Опросы

Нравится наш новый дизайн?

Тенин Борис_Фото_Актеры советского и российского кино

Фото Бориса Тенина

Фильмография:

1928 Кружева
1931 Златые горы
1932 Изящная жизнь
1932 Встречный
1934 Песнь о счастьи
1935 Флаг стадиона
1935 Вражьи тропы
1936 Бесприданница
1937 Шахтеры
1937 Тайга золотая
1938 Человек с ружьём
1938 Профессор Мамлок
1940 Яков Свердлов
1942 Швейк готовится к бою
1942 Боевой киносборник. Лесные братья
1943 Новые похождения Швейка
1943 Лермонтов
1945 Здравствуй, Москва!
1947 Русский вопрос
1949 Падение Берлина
1949 Алитет уходит в горы
1951 Пржевальский
1953 Великий воин Албании Скандербег (СССР, Албания)
1954 Об этом забывать нельзя
1955 Фонтан - короткометражный
1955 Нестерка
1955 За витриной универмага
1956 За власть Советов
1960 Сизиф и смерть - фильм-спектакль
1960 Драма - короткометражный
1962 Яблоко раздора
1968 Гибель "Эппи Нийбур" - фильм-спектакль
1969 Актриса - фильм-спектакль
1970 Смерть Сесили - фильм-спектакль
1970 Дело мертвого тигра - фильм-спектакль
1971 Золотая карета - фильм-спектакль
1973 Райские яблочки
1973 Мегрэ и человек на скамейке - фильм-спектакль
1974 Мегрэ и старая дама - фильм-спектакль
1978 Старомодная комедия - фильм-спектакль
1979 Следствие ведут Знатоки. Дело N14. Подпасок с огурцом
1982 Мегрэ колеблется - фильм-спектакль
1986 Жизнь Клима Самгина - фильм-спектакль
1987 Вспомним, товарищ

ТЕНИН
Борис Михайлович

23.03.1905, Кузнецк, Саратовская губерния – 08.09.1990, Москва

Народный артист Таджикской ССР (1944)
Народный артист РСФСР (1950)
Народный артист СССР (1981)
Кавалер ордена Трудового Красного Знамени (1939, за роль в фильме «Человек с ружьём»)
Лауреат Сталинской премии первой степени (1948, за роль в фильме «Русский вопрос»)

Дореволюционные годы

Борис Тенин родился 23 марта 1905 года в городе Кузнецке Саратовской губернии (в настоящее время город располагается в Пензенской области) в семье железнодорожного телеграфиста Михаила Герасимовича и акушерки Александры Павловны. Когда Борису было восемь месяцев, его родители перебрались в Тулу. Вскоре отца за участие в забастовках служащих Тульской железной дороги выслали на Кавказ. Семью он решил оставить в Туле и впоследствии навещал жену и сына лишь по праздникам, когда ему разрешали такие поездки.

Мать Бориса работала в больнице, была постоянно занята, и мальчик рос предоставленным самому себе. Сильный характер, проявившийся у него с ранних лет, помог Борису успешно пройти испытание улицей, утвердившись среди сверстников. Бывало всякое, он попадал в разные передряги, но из всего извлекал урок.

Успехи в учебе у Бориса были неважные, но зато уже тогда у мальчика стали проявляться артистические способности. Увлеченный игрой уличных куплетистов, он разучился игре на отцовской губной гармошке, а позже освоил банджо, гавайскую гитару и другие музыкальные инструменты. Да что там инструменты, - мальчик извлекал музыкальную гамму из ряда стеклянных бутылок, по-разному наполненных водой.

Но самой большой любовью Бориса стала сцена. В гимназии, где учился Борис, его окрестили «будущим артистом». И когда мальчика спрашивали, какие роли он будет играть, когда вырастет, тот отвечал: «Комические!». Так однажды он с блеском выступил на новогоднем празднике в роли клоуна, собственноручно сшив себе клоунский наряд, раскрасив лицо и соорудив рыжий парик.

