Опросы

Нравится наш новый дизайн?

Гузеева Лариса_Фото_Актеры советского и российского кино

Фото альбом

Фильмография:

1984 Жестокий романс
1985 Встретимся в метро
1985 Соперницы
1985 Чужие здесь не ходят
1986 Одинокий автобус под дождем
1986 Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Двадцатый век начинается
1986 Таинственный узник
1987 Белое проклятье
1987 Жизнь Клима Самгина
1988 Верными останемся
1988 Щенок
1989 Анна Петровна
1989 СВ. Спальный вагон
1990 Мария Магдалина
1990 Палач
1991 7 дней с русской красавицей
1991 Избранник
1992 В той области небес...
1992 Патриотическая комедия
1993 Приговор
1995 Дом - сериал
1995 Исповедь незнакомцу («Откровения незнакомцу»)
1996 Жесткое время
1996 Театр Чехонте. Старые знакомые (картинки из недавнего прошлого)
1998 Я первый тебя увидел
1999 Страстной бульвар
2000 Игра в любовь
2000 Маросейка 12. Бабье лето
2001 Наследницы
2001 Не покидай меня, любовь
2001 Сдвинутый
2002 Женская логика
2003 Право на защиту
2004 Серенада лунной долины (Грузия)
2004 Сыщики-3
2005 Ангел на дорогах
2005 Заказ
2005 Наследницы 2
2006 Граффити
2006 Танкер Танго
2006 Там, где живет любовь (Украина)
2007 Семейный ужин
2008 На красный свет. Александр Дедюшко (документальный)
2009 Такова жизнь
2009 Крыша
2010 Папа Гамлета
2010 Колокол
2010 Анакоп

ГУЗЕЕВА
Лариса Андреевна

Родилась 23.05.1959 г., с. Буртинское Оренбургской обл.

Заслуженная артистка РФ (1994)

Детство

Лариса Гузеева родилась 23 мая 1959 года в селе Буртинском Оренбургской области. На родине пуховых платков, кедровых орехов и строгих нравов. Она не любит вспоминать детство: «Слишком много запрещалось, многое скрывалось».

Своего родного отца она не видела – девочку воспитывал мать и отчим. Отчим до десятого класса не разрешал Ларисе смотреть по телевизору фильмы с поцелуями. Мама преподавала историю в той же школе, где она училась. Всячески сопротивляясь догмам, носила короткие юбки, красилась, курила, за что ее маму в учительской «линчевали у позорного столба». На Урале ценились пышные, белотелые девицы с округлыми формами, а в школе Лариса была очень худая и чтобы выглядеть «аппетитнее», надевала трое колготок, вообщем завоевывала внимание любой ценой.

Учеба

А после десятого класса, в семнадцать лет, Лариса уехала в Ленинград и поступила в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, на курс В. Петрова. Поступила сразу и легко. И неудивительно, ведь она с детства мечтала стать актрисой. Родителей Гузеевой больше волновала судьба ее младшего брата, нежели актерская карьера дочери. Однако с самого своего рождения она всегда слышала от мамы: «Ты у меня самая любимая, самая красивая». Не испытывая в этом ущербность, она не боялась творить себя заново. Чтобы выделиться из толпы длинноволосых абитуриенток, перед экзаменами Лариса подстриглась наголо…

Все институтские годы Лариса никогда не позволяла себе затеряться в толпе, оставаясь непохожей на остальных. Бредила «Мастером и Маргаритой». Знала целые страницы наизусть. Поэтому студенты Гузееву недолюбливали, побаивались. Она курила «Беломор» и залпом могла выпить бокал «Рислинга». Всегда модно одевалась, благодаря портновским талантам мамы. Когда ее класс на последнем курсе должен был поехать в Болгарию по обмену, однокурсники единогласно проголосовали против того, чтобы она отправилась вместе со всеми.

Слишком увлеченные учебой студенты Ларису не интересовали. Особо сблизилась с авангардистской молодежью, увлеклась течением хиппи, подрабатывала моделью и все свободное время проводила в любимом кафе питерской богемы – знаменитом «Сайгоне» на углу Невского и Литейного. Там у Ларисы было множество поклонников – за ней безуспешно ухаживал, например, молодой Виктор Цой. И неудивительно, яркая образность и символичные красивые столь и неординарные жесты Ларисы Гузеевой захватывали любого. Да, и Ларису привлекали такие необычные люди, как команда Бориса Гребенщикова, группа «Кино» и т.д. Некоторое время она встречалась со знаменитым музыкантом – Сергеем Курехиным, который для нее тогда был наставником и учителем…

Приезд болгарского курса Лариса Гузеева встретила «спектаклем» красивой выходкой, после чего мастер курса произнес: «Она далеко пойдет!». Он-то знал, что Лариса в то время уже заканчивала съемки у известного режиссера Эльдара Рязанова в экранизации «Бесприданницы». Однокурсники завидовали и ненавидели. Потому, что из всего курса сумела стать известной только она, да еще Александр Лыков, сыгравший Казанову в сериале про нашу доблестную милицию. Говорят, истинно образованным человеком

Лариса Огудалова

Лариса Гузеева в фильме Жестокий романсЛариса Гузеева начала сниматься в кино рано. И именно в то, раннее время для выпускницы Ленинградского театрального института звучали лишь первые аккорды романса под названием «Жизнь». Сергей Шакуров порекомендовал начинающую актрису маститому режиссеру Рязанову на роль тезки Ларисы Огудаловой - героини пьесы «Бесприданница» А.Н. Островского.

