Опросы
Авторизация
Полезная информация
Фильмография: 1918 Заживо погребённый |
БИРМАН 29.07 (10.08) 1890, Кишинёв – 11.05.1976, Ленинград Народная артистка РСФСР (1946) Детство и юность Мама будущей актрисы Серафимы Бирман Елена Ивановна в девичестве Ботезат - родом из зажиточной молдавской семьи. Елена Ивановна обучалась в институте благородных девиц, рано вышла замуж, родила двух дочерей и уже в 19 лет овдовела. После этого она второй раз вышла замуж. Её избранником стал штабс-капитана 51-го резервного пехотного батальона в отставке Герман Михайлович Бирман. За свою службу он был пожалован личным дворянством. В этом браке 29 июля (по старому стилю) 1890 года и родилась Серафима. А чуть позже в семье появился ещё один ребёнок – Николай, младший брат Серафимы. Серафима Бирман окончила с золотой медалью кишинёвскую гимназию. На лето она отправилась в село Чернолёвка погостить у сестры, которая работала врачом в местной больнице. Там девушка проявила свои актёрские данные, устраивая по вечерам представления для местных жителей. Серафима обладала неординарной внешностью, совершенно далёкой от идеалов женской красоты: орлиный нос, некоторая сутулость и неуклюжесть в движениях. Однако выступая, она преображалась, притягивала к себе взгляды, буквально завораживала зрителей. Тут же выяснилось, что сестра Серафимы, будучи студенткой медицинских курсов в Санкт-Петербурге, приняла год назад участие в массовке спектакля. Постановку осуществлял Константин Станиславский, приезжавший в Санкт-Петербург на гастроли. Сестра-то и посоветовала Серафиме поступать в Московский Художественный театр. Обратил внимание на талантливую девушку и владелец имения в Чернолёвке К. Ф. Казимир. Его, как и многих, покорил талант Серафимы, и он согласился оплатить первый год обучения в театральной школе. В результате в 1908 году она отправилась в Москву и одновременно поступила в Драматическую школу А.И. Адашева (где ей довелось учиться с Евгением Вахтанговым) и на историко-филологический факультет Высших женских курсов Герье. Театр – дореволюционные годы После окончания театральной школы Адашева Серафима Бирман в 1911 году поступила в МХТ. Принимал её лично Константин Сергеевич Станиславский, который, в отличие от других членов комиссии разглядел в этой, на первый взгляд, несуразной, неуклюжей девице огромный потенциал, настоящий актёрский талант, редчайший самородок. Рассказывают, что он, глядя на её этюд, воскликнул своё знаменитое «Верю!». В последствии Серафима Бирман всю жизнь боготворила своего учителя и наставника. Под её руководством она выросла в большую звезду сцены. Дебютом Серафимы Бирман на сцене МХТ стала роль Гортензии в спектакле «Хозяйка гостиницы» по пьесе Карло Гольдони. В 1913 году Станиславский открыл при театре студию, получившую название 1-й студии МХТ. В рамках этой студии Серафима принимала участие в постановках «Гибель надежды» и «Праздник мира». На основной сцене МХТ Серафима Бирман продолжала активно выступать до самой революции. Она играла Леночку Лобастову в спектакле «Смерть Пазухина» по Салтыкову-Щедрину, Перепелицыну в спектакле «Село Степанчиково» по Достоевскому и другие роли. Параллельно театральной деятельности Серафима в годы Первой мировой войны работала сестрой милосердия. Театр – 20-е – 30-е годы Полноценная деятельность МХТ возобновилась в начале 20-х годов. В 2024 году 1-я студия МХТ превратилась в самостоятельный театр, получивший название МХАТ 2-й. Дирекцию театра возглавил Михаил Чехов. Серафима Бирман стала одной из ведущих актрис труппы. В последующие годы она создала на сцене ряд ярких образов: Халдейка, Машка и «аглицкая девка Меря» в спектакле «Блоха» по рассказу Николая Лескова «Левша», Вдовствующая королева в спектакле «Эрик XIV» по пьесе