Опросы
Авторизация
Полезная информация
Фото Анатолия Солоницына
|
СОЛОНИЦЫН 30.08.1934, Богородск, Горьковская обл. - 11.06.1982, Москва Заслуженный артист РСФСР (1981) Предки Род Солоницыных оставил яркий след в истории нашего Отечества. Прадед Анатолия Солоницына Захар Степанович был человеком образованным, энергичным, обладающим разносторонними незаурядными способностями. Значительную часть жизни он прожил в посёлке Зотово Тоншаевской волости Ветлужского уезда (ныне – Нижегородская обл.) и оставил о себе память, как об исследователе родного края, собирая материалы и составляя летопись. Неоднократно Захар Степанович высказывал прогрессивные мысли о переустройстве российского государства. Также он зарекомендовал себя неплохим живописцем – его кисти принадлежит несколько картин. Дед Фёдор Солоницын был сельским врачом, обладал гипнотическим даром, который применял в своём лечении. Его выдающиеся способности оценило Нью-Йоркское гипнотическое общество, приняв в свои ряды. Отец Алексей Фёдорович поначалу работал редактором в газете «Богородская правда», позже ему доверили пост ответственного секретаря в «Горьковской правде», а затем пригласили в столичные «Известия» на должность собственного корреспондента. Детство Родился Анатолий Солоницын в городе Богородске Горьковской области. Впрочем, при рождении будущий актёр получил другое имя – Отто. Отец назвал его так в честь знаменитого учёного и исследователя Севера Отто Юльевича Шмидта, возглавившего арктическую экспедицию в 30-е годы. С этим именем Солоницын прожил до начала Великой Отечественной войны, однако затем из-за своего немецкого происхождения оно стало вызывать негативное отношение, и отец решил переименовать сына в Анатолия. После окончания войны семья Солоницыных перебралась в Саратов, где проживали их родственники по линии мамы. Здесь и прошла остальная часть детства Анатолия. Рос он обычным мальчишкой, живым и подвижным. В школе он учился средне, а вот интересные книги почитать любил, часто пропадал на улице вместе со своим младшим братом Алексеем, бывало и хулиганил. Алексей Солоницын в своей книге «Повесть о старшем брате» рассказывал, как они играли в мушкетёров, ходили в кино на зарубежные фильмы. А однажды братья решили переплыть Волгу, и это чуть не закончилось трагически – у ребят едва хватило сил добраться до берега. Был и ещё один случай, который мог привести к непоправимым последствиям. Однажды в ухо Анатолию попала оса, мальчик, прихлопнув её, загнал насекомое ещё глубже. В течение нескольких дней он испытывал сильные головные боли, пока на помощь не пришла бабушка. После того, как она закапала ему подсолнечное масло, оса выпала из уха. Окончив седьмой класс, Анатолий поступил в строительный техникум. Там он получил диплом слесаря-инструментальщика после чего устроился работать на завод. Правда, проработал он там недолго. Вскоре отца Анатолия направили работать корреспондентом в столицу Киргизской ССР Фрунзе, и семья переехала вместе с ним. Там мальчик вновь пошёл в школу – в девятый класс. Желание стать артистом В старших классах Анатолий Солоницын увлёкся сценой. Участвуя в художественной самодеятельности, он читал стихи, занимался конферансом, выступал с фельетонами и куплетами. Окружающие отмечали яркое дарование подростка, его даже стали приглашать с выступлениями в различные учреждения. Это и подтолкнуло Анатолия после окончания школы выбрать для себя актёрскую профессию. В 1955 году Анатолий Солоницын приехал в Москву поступать в ГИТИС. Ему удалось пройти два тура, а вот на третьем его отсеяли. Расстроенный, он вернулся домой и тут же отправился с геологической партией, где проработал до зимы. Потом была усиленная подготовка к следующему поступлению и новая попытка покорить ГИТИС. И вновь неудача. Алексей Солоницын рассказывал, что брат в своём письме сетовал на то, что ему не везёт, в него не верят, а в театральный принимают с красивой внешностью. Действительно, тогда в кино были в ходу типажи либо красавцев, либо «простых рабочих парней», либо комических персонажей. Солоницын со своей внешностью не вписывался ни в один