На пробы она приехала в обрезанных джинсах, в сандалиях и с разноцветными ногтями, курила «Беломор» и сплевывала сквозь зубы. «У меня не было ничего общего с моей будущей героиней. Никакая трагичность и любовные страдания мне в 23 года были не знакомы. Я была высокого мнения о себе. Изображать страдания на экране мне помогали мои партнеры, особенно Никита Михалков».

По словам Гузеевой, представление Рязанова о Ларисе совпадало с ее физическими данными. «Рязанову нравился мой тип женщины». Правда озвучивала «бесприданницу» Анна Каменкова, а песни в картине пела Валентина Пономарева, но от этого заслуга Ларисы Гузеевой в создании образа не стала менее значимой. Она достойно сыграла в компании таких звезд, как Алиса Фрейндлих, Никита Михалков, Андрей Мягков, Алексей Петренко, Александр Панкратов-Черный.

Сама постановка в кино по мотивам пьесы была рискованна: предыдущая экранная версия Якова Протазанова к тому времени уже полвека не сходила с экранов. Эльдар Рязанов – общепризнанный фаворит зрителей и прокатчиков, и поэтому сравнения были неизбежны, он выиграл, - картина стала хитом последнего «застойного» 84 года. Эльдар Александрович сделал свою экранизацию совершенно в другом жанре, чем Протазанов. Трагическая мелодрама, где понятие «посредственность» предстало в буквальном смысле: человек, живущий согласно имеющимся у него в наличии материальным средствам. У Паратова были средства, чтобы вести жизнь плейбоя – он такую жизнь и вел. У Карандышева соответствующих средств не было. У Ларисы подобным средством была внешность – с ней она и претендовала на Париж и любовь Паратова, однако обнаружила, что одной внешности недостаточно. Обнаружила – но никак в это не могла поверить. Поэтому происходящее вроде тянуло на высокую драму, а в результате получался всего лишь - жестокий романс. Подлинная драма героев фильма Рязанова состояла именно в этом.

Кино и жизнь

Многие после выхода фильма потеряли покой от больших грустных глаз главной героини. Одному из режиссеров в процессе съемок вдруг приходило в голову, что неплохо бы иметь с ней более близкие отношения. Его домогательства уральская казачка отклонила. После чего, он угрожал Ларисе Гузеевой, что сниматься она никогда больше не будет, и впредь ее уже никогда не приглашал.

Не оправдались и справедливые ожидания актрисы своего дальнейшего триумфального шествия по миру кино после успеха «Жестокого романса». Предложения о съемках поступали, но роли были отнюдь не звездные - девушки-спортсменки, героини-партизанки, стахановки-колхозницы. Были и более интересные сценарии, но почему-то даже после удачных кинопроб кандидатуру Гузеевой худсовет «зарубал». Вспоминает актриса: «Тогда передо мной открылись все двери. Хотя меня помнят только по этому фильму, а не по тем 30, которые были после».

«Иногда я и сама по глупости отказывалась от хороших ролей. Например, вместо того, чтобы взяться за классическую картину «Накануне», я снялась в чудовищной ленте «Соперницы»». Именно на съемках этого фильма Лариса Гузеева встретила своего первого мужа. Он был ассистентом режиссера. С Ильей она прожила восемь лет, но впоследствии он трагически погиб от передозировки. Это был самый драматический период в жизни. Она его сильно любила, любила и жертвовала собой. Она пыталась устраивать его на лечение, верила всем его клятвам, сходила с ума от страха и боли за любимого и мечтала о ребенке. Встречи и радости в жизни Ларисы Гузеевой чередовались с потерями и разочарованиями. Наркомания мужа и собственный алкоголизм – то, что она пережила.

Время — лучший лекарь. Однажды ей предложили сняться в грузинской картине на грузинском языке. И снова Лариса познакомилась со вторым мужем, и трудные по условиям съемки превратились в праздник. Ваха был необычайно деликатен, внимателен и образован и прекрасно решал бытовые проблемы.

Когда актриса вернулась в Ленинград, Ваха приехал к ней. Лариса поняла, что хочет родить от него ребенка. Долгое время о том, что она ждет ребенка, знали только ее партнеры по фильмам «Патриотическая комедия» и «В той области небес» Сергей Маковецкий и Алексей Серебряков. Даже на последних месяцах работы актриса продолжала работать.

В тридцать два года Лариса родила первого ребенка и сразу вернулась на съемочную площадку. Она не знала, что такое декретный отпуск, не знала, что такое лежать на диване и ничего не делать. «Я никогда ни на кого не надеялась. Может из-за того, что у меня не было папы, который баловал меня». По ее словам, стать матерью актриса была не готова, мешала собственная инфантильность. Однако ей, казалось, что если будет второй ребенок, то его так сильно как первого она любить не будет.

