Опросы
Авторизация
Полезная информация
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Мелодрама "Дама с собачкой"
Режиссёр: Иосиф Хейфиц.
Сценарист: Иосиф Хейфиц. Операторы: Андрей Москвин, Дмитрий Месхиев.
Композитор: Надежда Симонян. Художники: Белла Маневич, Исаак Каплан.
СССР. Производство: Ленфильм. 1960.
Экранизация одноимённого рассказа А.П.Чехова. На отдыхе в Ялте у Дмитрия Гурова возникает курортный роман с Анной Сергеевной. По возвращении домой Гуров понимает, что чувства не угасли, и их встречи продолжаются. Вот только и Гуров женат, и Анна Сергеевна замужем…
Премьера: 28 января 1960.
Награды:
Специальный приз исполнительнице главной роли Ие Саввиной на МКФ в Канне (1960);
Приз лучшей национальной программе «За гуманизм и исключительные художественные качества» на МКФ в Канне (1960);
Почетный диплом за режиссуру Иосифу Хейфицу на IV Международном смотре фестивальных фильмов в Лондоне (1960);
Диплом Британской киноакадемии «За изобразительное решение фильма» художникам Исааку Каплану и Белле Маневич (1961);
Премия «Юсси» в Хельсинки, Финляндия: Почётный диплом иностранному актёру - Алексею Баталову (1962);
Премия BAFTA в Лондоне (1963).
Главные герои:
Анна Сергеевна Дидериц, петербурженка, проживающая с мужем в Саратове (Ия Саввина)
Дмитрий Дмитриевич Гуров (Алексей Баталов)
жена Гурова (Нина Алисова)
Алексей Семенович Фролов, приятель Гурова по клубу (Пантелеймон Крымов)
чиновник, партнер по карточным играм Докторского клуба (Юрий Медведев)
Другие персонажи:
Дидериц, муж Анны Сергеевны (Дмитрий Зебров) |
артист с гитарой (Александр Орлов) |
Чеховская классика, ставшая классикой отечественного кинематографа
Режиссёр Иосиф Хейфиц – признанный классик отечественного кинематографа. До 50-х годов он работал в паре с Александром Зархи. В 50-е годы поставил первые самостоятельные фильмы, принесшие ему признание, «Большая семья» и «Дело Румянцева». В конце 50-х Хейфицу было предложено экранизировать знаменитый рассказ Антона Павловича Чехова «Дама с собачкой», на что он с радостью согласился.
По сюжету чеховского рассказа москвич Дмитрий Дмитриевич Гуров, будучи на отдыхе в Ялте, знакомится с Анной Сергеевной фон Дидериц, приехавшей из города С. Спустя неделю между ними завязывается роман. Оба они не свободны, и оба несчастливы в браке: у Гурова нелюбимая жена и трое детей, у Анны Сергеевны опостылевший муж. Казалось бы, их отношения должны завершиться после окончания отдыха. Однако, вернувшись в Москву, Гуров начинает тосковать. В результате он едет в город С, встречается с Анной Сергеевной, договаривается, чтобы она приехала в Москву. Их тайный роман продолжается…
***
Внешняя лёгкость рассказа Чехова о курортном романе, переросшем в любовь, обманчива. Ведь, по мнению исследователей творчества писателя, своё произведение он написал под впечатлением от собственной последней любви, коей стала Ольга Книппер. И центральное место в повествовании занимают переживания главного героя, происходящие в нём перемены.
Всё это необходимо было переложить на экран, что являлось непростой задачей. Очень важно было не ошибиться с исполнителем роли Гурова. Иосиф Хейфиц решил доверить создание образа уже знакомому ему Алексею Баталову, который снимался в его предыдущих картинах: «Большая семья», «Дело Румянцева» и «Дорогой мой человек». Для многих этот выбор оказался неожиданным. В сознании большинства Баталов ассоциировался с простым парнем (именно такие роли он играл до этого), а тут Чехов! Но Хейфиц оказался прав.
