Опросы
Авторизация
Полезная информация
Фильмография: 1955 Дело Румянцева
|
ЧЕКМАРЁВ 30.01.1911, Астрахань - 22.08.1987, Ленинград. Заслуженный артист РСФСР (1951) Детство и юность Виктор Чекмарёв родился 30 января 1911 года в Астрахани в семье служащего, частного поверенного Константина Константиновича Чекмарёва. Отец, как истинный астраханец, любил ходить по Волге. Для этого он приобрёл небольшой катер «Борис». Всей семьёй они выходили в плавание – отец в роли капитана, коком была его супруга Александра Александровна, а юный Витя с сёстрами Раей и Машей выполняли обязанности матросов. А ещё в семье Чекмарёвых поощрялись творческие стремления, и Виктор с сёстрами регулярно устраивали домашние представления. Увлечение лицедейством привело мальчика в школьный драмкружок, и к шестнадцати годам юный актёр уже сыграл такие значимые роли, как Чацкий и Фамусов. В 1929 году Виктор Чекмарёв окончил школу. Юноша видел своё будущее актёром, но родители убедили его в необходимости получения более серьёзной профессии. Под их нажимом он поступил в Махачкалинский индустриальный техникум. Учась в техникуме, Виктор не забросил своё увлечение. В свободное время он играл в махачкалинском Театре рабочей молодёжи под руководством А.Н. Шушкина, исполняя роли героев-любовников. Причём в этом амплуа он считался в труппе просто незаменимым. В 1931 году Виктор окончил техникум, получил диплом землемера и вернулся домой в Астрахань. Здесь он начал работать по специальности, но по-прежнему продолжал нарабатывать актёрские навыки, играя в спектаклях клубной самодеятельности. Театр - 30-е годы Творческая натура Виктора Чекмарёва требовала реализации, и в 1933 году он, получив благословение родителей, отправился покорять Москву. В столице Виктор попал на прослушивание в Московский Реалистический театр, которым руководил Николай Охлопков. Тот сумел разглядеть в молодом человеке, не имевшем актёрского образования, большой потенциал и принял Чекмарёва в труппу. Сцене Реалистического театра Виктор Чекмарёв прослужил до 1937 года. Ему довелось участвовать в постановках классического и современного репертуара: «Мать» по пьесе Максима Горького (Сизов, Рыбин), «Железный поток» по роману Александра Серафимовича (Дид), «Аристократы» по пьесе Николая Погодина (комендант, Громов), «Своя семья» по пьесе Александра Грибоедова (Любим, майор Карп Саввич Искрин), «Не было ни гроша да вдруг алтын» по пьесе Александра Островского (Тигрий Львович Лютов), «Похождения бравого солдата Швейка» по роману Ярослава Гашека (Сыщик, Шварцбург, татарин), «Кола Брюньон» по повести Ромена Роллана (Кириас Пинон). В 1937 году Виктор Чекмарёв перешёл в труппу Камерного театра, где проработал два года. В основном ему доставались характерные роли: дед в спектакле «Дума о Британке», председатель комиссии по чистке в спектакле «Алькасар», Никола Носарь в спектакле «Кочубей» и др. В 1939 году Виктор Чекмарёв перебрался в город Молотовск (ныне - Северодвинск) Архангельской области. Здесь он один сезон отыграл Молотовском драматическом театре. На его счету роли в спектаклях: «Море наше» (Комиссар Зотов), «Любовь Яровая» (Швандя), «Чужой ребенок» (Яша), «Разлом» (Адмирал Милицин), «Повесть о женщине» (Тимофей), «Таланты» (Горяинов), «Сады цветут» (Карп Иванович), «Егор Булычев» (Достигаев) и др. На Дальнем Востоке За год до начала Великой Отечественной войны Виктор Чекмарёв по приглашению режиссёра Николая Уралова отправился в Амурскую область. Там в небольшом городке Свободный (неподалёку от Благовещенска) действовал передвижной театр Дорпрофсожа Амурской железной дороги. В состав труппы входили довольно сильные актёры, собранные со всей страны. Театр гастролировал по всему Дальнему Востоку, его постановки пользовались большим