из них… На этот раз Анатолий Солоницын не стал сразу возвращаться домой. Он хотел устроиться рабочим в один из театров, но из этого ничего не вышло, и тогда Анатолий поехал в Кинешму на выкорчёвку пней. Поработав, немного успокоившись, он вернулся во Фрунзе, где занялся общественной работой. За короткий срок он стал инструктором райкома комсомола, и его даже рекомендовали на повышение – в горком. Однако Солоницын продолжал мечтать об актёрской профессии. Поэтому вместо горкома летом 1957 года он вновь отправился в столицу. Казалось бы, такая настойчивость должна была быть вознаграждена. Но и третья попытка поступить в ГИТИС завершилась, как и первые две. Анатолий был в отчаянии. И тут его брат Алексей узнал, что в Свердловске при местном драмтеатре открывается студия, и ещё можно успеть на экзамены. Анатолий поехал в Свердловск и поступил. Панфилов и Тарковский После окончания учёбы Анатолий Солоницын был принят в труппу Свердловского драматического театра. Актёра задействовали в текущем репертуаре, но предлагали, в основном, небольшие роли. Это было совсем не то, о чём мечтал Анатолий… Всё изменилось в 1964 году. Глеб Панфилов, тогда ещё молодой и никому не известный режиссёр, пригласил Анатолия Солоницына в свою короткометражку «Дело Курта Клаузевица», которую ставил на Свердловском телевидении. Актёр исполнил там главную роль немецкого солдата Курта Клаузевица, отказавшегося стрелять в советских солдат и приговорённого за это к смертной казни. Вскоре после этого Солоницын прочитал в журнале «Искусство кино» сценарий будущего фильма «Андрей Рублёв», который должен был ставить Андрей Тарковский. В основе лежала история драматическая судьба гениального русского художника-иконописца Андрея Рублёва. Как вспоминает его брат Алексей Солоницын, Анатолию сценарий не просто понравился, он «обжёг его душу». Огромное желание сыграть главную роль в этом фильме подвигло актёра отправиться в Москву на кинопробы. Тарковский сразу же разглядел в нём талант, чуткую, живую душу и все необходимые качества, для роли Андрей Рублёва. А вот худсовету Солоницын не понравился. Оппоненты Тарковского во главе с Михаилом Роммом стали его убеждать в ошибочности кандидатуры Солоницына. Но Тарковский сумел не только настоять на своём решении, но и переубедить их. Для этого он обратился к реставраторам, специалистам по древнерусскому искусству. Он разложил перед ними фото нескольких актёров и предложил определить, кто более всего соответствует образу Рублёва. Все показали на Солоницына… В картине «Андрей Рублёв» перед актёром ставилась труднейшая задача – через своего героя передать суть Православия, показать, что путь к спасению души лежит через веру и страдания, которые, в итоге, и принесут искупление грехов. Солоницын справился с ней, став впоследствии одним из немногих «актёров Тарковского» - выдающихся мастеров, с которыми предпочитал работать Андрей Арсениевич. Алексей Солоницын рассказывал, что съёмки в «Андрее Рублёве» сильно повлияли на брата. До этого он был верующим, но как-то «стихийно». После работы с Тарковским, знакомством с личностью своего героя, вера стала крепкой и осознанной. Съёмки «Андрея Рублёва» были завершены в 1966 году. Однако на экраны фильм вышел не сразу. Кинематографическое начальство было шокировано увиденным, они утверждали, что в фильме много насилия и жестокости, а самое главное - религиозности. Премьера состоялась лишь в 1969 году, тогда же было принято решение направить его на Каннский кинофестиваль, правда вне конкурсной программы. Итогом стал грандиозный успех, Приз кинопрессы и заключение контрактов на прокат за рубежом. Как ни странно, это привело руководство советского кинематографа в сильнейшее возмущение, и фильм снова «лёг на полку» - до 1971 года. Работы второй половины 60-х Между тем, сразу после окончания «Андрея Рублёва» Глеб Панфилов предложил Солоницыну роль комиссара Ивана Евстрюкова в военной драме «В огне брода нет», а Лев Голуб утвердил его на роль начальника продотряда Степана в драму «Анютина дорога». После этого предложения на какое-то время иссякли. В течение последующих