Сам Борис Михайлович вспоминал: «Какие истоки породили во мне любовь к смеху? Быть может, виноваты в этом балаганы, в которые на Масленицу любил водить меня отец. Но подлинная страсть к театру началась лет с 10, когда меня стали отпускать на детские утренники. И то, что эти спектакли всегда носили веселый характер, отражалось и на моих представлениях дома».

Окончательно Тенин определился с будущей профессией, когда попал на спектакли провинциальной труппы Суходольского, гастролировавшей в Туле. Иного пути кроме сцены для него больше не существовало…

Начало театральной деятельности

После Октябрьской революции отец Бориса Тенина Михаил Герасимович, вступивший в партию большевиков, занялся партийной работой. В 1919 году его перевели в Москву, и он, наконец, смог забрать с собой свою семью.

В столице Борис осуществил свою мечту играть на сцене, поступив в Драматическую студию Бутырского Совета депутатов, которой руководил Е.А. Петров-Краевский. Вскоре состоялся дебют молодого актера - Борис Тенин сыграл приказчика Сеню в спектакле режиссера Н. Вошкевича «На бойком месте» (по пьесе А.Н. Островского). К сожалению, студия просуществовала недолго – зимой ее закрыли из-за того, что нечем было топить помещение.

На следующий, 1920-й год 15-летний Борис Тенин предпринял попытку поступить сразу в пять театральных студий. В итоге он был принят в Государственный институт музыкальной драмы (ГИМДР), позже реорганизованный в Институт театрального искусства. Его педагогом стал А. Зонов. Одновременно Борис Тенин вступил в труппу Вольного театра, которую возглавлял Всеволод Мейерхольд.

В годы учебы, Борис Тенин играл в постановках студенческого коллектива ГИМДР «Как он был редактором» по рассказу Марка Твена (старый подписчик) и «Марчбэнкс» (по Бернарду Шоу), а также в спектаклях Московской драматической студии «Альба» («Всех скорбящих», роль – пономарь) и 1-го Театра РСФСР («Мистерия-буфф», роль – слуга).

В 1924 году Борис Тенин окончил институт и был принят в Московскую группу «Комедианты». Труппа активно гастролировала по разным городам страны, и потому Борис тут же отправился в свою первую поездку. Проработал он всего лишь один сезон, но за это время сыграл огромное количество ролей, зарекомендовав себя ярким, эксцентричным комедийным актёром-импровизатором, склонным к гротеску и буффонаде. Среди его сценических персонажей: Претор Красс в спектакле «Спартак», Восмибратов в спектакле «Лес» (по А.Н. Островскому), Ванька-Встанька в спектакле «Яма» (по А.И. Куприну), Земляника в гоголевском «Ревизоре», генерал Тычков в «Обрыве» (по А.А. Гончарову), граф д`Альбафьорита в «Трактирщице» К. Гольдони, Купавин в спектакле «Вторая молодость» П. Невежина, Индюков во французском водевиле «Из любви к искусству», Кристи в «Ученике дьявола» Б. Шоу, синьор Грассини в «Оводе» Э. Войнич и др.

Театр. 1925-1936 годы

Возвратившись в столицу, Борис Тенин стал активно сотрудничать с коллективом «Красная гармошка» (один из коллективов популярного в те годы направления «Синяя блуза»). Осенью 1925 года Тенин был принят в театр В.Мейерхольда, однако там он не прижился. Самобытному артисту, чья натура требовала творческой свободы, претило слепое повторение того, что было сыграно ранее другими, и потому он в скором времени покинул труппу.

Недолгое время (1927 год) Борис Тенин играл в Московском театре современной буффонады, принимал участие в спектаклях: «Королева ошиблась» (Папаша), «Вредный элемент» (Чубчик), «Женитьба» (Степан), «Солистка его величества» (Курортник). А затем несколько лет (1929-1933 годы) работал в Московском театре Дома печати (впоследствии Театр обозрений). Был занят в спектаклях: «Тщетные огорчения» (Гожибюс), «Емельян Чернозёмный» (Емельян), «Опустите занавес» (пять ролей), «Со своей колокольни» (Китаец).

