей стране. Трудно найти второй такой фильм, в котором снялось столько отечественных кинозвёзд первой величины. Выдающиеся актёры в главных ролях, в ролях второго плана и даже в эпизодах – только один перечень имён впечатляет!
Идея поставить фильм возникла после выхода в середине 70-х годов знаменитого романа братьев Вайнеров «Эра милосердия». Увлекательный роман повествовал о борьбе московского уголовного розыска с бандой «Чёрная кошка», терроризирующей столицу в послевоенные годы. Надо отметить, что то время отличалось высокой криминальной активностью. В Москве и других городах орудовало немало преступников – опытных, дерзких жестоких. Чего стоит только банда Митина, наводящая ужас на мирных граждан. Вот только ни одна из них к «Чёрной кошке» отношения не имела. Реальная же «Чёрная кошка» была организована в 1945 году группой подростков, начитавшихся приключенческих книг, и занявшихся грабежом киоском да отдельных небольших магазинов. Для особого шика они оставляли на месте преступления нарисованные силуэты кошки. Из-за отсутствия какого-либо опыта, банда была быстро обезврежена милицией. Однако так сошлось, что в сознании народа её деятельность каким-то образом соединилась с деятельностью действительно серьёзных преступников, обросла всевозможными мифами и легендами о небывалом размахе и жестокости. Всё это легло в основу сначала романа «Эра милосердия», а затем и фильма «Место встречи изменить нельзя».
Главными героями фильма выступили опытный начальник отдела по борьбе с бандитизмом, капитан милиции Глеб Егорович Жеглов и бывший разведчик, старший лейтенант Володя Шарапов, назначенный в отдел Жеглова. На противопоставлении их характеров, их мировоззрения, их подхода к профессии и строился сюжет фильма. На роль Жеглова Говорухин однозначно планировал Владимира Высоцкого. Обладающий невероятной харизмой, он был способен воплотить на экране именно тот образ, который задумывал режиссёр (что, собственно говоря, в итоге и сделал). Большое желание сыграть Жеглова имелось и у самого Высоцкого. Против выступали братья Вайнеры, опасавшиеся, что присутствие актёра, имевшего недоброжелателей в высоких кругах, могло привести к закрытию картины. Но Говорухину, сделавшему пробы с Высоцким и другими претендентами на роль (которые явно ему уступали), удалось убедить в своём решении руководство МВД, курировавшее фильм.
На роль Шарапова было несколько претендентов, в том числе Александр Абдулов, Станислав Садальский, Сергей Никоненко, а также Владимир Конкин. Тут также не обошлось без споров – Говорухин выступил за Конкина, Вайнеры – против. И вновь режиссёру удалось настоять на своём. Кстати, Абдулов и Садальский тоже получили роли в фильме. Первый сыграл небольшую роль бандита из «Чёрной кошки». Что же касается Садальского, то он исполнил, пожалуй, самую яркую роль в своей кинокарьере. Актёр создал образ вора-карманника по кличке Кирпич, отличавшегося своей шепелявостью. Эта роль стала его визитной карточкой на всю жизнь, также как и знаменитая фраза его персонажа «Кофелёк, кофелёк… Какой кофелёк?».
Стоит заметить, что по своей продолжительности роль Кирпича была небольшой, но в сознании зрителей она осталась в числе главных ролей. Это можно сказать и о других персонажах фильма, талантливо сыгранных лучшими советскими актёрами. Особенно о представителях криминального мира. В памяти сразу всплывают раскованно-вульгарная Манька-облигация в исполнении неповторимой Ларисы Удовиченко, опытный вор Ручечник – Евгений Евстигнеев, обаятельно-простоватый вор Копчёный – Леонид Куравлёв, развязный бандит Промакашка – Иван Бортник, приводящий в дрожь главарь банды Горбатый – Армен Джигарханян, бандит со сломанной судьбой Левченко – Виктор Павлов. Что ни персонаж - то яркая зарисовка с реальных людей того времени. Это вам не типажи, это полнокровные живые образы, каждый со своим характером, прожитой жизнью. Нельзя не вспомнить и элегантного Фокса, которого сыграл Александр Белявский. С кандидатурой на эту роль режиссёр долго не мог определиться. Белявского привёл Владимир Высоцкий уже после того, как съёмки фильма стартовали. И этот персонаж получился столь же эффектным, как и остальные.
Среди других актёров стоит отметить Сергея Юрского, создавшего глубоко драматичный образ врача Ивана Сергеевича Груздева, который не просто подозревается Жегловым в убийстве, а попадает под его жёсткий психологический пресс. А как хорош Зиновий Гердт в образе соседа Шарапова, тихого интеллигентного пожилого мужчины Михаила Михайловича Бомзе. Столь же разноплановы образы муровцев – вдумчивый, серьёзный Коля Тараскин (Андрей Градов), балагур фотограф-криминалист Гриша Ушивин (Лев Перфилов), прижимистый Пётр Соловьев, в результате предающий своих товарищей (Всеволод Абдулов).
Съёмки фильма были непростыми. Так получилось, что между исполнителями главных ролей Владимиром Высоцким и Владимиром Конкиным отношения не заладились. Впоследствии в своих воспоминаниях Конкин признавался, что ему не нравилось давление Высоцкого, и он даже подумывал уйти из картины. Высоцкий действительно своим темпераментом, энергией и моментами даже диктатом привносил немало проблем в съёмочный процесс. Особенно это почувствовали все, когда Говорухин на время был вынужден уехать и оставить на Владимире Семёновиче все руководство съёмками. Вместе с тем, именно эти качества, вылившись на экран, в итоге придали всему фильму необходимый драйв.
Премьера фильма состоялась осенью 1979 года. Далеко не всем «наверху» он понравился. «Комсомольская правда» даже опубликовала разгромную статью за подписью представителей МВД. Критически отнеслись к фильму и авторы романа «Эра милосердия» братья Вайнеры. А вот народ фильм принял сразу. Да и как иначе – талантливо поставленный, увлекательный, он стал настоящим отражением послевоенной эпохи. Не потерял своей свежести фильм и спустя десятилетия. «Место встречи изменить нельзя» и по сей день входит в число самых любимых зрителями фильмов, а уж если говорить о приключенческо-детективном жанре, то тут картине, пожалуй, и вовсе нет равных.
Игорь BIN
Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.