Опросы

Нравится наш новый дизайн?

.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.

Историко-биографическая драма "Белинский"

Режиссёр: Григорий Козинцев
Сценаристы: Юрий Герман, Елена Серебровская, Григорий Козинцев.
Операторы: Андрей Москвин, Сергей Иванов, Марк Магидсон. Композитор: Дмитрий Шостакович.
СССР. Производство: Ленфильм. 1951.

ПерекличкаИсторико-биографический фильм, рассказывающий о судьбе известного русского литературного критика и публициста Виссариона Григорьевича Белинского.

Премьера: 9 июня 1953.

Главные герои:
Виссарион Григорьевич Белинский (Сергей Курилов)
Александр Иванович Герцен (Александр Борисов)
Николай Алексеевич Некрасов (Владимир Честноков)
Николай Васильевич Гоголь (Георгий Вицин)
Михаил Юрьевич Лермонтов (Николай Афанасьев)
Михаил Семёнович Щепкин (Юрий Толубеев)
Иван Сергеевич Тургенев (Игорь Литовкин)
Мария Белинская (Нина Мамаева)
Фролов, врач (Юрий Любимов)
Барсуков (Владимир Белокуров)
Николай I, император (Михаил Названов)
Леонтий Васильевич Дубельт, шеф жандармов (Борис Дмоховский)

Другие персонажи:

Натали Герцен (Татьяна Пилецкая)
Андрей Александрович Краевский, издатель (Лев Колесов)
Андрей Сергеевич (Владимир Ляхов)
оппонент Белинского (Константин Адашевский)
оппонент Белинского (Александр Соколов)
крестьянин (Константин Скоробогатов)
крестьянка (Майя Блинова)
крестьянин в кандалах (Борис Ильясов)
крепостная (Лилия Гриценко)
студент (Игорь Горбачёв)
юный студент (Евгений Новиков)

профессор Щепловидов (Бруно Фрейндлих)
преподаватель истории (Валентин Лебедев)
актриса (Ольга Аросева)
актёр (Николай Мичурин)
поэт (Виктор Кольцов)
солдат (Георгий Гумилевский)
помещик (Николай Симонов)
типографский работник (Николай Трофимов)
урядник (Аркадий Трусов)
офицер (Александр Чекаевский)
друг Герцена (Герман Хованов)

Эпизоды: Николай Черкасов, Владимир Колчин, Никодим Гиппиус, Николай Гаврилов и др.

Взгляд на Белинского из 50-х годов ХХ века

Белинский - фильм Во второй половине 40-х – первой половине 50-х советский кинематограф выдал целый ряд историко-биографических фильмов, посвящённых жизни и деятельности выдающихся отечественных деятелей: полководцев, учёных, композиторов, писателей и т.д. Созданные на высоком профессиональном уровне, они, тем не менее, строились по одинаковому принципу. В обязательном порядке присутствовала мощная идеологическая составляющая, где главный герой вместе со своими сподвижниками выступал ярым противником царизма, борцом за свободу угнетённых рабочих и крестьян. Противостояли главному герою, естественно, представители консервативных, реакционных сил: высокомерные аристократы, заносчивые и грубые офицеры, лишённые таланта литераторы, трусоватые издатели, всевозможные лизоблюды и прихлебатели действующей власти, старающиеся больнее пнуть настоящего гения. Словом, полутонов здесь не наблюдалось. Сами главные герои также выглядели под копирку – их неизменно отличал сильный характер, непримиримость к царившему вокруг произволу, высокий гуманизм и т.д. Добавьте сюда изрядную долю пафоса, соответствующую героическую музыку, пару представителей угнетённого класса рабочих или крестьян, и рецепт фильма тех лет готов.

Именно в таком ключе был создан фильм Григория Козинцева «Белинский». Взяв за основу основные вехи деятельности знаменитого литературного критика и публициста Виссариона Григорьевича Белинского, авторы картины интерпретировали их в единственном направлении, создав идеологически-выверенную киноленту. Её нельзя назвать байопиком, поскольку о жизни главного героя здесь рассказывается крайне мало. Всё крайне поверхностно и рафинированно. Белинский в исполнении Сергея Курилова вполне ожидаемо предстал борцом с системой, патриотом и демократом с пламенным взором, настоящим наследником декабристов. Его оппоненты изображены исключительно недалёкими, злобными людишками, которые не могут противопоставить главному герою ничего существенно разумного. То есть, зрителю изначально представляется единственно-правильная и необсуждаемая точка зрения. Впрочем, упрекать создателей картины в этом не имеет никакого смысла, поскольку фильм явился продуктом своего времени, стал отражением своей эпохи.

Вместе с тем, если отбросить идеологию, фильм достаточно интересен и с точки зрения сюжета, и как иллюстрация общественной жизни России 19 века (пусть и несколько однобокая). Помимо Белинского в фильме изображено немало прогрессивных деятелей литературы и искусства, в числе которых: поэты Некрасов и Лермонтов, писатель Тургенев, театрал Щепкин. Отдельно стоит упомянуть образ Николая Васильевича Гоголя, созданный молодым Георгием Вициным. Замечательная актёрская работа, и остаётся сожалеть, что в зрелые годы Вицина использовали исключительно в комедийном плане.

Фото из фильма
Постер фильма

Игорь BIN

Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.