С 1932-го по 1936 год Борис Тенин являлся артистом эстрадного театра Мюзик-холл. Среди его работ на этой сцене: Клоун Боцо в спектакле «Артисты варьете», Мартынов в спектакле «Севильский обольститель», Мюзерель в спектакле «Святыня брака». Кроме того в 1933 году Тенин преподавал в Московском цирковом техникуме клоунаду, в 1935 году выступал клоуном на манеже Московского цирка.

Начало кинокарьеры

Дебют в кино для Бориса Тенина стал, в какой-то степени, неожиданным. В 1927 году, актер познакомился с молодым театральным художником и режиссёром Сергеем Юткевичем. Юткевич приступал к съемкам фильма «Кружева», рассказывающем о жизни рабочей молодежи конца 1920-х годов, и предложил в нем Тенину роль завклубом. Фильм вышел в 1928 году. Сам Тенин посчитал эту роль неудачной, однако сниматься в кино после этого продолжил.

Именно у Юткевича Борис Тенин сыграл свою первую по-настоящему яркую роль в кино – в 1932 году в фильме «Встречный». Особенность этой работы состояла в появлении на советском киноэкране абсолютно нового типажа. До этого в кинематографе царили железные, несгибаемые большевики, а тут в исполнении Тенина перед зрителями предстал, хотя и партиец (секретарь парткома Турбинного завода Василий Васильевич), но абсолютно живой, обаятельный человек со всеми его достоинствами и недостатками, сильными сторонами характера и обычными слабостями, присущими любому другому. Герой Бориса Тенина привлекал зрителя своей простотой, задором, ему хотелось верить, за ним действительно хотелось идти.

В 30-е годы вышло еще несколько картин с его участием, и везде Борис Тенин старался быть разным, не повторяясь ни внешне, ни характером. Его героями становились: матрос британского флотаФрэд, прибывший на стройку Днепрогэса в фильме «Изящная жизнь», Василий Данилович Вожеватов в драме «Бесприданница» (экранизации знаменитой пьесы А.Н.Островского), бывший пастух Роман Каргаполов в драме «Вражьи тропы», мечтающий о шубе английского короля золотоискатель Саша Мраморов в фильме «Тайга золотая», архитектор Тарасов в комедии «Флаг стадиона».

После ряда кинематографических удач пришла к Борису Тенину и настоящая слава. Произошло это с выходом на экраны в 1938 году картины все того же Сергея Юткевича «Человек с ружьём». Фильм был посвящен событиям Великой Октябрьской революции, и Тенин исполнил в нем главную роль солдата Ивана Шадрина, который ищет встречи с Лениным. Актер создал яркий образ крестьянского мужичка, за внешней простотой которого скрывалась глубокая народная мудрость. Картину приняли «на ура» миллионы советских зрителей. Понравилась она и самому Сталину. В результате в 1941 году Борис Тенин был удостоен Сталинской премии (1941).

Личная жизнь

Впервые узами брака Борис Тенин связал себя в середине 20-х, когда работал в театре «Красная гармошка». Его избранницей стала актриса того же театра Клавдия Коренева. Вместе они прожили около года. Спустя некоторое время Борис Тенин женился во второй раз – на артистке мюзик-холла Ольге Александровой. Но и этот брак просуществовал не долго.

Третьей супругой Бориса Тенина вновь стала актриса - в начале 30-х он женился на Галине Степановой, которая тогда играла на сцене Детского театра (впоследствии она стала актрисой Театра Сатиры). Вскоре у Тенина и Степановой родился сын Михаил. Казалось – вот оно, наконец обретенное, семейное счастье. Несколько лет они прожили вместе, а затем Борис Тенин ушел из семьи.

