Опросы
Авторизация
Полезная информация
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Производственная киноповесть "Кружева"
Режиссёр: Сергей Юткевич.
Сценаристы: Владимир Легошин, Сергей Юткевич, Юрий Громов.
Оператор: Евгений Шнейдер. Композитор: Юрий Буцко: Художник: Виктор Аден.
СССР. Производство: Совкино (Москва). 1928.
Немой чёрно-белый фильм по мотивам рассказа Марка Колосова «Стенгаз» рассказывает о жизни рабочей молодежи конца 1920-х годов, о стенгазете и о борьбе с хулиганами.
Премьера: 1 июня 1928.
Герои фильма:
Маруся (Нина Шатерникова)
Петька Веснухин, молотобоец (Константин Градополов-старший)
завклубом (Борис Тенин)
Сенька Марков, местный Леонардо да Винчи (Алексей Шушкин)
секретарь комсомольской ячейки (Дмитрий Малолетнов)
Иван Семёныч, кузнец (И. Казненков)
хулиган из компании "тёплых" ребят, парень с гитарой (Борис Пославский)
хулиган из компании "тёплых" ребят, парень с гармошкой (Пётр Савин)
хулиган из компании "тёплых" ребят (Федор Брест)
хулиган из компании "тёплых" ребят (Константин Назаренко)
хулиган из компании "тёплых" ребят (Константин Родендорф)
Таня, пишмашинистка (Наталья Масс)
старая дева (Мария Шленская)
посетитель пивной (Николай Трофимов)
Первый комсомольский фильм
Фильм режиссера Сергея Юткевича «Кружева» был поставлен в 1928 году по мотивам рассказа Марка Колосова «Стенгаз». Молодой писатель Марк Колосов начал свою активную литературную деятельность в 1922 году. Тогда по инициативе ЦК РКСМ было организовано объединение писателей-комсомольцев под названием «Молодая гвардия». Помимо Колосова в объединение вошли: Михаил Светлов, Александр Безыменский, Михаил Голодный и др. В то же время, для того, чтобы набрать материал для произведений, Марк Колосов устроился руководителем литературного кружка на фабрику «Ливерс». Результатом тесного общения писателя с рабочими стали несколько его рассказов. Один из них под названием «Стенгаз» был опубликован в 1924 году в журнале «Смена».
Надо отметить, что сам рассказ «Стенгаз» с литературной точки зрения был крайне слаб – типичная проба пера молодого, пролетарского писателя на заданную тему о жизни рабочей молодёжи начала 1920-х годов. В произведении рассказывалось об участии молодых рабочих в комсомольской стенной печати, борьбе с хулиганами, а также о проблеме одного отдельно взятого кузнеца. Тем не менее именно по этому рассказу весной 1928 года журналом «Смена» были громко анонсированы съёмки «первого комсомольского фильма» под названием «Кружева».
За создание фильма взялся молодой режиссёр (будущий мэтр отечественного кинематографа) Сергей Юткевич. Для него данная картина стала дебютом. На главную женскую роль красавицы-комсомолки Маруси он пригласил актрису Нину Шатерникову, уже имевшую опыт в кино (Хвеська в драме «Хвеська», крепостная актриса Люба в трагической мелодраме «Комедиантка», Марютка в шпионском фильме «Яд»). Главную мужскую роль кузнеца-молотобойца Петьки Веснухина сыграл не актёр, а профессиональный спортсмен, первый чемпион СССР по боксу Константин Градополов. В роли эксцентричного завклубом дебютировал Борис Тенин – будущая звезда советского кино. Роли хулиганов из компании «тёплых» ребят исполнили Пётр Савин и Борис Пославский, также впоследствии ставшие известными актёрами.
Местом действия стала кружевная фабрика, та самая «Ливерс». Но Юткевич внёс в это и особый подтекст с точки зрения композиции и визуальной составляющей. Известный советский киновед Леонид Козлов впоследствии писал: «Казалось, сама "материальная основа" проникла в монтажный и композиционный ряд картины, местами напоминавшей тонкую кружевную вязь. Дождь и нити пряжи сплетались в кадрах. Снятые сквозь сетку кружев фигуры людей приобретали изящные, хрупкие очертания. Показанные на экране машины оживали, зритель без труда улавливал в причудливых "жестах" частей и механизмов ритм человеческого поведения. Машины "смеялись", "грустили", застывали в "нерешительности"» («История советского кино», т. 1, 1969).
Кстати, в качестве массовки в фильме снимались настоящие рабочие фабрики «Ливерс».
У создателей фильма не было практически никакого опыта, зато имелся задор, много желания и идей. Поэтому они экспериментировали и с точки зрения актёрской игры, и в операторской работе (необычные точки съёмок, различные приёмы, подчёркивающие динамику изображения). Была применена в фильме и мультипликация (силуэты зданий).
Фильм вышел на экраны в июне 1928 года. Однако, несмотря на громкий анонс, особого успеха он не имел, а Юткевич даже подвергся критике. Это стало одной из причин его ухода с «Совкино» и переезда в Ленинград, где он возглавил Первую мастерскую на «Ленфильме» и впоследствии добился громких успехов и всеобщего признания. Что же касается фильма «Кружева», то в 1980-е годы он был восстановлен и переозвучен. В настоящее время фильм интересен, разве что, с точки зрения изучения истории становления советского кинематографа.
Игорь BIN
Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.