Опросы
Авторизация
Полезная информация
Фото Анель Судакевич Фильмография: 1925 Жена предревкома - короткометражный |
СУДАКЕВИЧ 28.10.1906, Москва – 22.08.2002, Москва Заслуженный художник России (1969) Детство Анна (это её настоящее имя) Судакевич родилась 28 октября 1906 года в Москве. Её родители познакомились, будучи студентами Тимирязевской академии. Примечательно, что в то время учёба женщин в таких заведениях не приветствовалась. Мама Анны Жозефина Владиславовна Косско была принята в академию с разрешения царского министра, предводителя дворянства Сомова, который лично хлопотал за неё. По завершении учёбы Жозефина Владиславовна стала учёным-агрономом. Отец Анны Алексей Викторович Судакевич пошёл по медицинской части, став хирургом. Так сложилась судьба, что, когда Анне исполнилось шесть лет, родители развелись. Отец остался работать в Москве, а Онна с мамой перебрались в провинцию. Там они пережили тяжёлое время: Февральскую и Октябрьскую революции 1917 года, последовавшую вслед за этим Гражданскую войну, страшный голод, прокатившийся по стране. В начале 20-х годов в Москве стали заселять большие квартиры, превращая их в коммуналки. Алексей Викторович, к тому времени ставший доктором медицинских наук, написал бывшей жене письмо: «Приезжайте в Москву, у меня квартира все равно заселяется чужими людьми». Так в 1921 году Анна с мамой вернулись в столицу и поселились в квартире на Остроженке. В течении следующих двух лет девушка училась в школе Фритьофа Нансена (до революции это была частная гимназия). Дебют в кино Анна Судакевич с детства мечтала стать актрисой. Окончив школу Фритьофа Нансена, она попыталась устроиться во МХАТ. Но там ей посоветовали пойти учиться в только что организованную студию-школу Юрия Завадского. У Завадского Анна проучилась до 1927 года. В это время и стартовала её кинокарьера. Сниматься девушка стала под псевдонимом Анель Судакевич. Первым появлением в кино для неё стал эпизод в фильме «Жена предревкома». А первая большая роль (которую сама актриса и считала дебютом) состоялась в фильме Юрия Желябужского «Победа женщины», когда она заканчивала последний курс. Анна Алексеевна рассказывала, что на их учебный спектакль пришли режиссёр Борис Барнет и сценарист Федор Оцеп, которые обратили на неё внимание и посоветовали сниматься в кино. А спустя несколько дней девушка получила приглашение на съёмки от режиссёра студии «Межрабпомфильм» Юрия Желябужского. Фильм «Победа женщины», поставленный по повести Николая Лескова «Старые годы в селе Плодомасове», рассказывал о быте и нравах в боярской среде времен Петра I. Анель Судакевич сыграла в нём роль Марфиньки Байдуровой. Начинающей актрисе посчастливилось работать вместе с легендарной Серафимой Бирман и известной театральной актрисой Елизаветой Найдёновой. Съемки фильма проходили в 1926 году. Тогда же Москву посетили голливудские актёры Мэри Пикфорд и Дуглас Фэрбенкс. Гости пожелали ознакомиться с советским кинематографом, и их отвезли на студию «Межрабпомфильм», на съёмочную площадку «Победы женщины». Там Мэри Пикфорд презентовали кокошник героини Анель Судакевич. А кадры хроники визита американских звёзд вошли в смонтированную на той же студии картину «Поцелуй Мэри Пикфорд», где Анель сыграла главную роль Дуси Галкиной. Киноработы в 1927 – 1933 годы Фильм «Победа женщины» вышел на экраны в марте 1927 года и имел ошеломляющий успех. Многие зрители обратили внимание на Анель Судакевич - невероятно красивую, сексуально привлекательную и аристократически утончённую. Такой образ был нетипичен для советского кинематографа, и Анель выгодно этим выделялась среди других актрис. Вслед за первой большой работой последовали новые. В 1927 году актриса снялась в драме Юрия Желябужского «Кто ты такой?» по рассказу Джека Лондона «По ту сторону щели» (невеста Друмонда) и в драме Фёдора Оцепа «Земля в плену» (Аня, дочь Бельского). В 1928 году Анель Судакевич приняла участие в известной сатирической комедии Бориса Барнета «Дом на Трубной», высмеивающей НЭПмановскую публику и атмосферу мещанства. В этой картине она сыграла горничную Маришу. Яркий образ актриса создала в драме «2 Бульди 2», где её героиней стала цирковая артистка, наездница Майя – девушка обворожительная, но обладающая заносчивым характером: она крутит роман с белогвардейским полковником, высокомерно относится к главному герою старому клоуну. К началу 30-х годов Анель Судакевич была очень популярной актрисой. Её гонорары были самыми высокими среди киноактрис, открытки с её изображением продавались в киосках, поклонники заваливали письмами. Рассказывают, что ей признавался в любви поэт Владимир Маяковский. Одним словом, Анель была в то время мегазвездой экрана. При этом в кино актрисе доставались не самые положительные роли – её героини были или «из бывших», или иностранки. Жизнь вне кинематографа В начале 30-х годов, можно сказать на самом взлёте карьеры, Анель Судакевич приняла решение уйти из актёрской профессии. Сама актриса позже, спустя десятилетия, объясняла это тем, что была разочарована рядом своих ролей и в целом фильмами, в которых ей довелось сниматься. Она не желала принимать участия в агитках, хотела заниматься тем, что ей было интересно. К тому же немое кино уходило в прошлое, ему на смену пришло звуковое, которое требовало другого подхода. В это же время, в начале 30-х годов, Анель вышла замуж за артиста балета Асафа Мессерера, и в 1933 году у неё родился сын Борис Мессерер, впоследствии ставший известным театральным художником и сценографом. Анель Судакевич сумела найти себя совершенно в другой сфере: всего за полтора года она освоила новую для себя профессию - художника по костюмам. В этом качестве она проработала в 1934-1936 годах в Художественных мастерских ГАБТ, а 1936-1946 годах Анель - в Доме Моделей. С 1946 года Анель Судакевич ушла художником в цирк. Почему цирк? Сама она объясняла: «Все удивляются, почему я попала в цирк. А секрет прост -- само по себе движение, спорт, цирковые трюки настолько были мне близки и интересны, что я пришла в цирк с отдельными эскизами, и очень быстро меня взяли в штат». До 1950 года она работала худруком Художественно-постановочных мастерских ГУЦИ Государственное училище циркового искусства), затем в 1950-1957 годах – главным художником Московского цирка, а в 1957-1970 годах – художником «Союзцирка». В 1969 году ей было присвоено звание Заслуженного художника России. Одним словом, она добилась и признания, и уважения на любимой работе. Что же касается её кинематографического прошлого, то оно было в советское время аккуратно стёрто. В советских киносправочниках её отождествляли с другой актрисой – Анной Стэн, одно время снимавшейся в советском кино, а затем уехавшей в США. Тем не менее, в кино Анель Судакевич все же появилась вновь – уже в 70-х годах она сыграла эпизодические роли в трёх фильмах: «Хождение по мукам», «Агония» и «Маленькие трагедии». Игорь BIN
Женщина века, Звезда русского Голливуда, «Огонёк», 2008 |