После стольких браков за Борисом Тениным укрепилась репутация ветреного мужчины. И когда он, поступив в 1937 году в труппу Ленинградского театра комедии, познакомился с работавшей там актрисой Лидией Сухаревской, многие посчитали эту связь такой же кратковременной. Эти «прорицатели» оказались посрамлены. В лице Сухаревской Борис Тенин нашел и любимую женщину, и настоящего соратника на всю жизнь. Они прожили вместе пятидесяти лет, уважая и обожая друг друга и став символом настоящего крепкого и счастливого брака.

Стоит отметить, что при этом Борис Михайлович сохранил добрые отношения со своей предыдущей женой и старался принимать участие в воспитании сына. Михаил впоследствии вспоминал: «Воспитывала меня мама. Но я не могу пожаловаться на недостаток отцовского внимания. Он проводил со мной много времени. Я видел – у отца с матерью хорошие, ненатянутые отношения, и был благодарен им за это. С Лидией Петровной мы тоже нередко общались, я не испытывал к ней неприязни или ревности. А как иначе – я же видел, что они с Лиличкой (так отец называл Сухаревскую) не могли друг без друга. Я не припомню ни одной их крупной ссоры. А незначительные конфликты тут же превращались в шутку. Отец вообще в принципе был неконфликтным человеком. Умение вовремя вставить остроумную шутку, сгладить острые углы было одним из его главных достоинств. Но жить с ним было непросто. С его фанатичной приверженностью театру мог смириться только человек с такой же "зависимостью". Думаю, сцена и семья в его доме сливались в одно целое, он не отдыхал от работы, он ею жил».

Предвоенные и военные годы

Как уже отмечалось, в 1937 году Борис Тенин пришел работать в Ленинградский театр комедии. До начала Великой Отечественной войны он сыграл в спектаклях: «Терентий Иванович» (Сухарев), «Весенний смотр» (Страхов), «Двенадцатая ночь» (Тоби Бэлч), «Сын народа» (учитель Пархоменко), «Опасный поворот» (Стентон), «Малыш» (Огюстен), «Тот, кого искали» (Врач-полярник Женечка), «Тень» Евг. Шварца (людоед Пьетро), «Преступление в улице Лурсен» (Ляглюме).

В 1939 году Борис Тенин и Лидия Сухаревская выезжали с концертами в части Красной Армии, принимавшихучастие в советско-финской войне.

С началом Великой Отечественной войны Театр Комедии был эвакуирован в Таджикистан, и его труппа продолжила свою работу там до 1944 года. В эти годы вышли спектакли с участием Тенина: «Похищение Европы» (Жермон), «Питомцы славы» (поручик Ржевский), «Братишка» (близнецы Василий и Виктор), «Дорога в Нью-Йорк» (Питер Уорн), «Дорога в Нью-Йорк» (Элли Эндрюс). За свое театральное творчество Борис Тенин 5 января 1944 года был удостоен звания Народного артиста Таджикской ССР.

Однако основная деятельность Бориса Тенина и Лидии Сухаревской разворачивалась не в тылу. Они оба были включены в состав труппы Оборонного театра миниатюр и активно выступалив госпиталях и на передовой, поднимая дух наших бойцов. Некоторое время супруги жили в блокадном Ленинграде, и окружающие отмечали мужество и глубокую порядочность Тенина и Сухаревской, готовых всегда прийти на помощь нуждающимся.

Кроме того в годы войны Борис Тенин принимал участие в съемках кинокартин. Среди его работ: авторитетный вор Луи Гавар в комедии «Швейк готовится к бою», генерал Апполон Васильевич Голофеев в фильме «Лермонтов» и самая звездная работа того периода – роль Швейка в комедии «Новые похождения Швейка».