Но жизнь с Вахой у Ларисы не сложилась – уж слишком в разных традициях выросли супруги. Сейчас Ваха живет в Тбилиси. Сын постоянно поддерживает отношения с отцом, ездит на каникулы в Тбилиси, а его грузинская дедушка и бабушка просто души не чают в любимом внуке. «Я поняла, что первый мужчина нужен для того, чтобы чему-то тебя научить, второй - чтобы ты родила от него ребенка, а третий - чтобы любить».

Третий брак

Несколько лет назад Лариса снова вышла замуж – за владельца нескольких ресторанов Игоря Бухарова. Игоря Гузеева знала более двадцати лет. Тогда они жили в разных городах: он в Москве, а она в Ленинграде. В столицу Лариса переехала несколько лет назад. Студенты часто ездили в столицу на театральные премьеры. Когда-то будущий муж, казался ей, безнадежным ребенком. На его попытки ухаживать она шутливо отвечала: «Нравлюсь? Копи деньги».

Все время Игорь был рядом с Ларисой, терпеливо ждал и помогал в трудных ситуациях – например, когда тяжело заболел Георгий. «Вы даже не представляете, как Игорь меня любил! Я просто не могла отказать, когда он сделал предложение. «Мы с Игорем не только муж и жена, но еще и друзья. Страсть и физическое влечение все равно со временем переходят в привычку. И что тогда остается, если между людьми нет духовного родства?» Если человек не страдал от неразделенной любви, не писал писем, не молчал в трубку, не становился рабом страсти – это не значит, что он инфантилен.

На свою внешность актриса «не покупала никаких благ» и не жалеет об этом. Общение без духовности Гузеева не принимала. Ведь духовное общение вмещает себя больше, чем любое другое. «В юности большую страсть можно принять за настоящую любовь. Это сейчас я зрелая женщина, у меня зрелое отношение к мужу и детям». Зрелость Ларисе Гузеевой не мешает постоянно допрашивать с пристрастием мужа: «Вот тебе десять миллионов долларов – брось свою Лариску. Ты бы бросил? Игорь отвечает: «Нет».

В сорок лет родила второго ребенка. Лариса очень боялась боли, поэтому рожала при помощи кесарева сечения. Анестезиологом во время вторых родов был Паша Наумов – врач, который спас сына Ларисы от смерти во время полета на отдых в Турцию, когда по вине стюарда Георгий в возрасте шести лет получил ожог паха третьей степени и мог погибнуть от болевого шока. Также помогла его жена Галя – она тоже врач.

О появлении первого ребенка актриса годами молила бога, а дочка стала для нее с мужем приятным сюрпризом. Свою Лельку она любит не меньше сына. Тем не менее, ей это не помешало уже на двенадцатый день после родов быть на работе. Хорошо, что мама Ларисы Гузеевой Альбина Андреевна часто все заботы о малышке брала на себя, да и сегодня продолжает помогать.

Актриса, мать и бизнес-леди

Гузеева всегда считала, что женщина должна сама уметь зарабатывать деньги для своих детей. Она снимается в фильмах, занимается ресторанным бизнесом одним словом «не висит гирей» на любимом муже. «Пусть лучше соскучится в разлуке – тем нежнее будет встреча». Характеру Ларисы Андреевны принадлежат сугубо мужские черты, зато никакой сублимации с утра бегает по магазинам, отводит ребенка в школу, готовит мужу завтрак. Лариса больше всего благодарна судьбе, что у нее есть такие замечательные дети. «Для детей важно, чтобы была счастливая семья, чтобы все вместе катались на лыжах и ездили на море – этого вполне достаточно. И бесконечная родительская любовь». И еще, по словам Ларисы Андреевны, детям важно дать уверенность в себе. Любящая мать, любимая жена, бизнес – леди и, наконец, заслуженная артистка России, которая непременно порадует нас новыми незабываемыми ролями в кино!

Елизавета Самышева

Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медия-Сервис-2000");
Наталия Корнеева, «Лариса Гузеева» (Журнал Gala №6 июнь 2005.);
Екатерина Романенкова, Татьяна Алексеева, «Лариса Гузеева: От "Жестокого романса" до "Марша Мендельсона"» (Сайт: Записки журналистов, http://nsvisual.com/);
Юлия Королева, «Лариса Гузеева с детства мечтала стать богатой и знаменитой» (Сайт: Аргументы И Факты. http://gazeta.aif.ru);
Биография Ларисы Гузеевой. Сайт: http://kino.ukr.net/persons/537/;
Александр Славуцкий, «Лариса Гузеева: "В 23 года об меня вытерли ноги"»
("Родная газета" № 3(139), 27 января 2006 г., полоса 32 сайт:www.rodgaz.ru);
Марина Долина, «Лариса Гузеева: «Строгий родитель у нас в семье – это я, а добрый – папа». (№4, 2007 http://www.2mm.ru/starmama/770)