пары лет Солоницын сыграл в кино лишь одну роль разведчика капитана Мигунько в рядовом фильме «Один шанс из тысячи» на военно-приключенческую тематику. Всё это время продолжалась сценическая карьера актёра. Правда, во время съёмок в «Андрее Рублёве» он написал заявление об уходе из Свердловского драмтеатра. Но затем вернулся на сцену, теперь уже в Минский драматический театр им. М. Горького. Проработав совсем недолго, он в 1968 году откликнулся на предложение театра «Красный факел» из Новосибирска, где ему предложили сыграть роль Бориса Годунова. Первый и второй брак Первой женой Анатолий Солоницына была Людмила Солоницына (в девичестве Успенская). Они познакомились в Свердловске, где она работала на местной киностудии. Этот брак оказался недолгим. Вскоре Анатолий Солоницын женился во второй раз на Ларисе Сысоевой. В 1968 году у них родилась дочь Лариса Солоницына, которая впоследствии окончила ВГИК по специальности «киноведение». С 2014 года она руководит Музеем кино. «Проверка на дорогах» В 1970 году Солоницын переехал в Таллин, где в Русском театре Эстонии сыграл клоуна Тота в драме Леонида Андреева «Тот, кто получает пощечины». Тогда же появились и новые предложения в кино. Сначала он снялся в киноальманахе «В лазоревой степи», состоящем из трёх короткометражек по рассказам Михаила Шолохова. Солоницын был задействован в первом фильме «Коловерть», исполнив главную роль казака Игната Крамского. А чуть позже Алексей Герман пригласил актёра на съёмки своего очередного фильма. В основу картины, получившей название «Проверка на дорогах», легла повесть его отца Юрия Германа «Операция «С Новым годом», существенно изменённая и переработанная сценаристом Эдуардом Володарским. Основу сюжета «Проверки на дорогах» составила история бывшего власовца Лазарева раскающегося и готового искупить свою вину. Эту роль исполнил Владимир Заманский. В роли командира партизанского отряда, куда пришёл Лазарев, снялся Ролан Быков. А Анатолию Солоницину режиссёр доверил другую важную роль – майора-особиста Петушкова, с которым Лазарев вступал в конфликт. Съёмки фильма «Проверка на дорогах» были завершены в 1971 году. Однако, просмотрев его, руководство Госкино обвинило режиссёра в воспевании власовцев, искажении героического времени и подвига советского народа. На самом деле, картина выбивалась из общего ряда ура-патриотических лент, отличаясь своей правдивостью. Чтобы спасти своё детище, Герман пытался внести некоторые изменения, сократить отдельные сцены, сгладить острые углы, а роль Анатолия Солоницына и вовсе была полностью переозвучена. Но всё это не помогло – слишком многих «наверху» картина очень сильно раздражала. В итоге и этот фильм с участием Солоницына «лёг на полку». Справедливость восторжествовала лишь спустя 15 лет – «Проверка на дорогах» вышла на экраны и даже была удостоена Государственной премии СССР. Однако Анатолий Солоницын этого не дождался… И снова Тарковский В 1971 году наконец-то вышел на экраны «Андрей Рублёв». О Солоницине заговорили, его стали активно приглашать на различные роли. Он сыграл лорда Сент-Джона в экранизации романа Марка Твена «Принц и нищий», осуществлённой режиссёром Вадимом Гаузнером, архитектора Дмитрия Андреевича Калмыковав киноповести Сергея Герасимова «Любить человека», отца главного героя шахматиста Хлебникова в биографическом фильме Сергея Микаэляна «Гроссмейстер». Но главное – он продолжил сотрудничество с Андреем Тарковским, который предложил ему роль астробиолога Сарториуса в фантастической драме «Солярис». Фильм «Солярис» был поставлен Тарковским по одноимённому роману знаменитого писателя-фантаста Станислава Лема. При этом фантастическая составляющая ушла на второй план, а на первый вышли нравственные проблемы. Герой фильма доктор Крис Кельвин (его сыграл Донатас Банионис) прибывал на космическую станцию, где находились учёные Снаут (Юри Ярвет) и Сарториус (Анатолий Солоницын), для изучения планеты Солярис. Далее выяснялось, что планету покрывает океан, обладающий разумом, и он, свою очередь, похоже, сам изучает землян. Философская лента Тарковского была высоко оценена