Опросы

Нравится наш новый дизайн?

Николай Симонов_Фото_актеры советского и российского кино

Фото Николая Симонова

Фильмография:

1924 Красные партизаны
1925 Тяжелые годы
1925 Девятое января
1925 Вздувайте горны
1926 Катерина Измайлова
1926 Карьера Спирьки Шпандыря
1927 Кастусь Калиновский
1928 Хабу
1928 Сын рыбака
1928 Капитанская дочка
1929 Родной брат
1929 Каин и Артём
1930 Спящая красавица
1930 Поворот
1932 Парень с берегов Миссури
1934 Чудо
1934 Чапаев
1935 Горячие денёчки
1937-1938 Пётр Первый
1939 Патриот
1940 Возвращение
1946 Остров Безымянный
1948-1949 Сталинградская битва
1951 Белинский
1952 Живой труп - фильм-спектакль
1954 Герои Шипки (СССР, Болгария)
1955 Овод
1956 Сердце бьётся вновь...
1961 Человек-амфибия
1962 Где-то есть сын
1963 Очарованный странник - фильм-спектакль
1965 Рабочий посёлок
1965 На одной планете
1966 Маленькие трагедии - фильм-спектакль
1968 Тёмные аллеи - фильм-спектакль
1968 Рыцарь мечты
1968 Перед бурей - фильм-спектакль
1971 Маленькие трагедии - фильм-спектакль
1971 Последнее дело комиссара Берлаха

СИМОНОВ
Николай Константинович

21.11 (4.12) 1901, Самара – 20.04.1973, Ленинград

Народный артист РСФСР (1939)
Народный артист СССР (1950)
Лауреат Сталинской премии первой степени (1941, за роль в фильме «Пётр I»)
Лауреат Сталинской премии второй степени (1947, за роль в спектакле «Победители»)
Лауреат Сталинской премии первой степени (1950, за роль в фильме «Сталинградская битва»)
Лауреат Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского (1966, за роли в спектаклях «Перед заходом солнца» и «Маленькие трагедии»)
Герой Социалистического Труда (1971)
Кавалер трёх орденов Ленина (1938, 1967, 1971)
Награждён медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», «В память 250-летия Ленинграда»

Детство

Николай Симонов родился 21 ноября (по старому стилю) 1901 года в Самаре. Его отец работал управляющим мукомольной компанией, мама была домохозяйкой. В семье кроме него было ещё двое детей – брат Сергей и сестра Ольга. Родители старались воспитать их образованными, культурными и интеллигентными людьми. Детей обучали музыке, прививали любовь к чтению, по вечерам устраивались семейные театральные представления.

Интересы юного Николая лежали в разных сферах. Он увлекался естествознанием (коллекционировал найденные на берегу Волги камни, составлял гербарии), мечтал о путешествиях, любил рисовать и с удовольствием посещал театр. Будучи учеником гимназии, Николай стал посещать драмкружок, где играл в спектакле по пьесе Островского «Бедность не порок».

После окончания шести классов гимназии пришла пора определяться с выбором профессии. Николай Симонов разрывался между желанием стать актёром и живописцем. И к тому, и к другому у него прослеживались явные способности. В результате он выбрал изобразительное искусство и в 1918 году поступил на вечернее отделение Самарской художественно-промышленной школы.

Из художников в актёры

В 1919 году Николай Симонов отправился в Петроград и поступил на факультет живописи Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских (впоследствии на его базе был создан Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина). Начинающему художнику довелось учиться у признанных мастеров Аркадия Рылова, Кузьмы Петрова-Водкина, Осипа Браза.

Николай Симонов демонстрировал определённые успехи в живописи, но в какой-то момент тяга к лицедейству подтолкнула его изменить свою судьбу. В результате в 1922 году юноша поступил в Петроградский институт сценических искусств. Его приняли сразу на второй курс, в мастерскую известного театрального режиссёра и педагога Леонида Сергеевича Вивьена. В течение года Николай совмещал учёбу в двух местах, но затем, в 1923 году, оставил изобразительное искусство и сосредоточился на актёрстве.