успехом у зрителей. Можно однозначно сказать, что он являлся центром театрально-культурной жизни края. Виктор Чекмарёв вошёл в труппу театра и проработал там десять лет. За это время им была создана галерея разноплановых персонажей: Черемисов - «Живые цветы» Погодина, Чепурной - «Дети солнца» Горького, Егор Булычёв – «Егор Булычёв» Горького, Федор Лагутин - «Мать своих детей» Афиногенова, Родольфо - «Анджело тиран Падуанский» Гюго, Сафонов - «Русские люди» Симонова, Гуревич, Толстых, Иван Иванович - «Очная ставка» Тура и Шейнина, Любим Торцов - «Бедность на порок» Островского, профессор Хиггинс - «Пигмалион» Шоу, Арман Дюваль - «Дама с камелиями» Дюма и многие-многие другие. Здесь, в Амурской области, Виктор Чекмарёв встретил свою любовь. 18-летняя Нина жила в городе Свободный, серьёзно занималась спортом в обществе «Динамо» - лёгкой атлетикой, лыжами и коньками. Вот, как она рассказывала о своём знакомстве с Виктором: «Виктор на меня обратил внимание, видимо, ему кто-то рассказал, что это известная на Дальнем востоке спортсменка и чемпионка. <…> Виктор Чекмарёв стал чаще приходить на стадион во время тренировок и игр, издалека наблюдая. Так продолжалось некоторое время. Я, конечно же, заметила, что во время моих тренировок на краю поля часто стали появляться двое мужчин. Один не высокого роста с пышной седой шевелюрой, а второй молодой и довольно эффектный. Мужчины всегда о чём-то оживлённо беседовали и жестикулировали. Но я отметила, что они постоянно бросают взгляды в мою сторону, особенно молодой. Наконец он решился, подошел и представился. Вторым мужчиной оказался режиссер театра Уралов. Так мы и познакомились». По приглашению Виктора Нина стала посещать спектакли, попала под его очарование, и между ними возник роман. 4 августа 1942 года они поженились. По предложению Уралова, который заметил в девушке актёрский потенциал, Нина вошла в труппу театра. Теперь супруги вместе колесили по Дальнему Востоку. Актёрам труппы приходилось жить в вагонах, и Чекмарёвым выделили купе, которое стало их домом на колёсах. В 1943 году у них родился сын Костя. Малыш путешествовал вместе с родителями – спал в корзине на полке вагона, которую привязывали во время движения поезда. В 1948 году супруги осели в Благовещенске, войдя в труппу Амурского драмтеатра, которую возглавил всё тот же Николай Уралов. Здесь они проработали до 1953 года. Виктор Чекмарёв играл в постановках: «Лес» по пьесе Островского (Восьмибратов), «Мачеха» по пьесе Бальзака (Рамаль), «Коварство и Любовь» по пьесе Шиллера (Фердинанд), «Разлом» по пьесе Лавренёва (Годун), «Женитьба Белугина» по пьесе Островского (Андрей Белугин), «В степях Украины» по пьесе Корнейчука (дед Тарас), «Замужняя невеста» по пьесе Грибоедова (Секунд-майор), «На всякого мудреца довольно простоты» по пьесе Островского (Глумов), «Незабываемый 1919й год» по пьесе Вишневского (Сталин), «Дети солнца» по пьесе Горького (Чепурной, Протасов), «Укрощение строптивой» по пьесе Шекспира (Петручио) и др. Театр - 1953 - 1957 годы В 1953 году Виктор Чекмарёв с семьёй перебрался в Свердловск. Там он проработал сезон в местном театре драмы, играл в спектаклях: «Сильные духом» (фон Ортель, гаулейтер Кох), «Золотопромышленники» (Засыпкин), «На бойком месте» (Миловидов), «Мария Тюдор» (Симон Ренар). Следующим местом его работы стал город Молотов (ныне – Пермь) и местный драматический театр. Молотовским театром тогда руководил заслуженный деятель искусств Александр Михайлов, а в труппе играл молодой Марк Захаров – будущий мэтр отечественного театра и кинематографа. Этой сцене Виктор Чекмарёв посвятил три года. Он был занят в спектаклях: «В сиреневом саду» (Душечкин), «Порт-Артур» (Макаров), «Чужой ребенок» (Караулов, Яша), «Враги» (Левшин), «Персональное