Роль Гурова дала возможность Баталову проявить себя в новом амплуа, раскрыть иные грани таланта. Актёр создал сложный, многоплановый образ, начиная от внешнего облика, заканчивая внутренним содержанием. Алексей Баталов рассказывал: «Я отпустил бороду и стал больше сутулиться, дабы убедить противников моего возраста в пригодности по годам. Для проб я выбрал туфли большего размера, чтобы походка казалась солиднее и потяжелее». В итоге куда только девалась вся прежняя простота его персонажей. На экране возник настоящий дворянин, в котором чувствуется порода.
Кандидатуру Ии Саввиной на роль Анны предложил Баталов. Ия на тот момент была непрофессиональной актрисой – она училась на факультете журналистики МГУ, но играла в студенческом театре в спектакле «Такая любовь». Там-то, Баталов и увидел девушку, которая поразила его своей «чеховской» внешностью.
В фильме герой Баталова поначалу предстаёт эдаким тоскующим интеллигентом, который довольно скоро заводит роман, а после утоления своей страсти испытывает некоторое охлаждение. Нет, об этом не говорится и явно не показывается, но определённые нотки проскальзывают.
Анна в исполнении Ии Саввиной – хорошенькая молодая дама, вся такая утончённая, отстранённая, с тихим голоском и взглядом, полным драматизма. По первому впечатлению самого Гурова, есть в ней что-то жалкое. Замуж она вышла из-за желания новизны, но семейная жизнь не оправдала её надежд. По характеристике Анны, её муж - может быть, человек хороший и честный, но по своей сути - лакей. Связь с Гуровым раскрывает её характер. Анна представляется женщиной релексирующей, склонной к самокопанию, слезам на грани истерики. Её слова «Я никогда не была счастлива, я теперь несчастна и никогда, никогда не буду счастлива, никогда!» в исполнении героини Саввиной звучат, как упоение собственным отчаянием. А измена для неё – это хороший повод для страданий, возможности постоянно корить себя, называть «дрянной женщиной».
Тем не менее, Анна привлекает к себе своей трогательностью и чистотой. Она - живая, трепетная, немного наивная. Лишь по возвращении в Москву Гуров осознаёт, что встретил настоящую любовь. Анна кардинально отличается от жены Гурова - женщины жеманной и властной. Супруга Гурова, которую великолепно сыграла Нина Алисова, считает себя образованной дамой, настоящей хозяйкой дома. Гуров не только её не любит, но и определённо побаивается.
Гуров не просто влюбляется в Анну. Теперь он чувствует ответственность за неё. Он не может оставить любимую женщину, да и не хочет. Их тайные встречи для обоих, как глоток счастья. Как долго они будут продолжаться - кто знает. В то же время герои не могут бросить свои семьи. Дело даже не в том, что это повредит их репутации, положению в обществе. Ведь, вполне вероятно, оказавшись вместе уже на законных основаниях, они быстро устанут друг от друга…
Среди других персонажей стоит отметить уже упомянутого мужа Анны в исполнении Дмитрия Зеброва. В фильме он появляется лишь в небольшом эпизоде, но и этого достаточно, чтобы подтвердилась характеристика Анны. Во всём поведении персонажа чувствуется что-то угодливо-лакейское.
***
Выход фильма был приурочен к 100-летию со дня рождения Антона Павловича Чехова. Экранизацию ждал триумф не только в нашей стране, но и за рубежом. Картина была отмечена призами в Канне и на Международном смотре фестивальных фильмов в Лондоне. «Дамой с собачкой» восхищались признанные мастера мирового кинематографа Марчелло Мастроянни, Федерико Феллини и Ингмар Бергман.
В советском прокате «Дама с собачкой» собрала 17,9 миллионов зрителей. Цифра довольно скромная, ряд фильмов обогнал картину Хейфица. Но многие из «успешных» фильмов 1960 года оказались впоследствии позабыты, а «Дама с собачкой» вошла в Золотой фонд отечественного и мирового кинематографа, стала нашей классикой.
Игорь BIN
Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.