Опросы

Нравится наш новый дизайн?

Юрский Сергей_Фото_Актеры советского и российского кино

Фото альбом

ЮРСКИЙ
Сергей Юрьевич

Родился 16.03.1935 года, Ленинград

Заслуженный артист РСФСР (1968)
Народный артист России (1987)
Лауреат Главного приза РКФ «Кинотавр-91» в конкурсе «Фильмы для избранных?» (1991, за фильм «Чернов»)
Лауреат Премии «Золотая маска» (1998)
Лауреат Премии фонда «Знамя» (1998)
Лауреат Премии «За верность пушкинскому слову» театрально-телевизионного фестиваля «России первая любовь» (1999)
Лауреат Премии «Петрополь» (2001)
Лауреат Премии журнала «Октябрь» (2001)
Кавалер ордена «Знак Почета» (1995)
Награжден медалью Пушкина (2000), памятным знаком «Созидатель Петербурга» (2001)

Детство

Сергей Юрский родился 16 марта 1935 года в Ленинграде, в театрально-музыкальной семье. Принято считать, что актерство у Сергея Юрского в крови, но первая, большая мечта - это мечта о манеже, о клоунаде. Детство Сергея Юрского прошло за кулисами цирка, где отец Юрий Сергеевич Жихарев в годы войны был художественным руководителем. Играя в драматическом кружке, отец взял себе псевдоним – производное от имени – Юрский. Постепенно псевдоним вытеснил настоящую фамилию. Юрий Юрский был тоже своего рода человек-театр: актер немого кино, театра, замечательный рассказчик, постановщик пантомим, режиссер драмы, цирка, эстрады… Мать Сергея Юрского, - Евгения Михайловна Юрская-Романова, была музыкальным педагогом.

И уже второй мечтой Сергея Юрского был театр. Однако, как это часто бывает в театральных семьях, родители не хотели, чтобы мальчик связывал свою жизнь с театром.

Учеба

В 1952 году Сергей Юрский окончил школу с золотой медалью и поступил на юридический факультет Ленинградского университета. Во время всей непродолжительной учебы играл в университетской театральной студии. Именно на студийной сцене росло и крепло в Сергее Юрском убеждение, что его настоящее призвание - театр.

На юридическом факультете Сергей Юрский проучился недолго. После 3-го курса Юрский перешел в Ленинградский театральный институт имени А.Н.Островского, который окончил в 1959 году.

Курс в театральном вузе, на котором учился Юрский, вел Леонид Федорович Макарьев. До сих пор Сергей Юрский с особой благодарностью вспоминает об уроках Макарьева, об учебных работах и репетициях под его руководством. Макарьев увидел в юноше острохарактерного актера и с первого курса готовил с ним роль Карандышева в «Бесприданнице» А.Н.Островского.

Театр

После окончания 2-го курса Сергей Юрский был принят в Большой драматический театр имени М.Горького. Несмотря на молодость, Сергей Юрский встал вровень с главными артистами знаменитой труппы, оказав сильнейшее влияние как на зрителя, так и на атмосферу внутри театра. Это было встречено неоднозначно и руководством, и в труппе. Сергею Юрскому стало неуютно в театре, и…

В 1980 году в жизни и творческой биографии Сергея Юрского происходит перелом. Сергею Юрскому пришлось уехать... Разрыв с Большим драматическим театром, вернее, не разрыв, а вынужденный уход из него был для Сергея Юрского необыкновенно тяжел.

Годы переживаний и раздумий, павшие на московский период творчества Сергея Юрского, не прошли бесследно. Сергей Юрский занялся сначала саморежиссурой на концертной эстраде, потом - Хэмингуэй на телевидении, затем «Мольер» и «Фантазии Фарятьева» в театре.

Принцип совмещения двух профессий соблюдается практически во всех работах Сергея Юрского, в которых он выступает в качестве постановщика.

Театр одного актера

Театр одного актера – уникальное, любимое детище Сергея Юрского. "Самое трудное в этой работе, по мнению самого создателя, но в то же время и самое упоительное — это выход к залу, когда в течение всего вечера ты несешь абсолютную ответственность за связь со зрителем.

Конечно, очень многое не сыграно, но у актера Сергея Юрского нет ни малейших конкретных сожалений. Исполнилось пятьдесят лет, как Сергей Юрский на сцене - пятьдесят лет непрерывной игры.

С первых лет работы Сергей Юрский, помимо театра, активно осваивал и другие области искусства, отмечая важность их взаимосвязи: «Кино учит сдержанности, телевидение - свободе... Эстрада помогает найти более непосредственные формы общения со зрителем».

Кино

«Киноактером я себя не считаю. Кино – это влечение», - это было как-то сказано Сергеем Юрским после двадцати с лишним лет работы на съемочной площадке и приблизительно тридцати сыгранных кино ролей, многие из которых – шедевры кинематографии.

Дебютом Сергея Юрского в кино стал фильм «Повесть о молодоженах». А знаменитым Сергея Юрского сделала первая же крупная роль Чудака в эксцентрической комедии Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда». Затем были главные роли в картинах «Время, вперед!» и «Золотой теленок», бессмертные роли в фильмах «Республика ШКИД», «Интервенция», «Место встречи изменить нельзя», «Ищите женщину», «Любовь и голуби».

