Опросы
Авторизация
Полезная информация
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Комедия "Дом на Трубной"
Режиссёр: Борис Барнет.
Сценаристы: Бэлла (Изабелла) Зорич, Виктор Шкловский, Николай Эрдман, Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич.
Оператор: Евгений Алексеев. Художник: Сергей Козловский.
СССР. Производство: МежрабпомРусь. 1928.
Чёрно-белый немой фильм режиссёра Бориса Барнета переносит зрителей в дом на Трубной улице в Москве. В сатирическом ключе представлена царящая там мещанская атмосфера, наполненная сплетнями и различными мелкими делишками.
Премьера: 31 августа 1928.
Фильм сохранился без 5-й части.
Главные герои:
Параша Питунова (Вера Марецкая)
Голиков, парикмахер (Владимир Фогель)
мадам Голикова (Елена Тяпкина)
пьяный артист (Пётр Бакшеев)
Семен Бывалов, шофёр (Владимир Баталов)
Феня (Ада Войцик)
Лядов (Сергей Комаров)
Мариша, горничная (Анель Судакевич)
завклубом (Владимир Уральский)
дядя Федя (Александр Громов)
прохожий (Борис Барнет)
кандидатка в прислуги (Инна Фёдорова)
гость (Даниил Введенский)
деревенская плаксивая старуха (Мария Шленская)
мужчина (Владимир Цоппи)
Слепок московской жизни НЭПмановского периода
Свою картину «Дом на Трубной» режиссёр Борис Барнет поставил в 1928 году. Это было время начала свёртывания политики НЭПа, объявленной в 1921 году. В газетах, журналах, кино активно критиковались мещанские, мелкобуржуазные отношения, распространившиеся в обществе. Фильм Бориса Барнета в этом плане оказался очень злободневным. Его действие разворачивалось в некоем доме на улице Трубной, населённым НЭПмановской публикой: мелкими предпринимателями, их родственниками. Здесь царит атмосфера мелких склок и сплетен. Один из жильцов дома, хозяин салона-парикмахерской Голиков, ищет себе домработницу. В его представлении это должна быть скромная, трудолюбивая, не состоящая в профсоюзе девушка. Нанятая им Параня, казалось бы, отвечает всем требованиям. Неожиданно для всех её избирают депутатом Моссовета от профсоюза горничных…
Фильм Бориса Барнета заметно отличается от других немых картин того времени. В соответствии со стилистикой фильма, сюжет наполнен различными комедийными и сатирическими сценами, гэгами, однако выглядят они без излишнего шутовства. В картине отсутствуют практически обязательные для немого кинематографа наигранность, театрализованность и чрезмерная эмоциональность. Действие приближено к реальности и создаёт ощущение подсмотренной жизни.
Нельзя не отметить яркие актёрские работы настоящих мастеров отечественного кинематографа. Какой трогательной выглядит Параша в исполнении ещё юной Веры Марецкой, как интересно наблюдать за молодыми Еленой Тяпкиной, создавшей образ мадам Голиковой, и Адой Войцик в роли Фени. Этих актрис зрители больше привыкли видеть возрастных ролях.
Великолепна работа оператора Евгения Алексеева, ставшая впоследствии классикой. Сцены с видами Москвы 20-х годов сняты с любовью и теплотой. Кадры, на которых запечатлены Воробьёвы горы, Храм Христа Спасителя, Сухаревская башня и многие другие исторические объекты, являются документальным свидетельством ушедшей эпохи. Что же касается самого «дома на Трубной», то его внутренние сцены снимали в павильонах киностудии, а вот двор – вполне реальный, его снимали по адресу М. Якиманка, 24. Построенный ещё в 18 веке, этот дом неоднократно перестраивался, менял хозяев, но, всё-таки, дожил до нынешних дней.
Фильм «Дом на Трубной» без всяких скидок можно рассматривать, как шедевр раннего советского кинематографа. Изначально фильм был снят в шести частях. Однако в настоящее время он сохранился не полностью – без пятой части. В 90-е годы после восстановления на киностудии им. М. Горького фильм был переозвучен сначала музыкой Тараса Буевского (1995), а затем - Алексея Айги (1997). В новом веке были сделаны новые звуковые дорожки - в 2011 году фильм озвучен музыкой Роберта Израиля, а в 2014 году - интернациональным коллективом в составе Bernt Simen Lund, Erik Stifjell, Екатерины Ефремовой и Аркадия Шилклопера.
Игорь BIN
Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.