Стриндберга, королева Анна Стюарт в спектакле «Человек, который смеётся» по пьесе Виктора Гюго, Улита в спектакле «Тень освободителя» по Салтыкову-Щедрину, Виоланта в спектакле «Испанский священник» по Флетчеру. Как можно заметить, в репертуаре преобладала классика, нарождающуюся советскую драматургию театр практически игнорировал. Поначалу это вело к нареканиям в прессе, а затем начали накаляться отношения между властными структурами и руководством театра. Обострялась обстановка и в самом руководстве театра. В 1928 году Михаил Чехов покинул Советский Союз, труппа стала подвергаться постоянной травле, а репертуар был объявлен не соответствующим идеологии партии. В итоге в 1936 году театр был закрыт. После закрытия МХАТа Серафима Бирман перешла в Театр Московских профсоюзов (Театр МОСПС). Там она проработала пару лет в качестве актрисы и режиссёра. Одной из самых ярких её работ этого периода стал спектакль «Васса Железнова» по пьесе Маскима Горького. Серафима Бирман поставила спектакль и исполнила в нём главную роль. В 1938 году Серафима Германовна стала одним из основателей Московского драматического театра имени Ленинского Комсомола, сцене, которого посвятила двадцать лет своей жизни. Но об этом чуть позже… Кино – работы довоенного периода В кино Серафима Бирман дебютировала ещё в 1918 году. Она сыграла эпизодическую роль в драме «А он, мятежный, ищет бури...» и леди Энтуистл в комедии «Заживо погребённый». К сожалению, оба фильма не сохранились. Основная кинематографическая деятельность актрисы пришлась на 20-е-30-е годы. Она приняла участие в таких известных кинолентах, как: «Закройщик из Торжка» (соседка вдовы Широнкиной), «Процесс о трёх миллионах» (дама с розой за столиком), «Девушка с коробкой» (мадам Ирэн). Благополучно преодолев барьер между немым и звуковым кино, Серафима Бирман создала яркий образ жены Сибирцева в революционной драме «Человек с ружьём». А перед самым началом войны актриса появилась в эпизодической роли американки в знаменитом фильме «Валерий Чкалов». «Иван Грозный» Звёздной работой Серафимы Бирман на экране стать роль Ефросиньи Старицкой, тётки царя в исторической драме Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Первоначально на эту роль режиссёр планировал Фаину Раневскую. Предстояло создать сложный, драматический образ, одну из центральных фигур фильма. Однако против кандидатуры Раневской выступило руководство в лице министра кинематографии Ивана Большакова, указавшего на явные семитские черты актрисы. Эйзенштейну ничего не оставалось, как принять это и заменить Раневскую на Бирман. Стоит заметить, что к внешности Серафимы вполне можно было выдвинуть те же претензии… Как бы то ни было, но Серафима Бирман великолепно справилась с задачей. В январе 1945 года на экраны вышла первая серия фильма, ставшая одним из самых значительных событий не только в советском, но и в мировом кино. Создатели и актёры (а в их числе и Серафима Бирман) были удостоены Сталинской премии I степени. Год спустя были завершены съёмки второй серии «Ивана Грозного». Однако этот фильм был подвергнут резкой критике руководства партии, Эйзенштейн был обвинён в невежестве при изображении исторических фактов. Вторую серию «положили на полку», а вскоре сняли с проката и первую. В итоге премьера второй части состоялась лишь спустя несколько лет после смерти Сталина - в 1958 году. Театральная актриса Работ в кино у Серафимы Бирман не так много. Говорят, что она не питала к кинематографу сильной любви. Она не была в восторге от эпизодов в фильмах 30-х годов, не понимала и не принимала методов Эйзенштейна на съёмках «Ивана Грозного». Актриса не любила импровизаций, готовилась к кинороли основательно, по театральному. Для киношников она была чужой – слишком