специалистами, получив ряд призов, в том числе Специальный гран-при жюри на Международном Каннском кинофестивале. В том же году Анатолий Солоницын вместе с женой и дочерью переехали в Ленинград, где ему предложили работу в Театре им. Ленсовета. Самой заметной его работой на новом месте стала роль Виктора в спектакле «Варшавская мелодия» по одноимённой пьесе Леонида Зорина. Спустя два года Солоницын и Тарковский вновь встретились на съёмочной площадке. На этот раз режиссёр доверил ему роль доктора в фильме «Зеркало», являвшемся для Тарковского во многом автобиографичном. А ещё через два года – в 1976-м – Тарковский пригласил его в Москву сыграть главную роль в своей постановке шекспировского «Гамлета», которую режиссёр осуществил на сцене Театра имени Ленинского комсомола. Гамлет Солоницына оказался во многом созвучным Андрею Рублёву. В его образе также просматривались жертвенность и глубокая печаль. К сожалению, Гамлет оказался последней работой Солоницына на сцене. После этого он только снимался в кино… Михалков, Климов, Шепитько и другие В 70-е годы Анатолий Солоницын много снимался в кино. И не только у Тарковского. Ему довелось поработать и с другими яркими мастерами отечественного кинематографа. Так в 1973 году он снялся у будущего мэтра, а тогда ещё молодого режиссёра Никиты Михалкова в его первой полнометражной ленте «Свой среди чужих, чужой среди своих» в роли предгубисполкома Василия Антоновича Сарычева. Стоит отметить, что актёр, ещё ознакомившись со сценарием, увидел, что из этого может получиться шедевр. А ведь многие в это не верили, даже брат Солоницына Алексей считал проект провальным. Действительно, в те годы выходило немало фильмов о Гражданской войне, причём очень слабых, и вновь муссировать эту тему казалось бессмысленным. Скептики оказались посрамлены, у Михалкова получился динамичный, приключенческий боевик с элементами детектива, поставленный в духе вестерна, вошедший впоследствии в Золотой фонд отечественного кинематографа. У другого большого мастера Элема Климова Анатолий Солоницын снялся в исторической драме «Агония» (1975), повествующей о весьма противоречивой личности Распутина и о событиях в России, происходящих в переломные предреволюционные годы. В этой картине актёр исполнил небольшую роль полковника, мужа баронессы. В 1976 году Солоницыну довелось поработать с известным режиссёрским тандемом Александра Алова и Владимира Наумова. В их приключенческой ленте «Легенда о Тиле», поставленной по мотивам романа Шарля де Костера «Легенда о Тиле Уленшпигеле и Ламме Гудзаке, их приключениях - забавных, отважных и достославных во Фландрии и иных странах» он сыграл роль Рыбника. Ещё одной яркой работой Анатолия Солоницына стала роль в драме Ларисы Шепитько «Восхождение», поставленной по повести Василя Быкова «Сотников». Создателям удалось поставить мощнейший по своей энергетике и психологизму фильм о моральном выборе, который делают попавшие в плен к фашистам партизаны Сотников и Рыбак (их сыграли соответственно Борис Плотников и Валерий Гостюхин). Анатолий Солоницын создал образ следователя на службе у фашистов Павла Гавриловича Портнова, в очередной раз продемонстрировав высочайший уровень актёрского мастерства. Нельзя было пройти мимо взгляда его персонажа, наполненного самоуверенностью, коварством и в то же время где-то в глубине притаившимся страхом. Третий брак Перебравшись из Ленинграда в Москву, Анатолий Солоницын встретил в столице новую любовь. В 1977 году он женился в третий раз. Его женой стала Светлана, которая работала гримёром на киностудии. В 1978 году у них родился сын Алексей. Впоследствии Алексей Солоницын получил юридическое образование, некоторое время работал следователем. Затем он пробовал себя в качестве актёра, сыграв в кино несколько ролей. «Сталкер» У Андрея Тарковского был ряд актёров, с которыми он работал из фильма в фильм. В их число входил и Анатолий Солоницын. Когда режиссёр приступил к съёмкам своей очередной картины «Сталкер», он вновь пригласил «своих» актёров Анатолия Солоницына и Николая Гринько, а также ранее не снимавшегося у него Александра