20-е годы. Первые работы в театре и кино

В 1924 году Николай Симонов закончил обучение в Институте сценических искусств. Отслужив год в рабоче-крестьянской красной армии, он был принят в труппу Ленинградского государственного театра драмы (позже переименованного в Ленинградский театр драмы им. А. С. Пушкина). Одними из первых его работ на этой сцене стали роли Павла в спектакле «Виринея» по повести Лидии Сейфуллиной и Мехоношева в комедии «Конец Криворыльска» по пьесе Бориса Ромашова. В последующие годы Николай Симонов был задействован в постановках «Бронепоезд 14-69» (Вершинин), «Штиль» (Братишка), «Высоты» (Айвазов), «Ярость» (Семён).

Параллельно с работой в театре Николай Симонов начал сниматься в кино. Режиссёры с удовольствием использовали в своих кинолентах такого фактурного актёра. Обладающий могучим телосложением, выразительным взглядом, он прекрасно иллюстрировал образ человека из народа. Таковыми были его крестьянин Долгов в историческом фильме «Красные партизаны», большевик Владимир Борисов в революционной ленте «Девятое января», председатель завкома Фёдор Горбачёв в драме «Родной брат». Органично смотрелся актёр в ролях исторических личностей, сыграв Михаила Ломоносова в биографической драме «Сын рыбака» и графа Орлова в экранизации «Капитанской дочки».

Самой же яркой работой Николая Симонова в этот период стала главная роль в героико-приключенческом фильме известного кинорежиссёра Владимира Гардина «Кастусь Калиновский», повествующем о восстании белорусского народа против царского правительства в 1863 году. Симонов создал образ вожака восставших крестьян Кастуся Калиновского, человека мужественного, решительного и изобретательного.

Возвращение в театр им. Пушкина

В 1931 году Николай Симонов переехал в родную Самару, где возглавил местный краевой драматический театр (позже переименован в Самарский театр драмы имени М. Горького). Там он проработал три года, а затем решил вернуться в Ленинград.

Вернувшись в 1934 году в Ленинградский театр драмы им. А. С. Пушкина, Симонов уже больше не покидал этой сцены. До начала Великой Отечественной войны он сыграл несколько заметных ролей, в том числе Береста в спектакле «Платон Кречет» по пьесе Корнейчука и графа де Ризоора в спектакле «Фландрия» по пьесе Сарду. Тогда же Николай Константинович реализовал себя и в качестве режиссёра, поставив в 1936 году «Бесприданницу» Островского, а затем в 1938-1940 годах спектакли «Очная ставка» (по пьесе братьев Тур и Шейнина) и «Зыковы» (по пьесе Максима Горького).

От «Чапаева» к «Петру Первому»

В начале 30-х Николай Симонов снялся в ныне малоизвестной драме Владимира Брауна «Парень с берегов Миссури», сыграв роль немца Иоганна Тимана, затем в 1934 году создал яркий образ комбрига Жихарева в легендарной киноленте Георгия и Сергея Васильевых «Чапаев», а в 1935-м исполнил главную роль командира танкового экипажа Михаила Белоконя в комедии Александра Зархи и Иосифа Хейфица «Горячие денёчки». Однако не эти фильмы принесли актёру всесоюзную известность. Его звёздный час наступил чуть позже – с выходом на экраны исторического фильма режиссёра Владимира Петрова «Пётр Первый».

Надо отметить, что на заре Советской власти литература и кинематограф если и изображали представителей монархии, то исключительно в негативном свете. В 30-е годы, когда в стране начались государственные реформы (коллективизация, индустриализация), возникла необходимость соответственно настроить общественное мнение, объяснить, что это необходимо для того, чтобы поднять страну, разрушенную тяжелейшей Гражданской войной. Самым известным реформатором в истории страны, безусловно, был Пётр Первый, на него и обратили внимание литераторы и режиссёры. В итоге в 1937 году по пьесе Алексея Толстого был поставлен первый полнометражный советский исторический фильм, посвящённый Петру Великому.