Послевоенное десятилетие

В 1946 году, через год поле окончания Великой Отечественной войны, Борис Тенин и Лидия Сухаревская покинули Театр Комедии и перебрались в Москву в Театр-студию киноактёра. За десять лет работы там Борис Тенин принял участие в таких постановках, как: «За тех, кто в море» (Лишев), «Русский вопрос» (Боб Мерфи), «Софья Ковалевская» (Пигалкин), «Флаг адмирала» (Потёмкин), «Раки» (Ленский), «Смерть Пазухина» (Прокофий Пазухин).

В эти годы Борис Тенин стал регулярно появляться на экране. Правда, особо заметных работ на экране у актера практическине было. Зрители могли видеть его в фильмах: «Русский вопрос» (Боб Мерфи), «Падение Берлина» (генерал-лейтенант Чуйков), «Алитет уходит в горы» (Чарли Томсон), «Пржевальский» (казак-переселенец Егоров), «Великий воин Албании Скандербег» (албанский воин-силач Дин), «Об этом забывать нельзя» (следователь Марьян Максимович), «Фонтан» (Логинов), «Нестерка» (Нестёрка), «За витриной универмага»(Егор Петрович Божко), «За власть Советов» (Жора Колесничук). Сказать, что эти фильмы пользовались большой популярностью у зрителей – слукавить. А спустя десятилетия большинство из них и вовсе позабыли.

Театр, кино и ТВ

В 1955 году Борис Тенин и Лидия Сухаревская вновь сменили сцену, перейдя в труппу Московского театра сатиры. Там они проработали до 1962 года. Надо заметить, что супруги за свою жизнь сменили несколько театров. Они не боялись уходить в новые коллективы и уходили всегда вместе. «Мы не быдло, мы – актеры», - утверждали они и сами решали, где и с кем им работать. Народный артист РСФСР Александр Вилькин называл их странниками и утверждал, что внутри них был такой стержень, благодаря которому переходы из театра в театр ни как не влияли на них.

С 1962-го по 1974 год Борис Тенин играл в Московском драматическом театре на Малой Бронной. К тому времени спектр его ролей изменился. Если в начале своей карьеры он тяготел к эксцентрическим, комедийным ролям, то теперь наряду с комедийными Борис Тенин нередко воплощал на сцене драматические, психологические образы. Его персонажами были: Отец в спектакле «Мать» (по Карлу Чапеку), Альфред Илл в драме Ф. Дюррематта «Визит старой дамы», Питер Калишерв спектакле «Мятеж неизвестных» и другие.

С 1974 года и до конца жизни Борис Тенин являлся актёром Академического театра имени Владимира Маяковского. И здесь он демонстрировал многогранность своего таланта, исполняя разноплановые роли.

В отличие от театра с кинематографом Борису Михайловичу не везло. Лучшие работы актера остались в 30-х годах. А в 60-е – 80-е годы ничего достойного Тенину практически не предлагали. Именно в эти десятилетия актер нашел еще одно применение своему таланту – телевизионные постановки. Борис Тенин с успехом снялся в ряде фильмах-спектаклях, самыми известными из которых стали картины режиссера Вячеслава Бровкина о комиссаре Мегрэ – «Смерть Сесили», «Мегрэ и человек на скамейке», «Мегрэ и старая дама», «Мегрэ колеблется». Создателям этих картин удалось в полной мере передать дух романов Жоржа Сименона, в которых наряду с детективной составляющей вскрывались социальные вопросы и противоречия того времени. Немаловажная заслуга в этом и Бориса Тенина, создавшего сочный, объемный образ знаменитого французского сыщика. Сам Жорж Сименон признавался, что Борис Тенин являлся лучшим исполнителем этой роли.

Заключение

Борис Тенин прожил долгую, творчески насыщенную жизнь. И всегда рядом с ним была его верная спутница Лидия Сухаревская. Ушли из жизни они тоже практически вместе. Борис Михайлович скончался 8 сентября 1990 годав Москве. Похоронили его на Ваганьковском кладбище. Лидия Сухаревская скончалась спустя год…

Внук Бориса Тенина, тоже Борис Тенин, продолжил актерскую династию...

Игорь BIN