дело» (Полудин), «Смерть Тарелкина» (Расплюев), «Кремлевские куранты» (Ленин), «Гамлет» (Полоний) и др. Кинематограф В кино Виктор Чекмарёв дебютировал в 1955 году. На тот момент ему уже было 44 года. В криминальной драме Иосифа Хейфица «Дело Румянцева», поставленной на киностудии Ленфильм, ему досталась роль афериста-рецидивиста Шмыгло. Образ получился очень ярким, и на актёра обратили внимание другие режиссёры. Уже в следующем году он вновь снялся в кино, исполнив роль заместителя начальника техотдела Кирилла Васильевича Долгина в социальной драме режиссёра Михаила Шапиро «Искатели». Удачный дебют в кино подтолкнул Виктора Чекмарёра к решительному повороту в своей актёрской карьере. В 1957 году он переехал в Ленинград, где для него театр окончательно уступил место кинематографу. В кино у Виктора Чекмарёва сразу же сложилось амплуа отрицательного персонажа – хитрого и двуличного. В драме режиссёра Ивана Правова «Во власти золота», поставленной в 1957 году по мотивам Мамина-Сибиряка, он сыграл одну из главных ролей. Его героем стал Иван Тимофеевич Засыпкин - коварный тип, плетущий интриги и разоряющий семью друга. В последующие годы актёр воплощал на экране такие образы, как: непорядочный руководитель шахты Оглотков, фабрикующий дела о вредительстве в драме «Добровольцы» (1958), противник коллективизации, двуличный колхозник Яков Островнов в экранизации романа Шолохова «Поднятая целина» (1959), отец Павла Андрей, скопидом, хапуга и жулик, почти забывший о сыне в мелодраме «Утренние поезда» (1963), нечестный председатель колхоза Стоколос в мелодраме «Новеллы Красного дома» (1963), подельник Артура Четырёхпалый в фантастическом фильме «Гиперболоид инженера Гарина» (1965), баптист-торгаш Чувалков в историко-приключенческом фильме «Сердце Бонивура» (1969), экспедитор Михаил Романович Петухов, «скромный» деляга в остросюжетном фильме «Сержант милиции» (1974), хитрый кулак Ерофеев, прикрывающийся правильными словами в детском приключенческом фильме «Бронзовая птица» (1974). А какой колоритный образ им был создан в знаменитой драме «Угрюм-река» (1968) - его герой золотопромышленник Пётр Данилыч Громов выступал в качестве настоящего «хозяина тайги», сильного и жестокого. Что ни роль – то очередная грань человеческого порока. И хотя далеко не всегда персонажи Виктора Чекмарёва являлись главными (чаще это были герои второго-третьего плана), но без них невозможно было представить сюжета. Личная жизнь Переигравший огромное количество отрицательных ролей, Виктор Константинович в жизни был совершенно иным – добрым и открытым, трудолюбивым и неприхотливым, отличным семьянином. Он обладал способностью располагать к себе людей, и поэтому у него было немало друзей. Виктор Константинович любил охоту и рыбалку, увлекался рисованием, играл на гитаре и флейте. Через всю жизнь он пронёс любовь к судовождению, которую привил ему в детстве отец. Как рассказывал сын Виктора Чекмарёва Константин: «Переезжая по стране от Тихого океана до Балтики, он неизменно уделял редкое свободное время посещению ближайшего водоема. И неважно, был ли то океанский залив Посьета, Кольский залив или Финский, берег Черного моря или маленькой, заросшей камышом кубанской речушки Кагальник. Плеск волн и дуновение пахнущего водорослями ветра напоминал ему о родной и горячо любимой Волге». Скончался Виктор Константинович 22 августа 1987 года в Ленинграде. Его похоронили на Большеохтинском кладбище. Сын актёра Константин стал инженером. От отца он перенял любовь к лодкам и катерам. Эту любовь он передал своему сыну Виктору Чекмарёву-младшему, внуку Виктора Константиновича, который стал руководителем внутригородского флота круизной компании в Санкт-Петербурге. Игорь BIN Использованные материалы: |