В картине Владимира Петрова Николаю Симонову досталась главная роль, и с этой ответственной задачей актёр справился отлично. Его Пётр Первый предстал целостной, волевой фигурой, наделённой сильным характером, неукротимой энергией, азартом и жизнелюбием. В какие-то моменты у самодержца проскальзывали черты самодура и упрямца, но это лишь делало образ более реальным, естественным и гармоничным.

Фильм «Пётр Первый» имел колоссальный успех у зрителей, а Николай Симонов мгновенно стал кинозвездой всесоюзного масштаба.

Дальнейшая театральная и кинокарьера

Большую часть своей творческой жизни Николай Симонов посвятил сцене Ленинградского театра драмы им. А. С. Пушкина. В годы Великой Отечественной войны он играл в постановках «Дворянское гнездо» и «Пётр Крымов», после окончания – был задействован в спектаклях «Дядя Ваня» (Астров) и «Победители» (генерал Кирилл Степанович Муравьёв). Целую галерею ярких персонажей актёр создал в 50-е – 60-е годы: Яблочков в спектакле «Победители ночи», Фёдор Васильевич Протасов - «Живой труп», Хлебников - «Персональное дело», Сатин - «На дне», Суходолов - «Сонет Петрарки», Родин - «Цветы живые», Сальери - «Маленькие трагедии», Маттиас Клаузен - «Перед заходом солнца», капитан Йынь - «Дикий капитан», старик Хлебников - «В старой Москве».

Продолжалась и кинокарьера актёра. Снимался он не часто, и ролей уровня Петра Первого, к сожалению, ему не доставалось, но и создаваемые им образы по-прежнему выделялись фактурой, сочностью исполнения, глубиной проработки. Зрителям запомнились его Бисмарк в историческом фильме «Герои Шипки», духовник Лоренцо Монтанелли в экранизации романа Этель Войнич «Овод», доктор Сальватор в фантастической мелодраме «Человек-амфибия» по роману Александра Беляева. Также стоит отметить роли в сегодня уже подзабытых фильмах «Сердце бьётся вновь» (профессор Иван Владимирович Песков) и «Рабочий посёлок» (директор завода Александр Васильевич Сотников).

Личная жизнь

Николай Симонов прожил долгую счастливую семейную жизнь. Его верной спутницей была супруга, бывшая актриса Ленинградского академического театра драмы имени Пушкина Анна Григорьевна Белоусова. Николай Константинович с удовольствием проводил свободное время в кругу семьи, детей. Их у супругов родилось трое детей: две дочери и сын. Сын Николай впоследствии стал известным врачом-онкологом.

На протяжении всей жизни Николай Симонов не бросал занятий живописью, создавая картины маслом и карандашом. Рассказывают, что это занятие помогало ему и в актёрской работе, когда он работал над очередными образами для сцены или экрана.

Сам Николай Константинович считал себя удачливым человеком. «Практически нет роли, которую я бы хотел и не сыграл», - говорил он.

Последняя роль

Последний раз в кино Николай Симонов снялся в 1972 году. По иронии судьбы фильм, в котором он исполнил главную роль, носил название «Последнее дело комиссара Берлаха». Двух серийная детективная драма, поставленная по мотивам повести Фридриха Дюренматта, повествовала о швейцарском полицейском, который разыскивает нацистских преступников. По сюжету комиссар Берлах был болен раком и в финале умирал. В ходе съёмок актёра мучил постоянный кашель. Списывая всё на жаркое, удушливое лето, Симонов не обращал внимание на недуг.

Болезнь затянулась, и ближе к зиме Симонову стало тяжело глотать. По настоянию жены он сделал рентген, и снимок показал рак пищевода. Дальнейшее лечение помочь уже ничем не могло.

Николай Симонов умер 20 апреля 1973 года. Его похоронили в Ленинграде (ныне - Санкт-Петербург) на Волковском кладбище. Сегодня могилу актёра украшает бюст, созданный скульптором Карэном Саркисовым.

Игорь BIN

Использованные материалы:
Страница актёра на сайте Википедия
Тамара Скобликова-Кудрявцева, «Неумолимый», https://www.peoples.ru.