Сергей Юрский в кино играл только характерные роли. Характерные роли, по мнению Сергея Юрского, это был шанс на двусмысленность. На «геройство» Сергей Юрский осмелился лишь в двух случаях - Бендер в «Золотом теленке» и Импровизатор в «Маленьких трагедиях». Но таких случаев - поискать!

На телевидении Сергей Юрский появился в трех лицах: актер, чтец, режиссер. На телеэкране появляется Шекспир Сергея Юрского в «Смуглой леди сонетов», как режиссер снимает «Фиесту» Э. Хемингуэя. Участвует во многих литературных программах о Пушкине, Салтыкове-Щедрине, Чехове. Играет гангстеров, сыщиков, деловых людей...

Повесть «Чернов», написанная Сергеем Юрским, стала литературной основой режиссерского дебюта в кино. Повесть, как оказалось, предвидела события сегодняшних дней.

Чтец

Параллельно театральным и кино ролям существовала и ширилась концертная деятельность Сергея Юрского. Рассказы Чехова, Зощенко, проза Гоголя, Бабеля, Шукшина, поэзия Пушкина, Пастернака, Мандельштама... Залы на спектаклях, концертах, "капустниках" с участием Сергея Юрского всегда были переполнены. Выступления на эстраде, которые Сергей Юрский подчеркнуто называет концертами, - это воистину его стихия. Здесь он сам себе и режиссер, и актер, и автор композиции…

Писатель

Перу Сергея Юрского принадлежит цикл стихов, рассказов, повестей и очерков, несколько книг прозы и стихов: «Кто держит паузу», «Безвременье», «С.Ю.Р.» «Жест», «Полина», «Содержимое ящика».

Книга стихов «Жест» - это далеко не первый и не последний его опыт в литературе. В «Жесте» слышен не только ритм стиха, но и ритм жизни. Книга делится на главы, и у каждой — свои ритмы. В «Ритмах молодости» - скорости, споры, романы, вдохновение, гостиницы, поезда. В «Ритмах дороги» - гастроли, съемки, города, дальние страны, встречи и расставания. В этой книге приоткрывается биография, но скорее биография души. И не впрямую, а слегка, пунктиром, намеком.

Особое явление в литературе - сатира Сергея Юрского. Сергей Юрский находит абсурдность происходящего сегодня, не прибегая к ни революционному пафосу, принятому Веллером, ни к откровенной язвительности, любимой Ерофеевым.
Лучшим примером тому является книга Сергея Юрского «Практические облака».

Личная жизнь

Первая супруга Сергея Юрского - актриса Зинаида Шарко, коллега по Большому драматическому театру. Но так случилось, что они расстались. Подробности расставания никому неизвестны, подробности - это запретная тема для Сергея Юрского. Ему совершенно не понятно, как люди могут сами рассказывать в газете о своей личной частной жизни.

Наталья Тенякова - вторая жена Сергея Юрского. Вкусы и взгляды на жизнь Сергея Юрского часто сходятся с оценками его супруги. Неудивительно, но за столько лет они стали друг на друга необычайно похожи. Дочь Дарья Юрская, с детства видевшая все «прелести» актерского существования, тем не менее, выбрала профессию родителей…

Нынешняя семья Сергея Юрского - это три актера, три актера, которые могут существовать вместе. И неспроста! Во-первых, они профессионалы и, заканчивая спектакль, переходят в другое состояние. А во-вторых, и это главное, театр они не переносят на домашнюю жизнь, а сделали его только частью этой жизни.

В семье Сергея Юрского существуют традиции: никогда не пренебрегать возможностью побыть вместе, и должен всегда существовать Дом. Дом — это место отдыха. Место, где все остаются сами собой.

Принципы

В своих многочисленных интервью, данных в разные годы, Сергей Юрский редко говорит о личном. Его ответы – это, прежде всего, размышления актера, режиссера, сочинителя:
-Главные черты моего любимого героя присущи булгаковскому Мастеру.
-Для меня зритель - думающий, умный, интеллигентный - лучший друг, а потому оппонент.
-Я никогда не смог бы играть в пустом зале, потому что театр - это кровообмен сцены и зала.
-Талант для меня - это знание технологии плюс умение выходить из кризисов.
-Любимое дело не освобождает от ответственности перед близкими и перед самим собой.
-В отпуске я полностью отвлекается от профессиональных забот.
-Для меня счастье - это то состояние, в которое могут входить и неприятности, и откаты назад.
-Мой внутренний ориентир, чувство, которое вдохновляет, - это веселая злость.

Автор Татьяна Новитчинская

Использованные материалы:
Анна Хрусталева, «Сергей Юрский: С Булгаковым мне было бы легко и просто» ("Учительская газета" www.ug.ru);
Сергей Юрский: «Страшно, когда Москва на полувоенном положении» («Новые известия» www.newizv.ru);
Геннадий Фролов, «Сергей Юрский: Не люблю душевный стриптиз» («Телеглаз АиФ», № 07 (135) от 11.02.2003);
Материалы книги «Театр имени Моссовета». Редактор-составитель Б.М.Поюровский.
«Звезды московской сцены». Москва: ЗАО Изд-во Центрполграф.