Кайдановского. Кстати, Солоницыну с Кайдановским уже доводилось работать вместе – у Михалкова в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих». В основу сюжета Тарковский решил положить фантастическую повесть братьев Стругацких «Пикник на обочине». Однако, как и в «Солярисе», фантастическая составляющая была не главной, а использовалась лишь в качестве инструмента для отражения идей режиссера. Полностью переработав первоисточник, режиссёр вместе со Стругацкими создали совершенно новое глубоко-философское произведение, пропитанное духом христианства и веры. В картине рассматривались проблемы нравственного выбора, столкновения материального и духовного, науки и веры. В качестве апологетов двух противоположных направлений – науки и культуры - выступали Профессор и Писатель. Образ первого создал Николай Гринько, а второго – Анатолий Солоницын. Герой Солоницына отправлялся в Зону с целью попасть в комнату, где исполняются сокровенные желания. Однако, оказавшись в ней, отказывался от задуманного, будучи неуверенным в себе. Ведь, кто знает, какое из желаний окажется на поверку самым сокровенным. Фильм «Сталкер», наряду с «Андреем Рублёвым», стал одним из сильнейших как в творчестве Анатолия Солоницына, так и самого Тарковского. 80-е годы. Последние роли в кино Самым любимым писателем Анатолия Солоницина был Достоевский. В 1980 году ему представилась возможность воплотить этот образ на экране. Причём получилось это совсем незапланированно. В картине режиссёра Александра Зархи «26 дней из жизни Достоевского» роль выдающегося писателя должен был исполнить Олег Борисов. Однако во время съёмок оказалось, что у режиссёра и актёра совершенно разные взгляды на этот образ и на сам фильм. В результате Борисов отказался от дальнейшей работы, и тогда роль предложили Солоницыну. Надо заметить, что Солоницын тоже особо не горел желанием работать с Зархи. Однако ему незадолго до этого наконец-то была выделена квартира – ранее актёру долгие годы доводилось мыкаться по общежитиям. Ради этого он принял предложение в 1978 году войти в штат Театра-студии киноактёра, а теперь пришлось принять предложение сняться в картине Зархи. Как бы то ни было, а роль получилась удачной. Фильм «26 дней из жизни Достоевского» был удостоен приза на фестивале Западном Берлине, а сам Солоницын получил звание заслуженного артиста РСФСР. В начале 80-х актёр сыграл ещё несколько заметных ролей. Среди них, прежде всего, стоит отметить строителя Толика Чикина в мелодраме Николая Губенко «Из жизни отдыхающих» и спившегося отца Павлика в пронзительной мелодраме Искры Бабич «Мужики!..». Последней работой Анатолия Солоницына стала главная роль в драме режиссёра «Остановился поезд», созданной замечательным тандемом режиссёра Вадима Абдрашитова и сценариста Александра Миндадзе и рассказывающей об аварии на железной дороге, унесшей жизнь машиниста. Солоницын создал здесь образ журналиста Малинина, который искренне считал, что раз погиб человек, не стоит выяснять, был ли он виноват. Пусть лучше о нём останется хорошая память. Ему в фильме противопоставлялся следователь Ермаков в исполнении Олега Борисова, человек бескомпромиссный, готовый ради истины идти до конца. Имеющий внешние признаки фильма-катастрофы и социальной драмы, картина выходила за рамки заявленного жанра, вынося, своего рода, диагноз существующему обществу. Заключение На съёмках фильма «Остановился поезд» Анатолий Солоницын упал с лошади, а при последующем осмотре в больнице у него выявили запущенный рак лёгких. Лечение уже было бесполезным. Анатолий Алексеевич ушёл из жизни летом 1982 года. Ему шёл 48-й год. Похоронили актёра на Ваганьковском кладбище. Да, Солоницын прожил недолгую жизнь, но он многое успел. Он работал с лучшими отечественными режиссёрами, создавая незабываемые образы. Его работы высоко оценены как у нас в стране, так и за рубежом. Миллионы зрителей продолжают восхищаться его ролями и спустя десятилетия. Можно с уверенностью сказать, что Анатолию Алексеевичу удалось в полной мере реализовать свой актёрский талант. И всё-таки, сколько бы он сумел успеть ещё… Игорь BIN |