щепетильной, болезненной к нарушению этикета, собственного пространства. А вот театр для Серафимы Бирман всегда был родным домом, а, точнее сказать, храмом. С каким трепетом она относилась к сцене! Рассказывают, что когда однажды одна молодая актриса бесцельно прошлась по сцене, Серафима Германовна задохнулась от возмущения: «Как вы посмели вразвалочку пройтись по сцене?! Станиславский ходил по сцене на цыпочках! Где вы, где Станиславский?!». Как уже говорилось, в 1938 году Серафима Бирман стала одним из основателей МДТ имени Ленинского Комсомола. Этой сцене актриса прослужила до 1958 года, играла такие роли, как: Мария Эстераг в спектакле «Мой сын», Софья в спектакле «Зыковы», Полина Францевна Сюлли в спектакле «Парень из нашего города», Фанни Ферелли в спектакле «Семья Ферелли теряет покой», Анна Григорьевна Греч в спектакле «Так и будет», мать Ани в спектакле «Дни и ночи», Кашперская в спектакле «Колесо счастья», госпожа Динеску в спектакле «В доме господина Драгомиреску», фрау Кетвинг в спектакле «Суд» и др. В 1959 году Серафима Германовна перешла в труппу Театра им. Моссовета. Там она прослужила до 1972 года. По сравнению с театром Ленинского Комсомола работ было меньше. Тем не менее, актриса запомнилась по спектаклям: «Леший» (Войницкая), «Цезарь и Клеопатра» (Фтататита), «Дядюшкин сон» (Карпухина), «Шторм» (Пожилая учительница), «Жизнь Сент-Экзюпери» (Мари Сент-Экзюпери). Что же касается кинематографа, то после «Ивана Грозного» Серафима Бирман десять лет не появлялась на съёмочной площадке. Актриса говорила, что приглашали её в основном на роли комические, от которых она отказывалась. Она не хотела быть «фарсейкой», актрисой, вымогающей смех у зрителей. Даже комедийная роль должна была быть, по её убеждению, человечной. Во второй половине 50-х она всё же порадовала своих поклонников несколькими работами в фильмах. В мелодраме «Обыкновенный человек» режиссёра Александра Столбова она создала комедийно-гротесковый образ Констанции Львовны, а в приключенческой комедии Андрея Тутышкина «Безумный день» - тонкий, беззаботный, убаюкивающий образ врача дома отдыха Анны Павловны. И стало очевидно, что кинематограф упустил великолепную актрису, не уступающую самой Фаине Раневской. Кстати, Серафиму Бирман нередко сравнивали с Раневской, даже называли её тенью, что совершенно некорректно, ибо каждая была личностью. Соперничество между актрисами было напряжённым. Поначалу их путали, из-за некоторого сходства. Затем Раневскую прославил кинематограф, с которым у Бирман не очень-то складывалось. Кино также стало причиной их конфликта – Раневская не на шутку обиделась за отказ в съёмках в «Иване Грозном». Судьба же распорядилась так, что последнюю часть своей жизни обе актрисы прослужили одной сцене – театру им. Моссовета. Личная жизнь, последние годы Большую часть своей жизни Серафима Бирман прожила в Москве на улице Огарёва. Её мужем был журналист и писатель Александр Таланов. В 1969 году Таланов ушёл из жизни. Это стало для Серафимы Германовны тяжёлым ударом, поводом к развитию психического заболевания. В 1972 году актриса ушла из театра, наследников у неё не было, друзья канули в небытие. Позже, совершенно беспомощную, наполовину ослепшую и плохо осознающую окружающую действительность, её отвезла в Ленинград племянница и поместила в сумасшедший дом. Находясь в сумасшедшем доме, Серафима Германовна продолжала чувствовать себя актрисой. Она вместе с соседями по палате пыталась репетировать «Синюю птицу», мечтая показать свою работу любимому Станиславскому, которого не было в живых уже почти четыре десятилетия… 11 мая 1976 года Серафима Германовна скончалась. Похоронили её в Москве в колумбарии Новодевичьего кладбища рядом с мужем. Игорь BIN Использованные материалы: |