Опросы
Авторизация
Полезная информация
Фото Сергея Курилова Фильмография:
1947 Миклухо-Маклай
|
КУРИЛОВ 23.09 (06.10).1914, Москва - 11.01.1987, Московская область Заслуженный артист РСФСР (1958) Детство и юность Сергей Курилов родился 23 сентября по старому стилю, 6 октября по новому стилю 1914 года в Москве, куда в своё время перебрались из Тульской губернии его родители, бывшие крестьяне. После переезда отец, Иван Иванович Курилов, устроился работать кузнецом, а мама, Анна Гавриловна, занялась домашним хозяйством и воспитанием четверых детей. Школьные годы Сергея пришлись на непростое время – период становления в стране Советской власти. Мальчик мечтал стать архитектором, поэтому после окончания восьмого класса он поступил в строительно-архитектурный техникум. Однако проучился Сергей там недолго. Дело в том, что в свободное время он увлечённо занимался в художественной самодеятельности, играл в спектаклях драмкружка. Там-то его и приметил педагог из театрального училища при театре Революции. По его совету юноша в 1932 году решился изменить свою судьбу. Поначалу два года – с 1932-го по 1934-й - Сергей Курилов постигал секреты актёрского мастерства на актерском факультете театрального училища при Московском театре Революции. Затем ещё два года – с 1934-го по 1936-й – юноша учился в театральной школе при МХАТе 2-м. Театральная карьера, 1936-1947 годы Весной 1936 года МХАТ 2-й постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) был закрыт, и Сергей Курилов перешёл в труппу Московского ТЮЗа. Здесь он прослужил до 1941 года. Когда же началась Великая Отечественная война, актёр был направлен в Красноярск, в театр имени Пушкина. В столицу Сергей Курилов вернулся в 1944 году. Сначала он вошёл в состав труппы театра имени Вахтангова, затем перешёл в Театр Сатиры. В 1946 году Курилов уехал в Смоленск, где проработал один сезон в местном областном драмтеатре. С 1947 года в творчестве Сергея Курилова наступил новый этап – он был принят в штат Театра-студии киноактера и начал сниматься в кино… Работы в кино На киноэкране Сергей Курилов дебютировал главной ролью в биографическом фильме режиссёра Александра Разумного «Миклухо-Маклай». Картина была посвящена деятельности выдающегося русского учёного, этнографа, антрополога, биолога и путешественника Николая Николаевича Миклухо-Маклая. Актёр создал образ интеллигентного и мужественного человека, посвятившего свою жизнь изучению коренного населения Австралии и Океании, их быта, обычаев. Вышедший в 1947 году, фильм был хорошо принят зрителями, а роль Миклухо-Маклая стала визитной карточкой Сергея Курилова. Дебют Сергея Курилова пришёлся на так называемый период малокартинья. В Советском Союзе, испытывающем послевоенные трудности, снималось мало фильмов, и роль Миклухо-Маклая стала единственной (не считая эпизода в фильме «Сельская учительница») работой актёра в кино во второй половине 40-х. Пик малокартинья пришёлся на 1951 год – тогда отечественными кинематографистами было поставлено всего лишь 9 фильмов, в то время как до войны их выходило по пол сотни в год. Тем не менее, именно в этом году состоялась вторая заметная работа Сергея Курилова – он воплотил образ знаменитого русского литературного критика и публициста Виссариона Григорьевича Белинского в биографическом фильме режиссёра Григория Козинцева «Белинский» Год спустя Курилов снялся ещё в двух биографических лентах «Композитоа Глинка» и «Римский-Корсаков», где исполнил второстепенные роли, соответственно Карла Брюлова и Врубеля. Зрителям же больше запомнилась его работа в приключенческом фильме режиссёра Владимира Брауна «Максимка», поставленном по рассказу К. М. Станюковича и повествующем о судьбе спасённого русскими моряками негритёнке. В этом увлекательном фильме героем Курилова стал капитан морского корвета Николай Фёдорович. Благодаря вышеперечисленным работам у Сергея Курилова сформировалось амплуа мужественного, психологически сильного, интеллигентного героя. Впрочем, эти качества были свойственны и самому актёру. Сергей Иванович регулярно снимался в кино до середины 70-х. Правда исполнял он в основном роли второго плана. Одна из редких главных ролей – Павел Орлов в военной драме 1957 года «Ленинградская симфония». Среди других его героев – Виктор Журбин в производственной драме «Большая семья», военный министр Дмитрий Алексеевич Милютин в историческом фильме «Герои Шипки», мистер Кларк в шпионском фильме «Человек меняет кожу», Василий Кочетков в драме «Председатель», генерал КГБ Павел Константинович Бочаров в шпионском фильме «Мертвый сезон»), газетчик Марков в приключенческом фильме «Сердце Бонивура»), слепой учитель Викентий Алексеевич Радин в детективной драме «И это все о нём». Говоря откровенно, среди фильмов, в которых принимал участие Сергей Курилов, были и сильные ленты, ставшие классикой отечественного кинематографа, и откровенно проходные, о которых сегодня вряд ли кто вспомнит. Что делать – далеко не все фильмы становились шедеврами, а работать было надо, ведь кино было основным источником дохода актёра. Он и сам признавался, что выбирать порой особо не приходилось… Помимо съёмок в кино Сергей Курилов активно работал на дубляже зарубежных кинокартин. Его голосом говорили персонажи таких известных фильмов, как «Жандарм и инопланетяне» (епископ), «Убийство в Восточном экспрессе» (Беддоуз), «Семейный портрет в интерьере» (Микелли), «Есения» (Дон Хуан), «Собор Парижской Богоматери» (Клод Фролло). Личная жизнь Сергей Курилов прожил долгую семейную жизнь с супругой Ниной Павловной, с которой познакомился ещё во время учёбы в школе МХАТ 2-го. Они поженились, а в 1937 году у них родился сын Александр. Нина Павловна после рождения сына оставила сцену, посвятив себя семье. Сын Александр впоследствии стал литературоведом и историком литературы. Последние годы Сергей Иванович был заядлым рыбаком. Рассказывают, что даже на съёмках он старался выбрать момент чтобы сходить на рыбалку. В 70-е годы, после возвращения с рыбалки, Сергей Иванович почувствовал онемение в ногах. И, хотя оно затем прошло, Нина Павловна настояла на том, что бы он прошёл медобследование. Результаты оказались неутешительными – у актёра начались необратимые процессы в организме. Вскоре Сергей Иванович уже не мог самостоятельно передвигаться. Из-за этого ему пришлось отказываться от ролей в кино. В 1981 году он появился на экране в историко-революционной драме «Две строчки мелким шрифтом», где исполнил роль революционера Михаила Ивановича Безрукова. После этого Сергей Курилов был вынужден по состоянию здоровья оставить кинематограф, а в 1983 году он уволился из Театра-студии киноактёра. Последние годы жизни Сергей Иванович посвятил живописи. Рисуя пастелью и карандашом, он отвлекался от своих проблем со здоровьем и шутил, что два раза сменил профессию и вернулся к изобразительному искусству. Скончался Сергей Иванович 11 января 1987 года. Похоронили его в Московской области на Химкинском кладбище. Нина Павловна пережила супруга на десять лет. Игорь BIN
«Сергей Курилов: трудная судьба талантливого актёра», https://zen.yandex.ru
|