Опросы

Нравится наш новый дизайн?

Кайдановский Александр _Фото_Актеры советского и российского кино

Фото альбом

Фильмография:

1967 Таинственная стена
1967 Анна Каренина
1968 Первая любовь
1970 Драма на охоте
1970 Красная площадь (Два рассказа о рабоче-крестьянской армии)
1970 Спокойный день в конце войны
1971 И был вечер, и было утро...
1971 Пятнадцатая весна («...Присвоить звание героя!»)
1972 Игрок
1972 Следствие ведут Знатоки. Дело N06. Шантаж
1972 Четвертый
1973 Дети Ванюшина
1973 Крах инженера Гарина
1974 Свой среди чужих, чужой среди своих
1974 Следую своим курсом
1975 Бриллианты для диктатуры пролетариата
1975 Мой дом - театр
1975 Под крышами Монмартра
1975 Пропавшая экспедиция
1976 Золотая речка
1976 Как важно быть серьезным
1976 Мое дело
1976 Огненный мост
1977 Кто поедет в Трускавец
1977 Это было в Коканде
1978 Дознание пилота Пиркса
1978 Жизнь Бетховена (в свидетельствах современников, друзей и биографов композитора)
1978 Поворот
1979 Сталкер
1979 Телохранитель
1980 Рассказ неизвестного человека
1980 Рафферти
1980 Спасатель
1980 Факт («Группа крови «Ноль»»)
1981 И с вами снова я...
1982 Извините, пожалуйста
1982 Кафедра
1985 Простая смерть - режиссер, автор сценария
1987 Гость - режиссер, автор сценария
1987 Десять негритят
1987 Хареба и Гоги
1988 Жена керосинщика - режиссер, автор сценария
1988 Новые приключения янки при дворе короля Артура. Фантазия на тему Марка Твена
1992 Бронзовый Христос - худ.рук.
1992 Все кончается, только любовь - никогда - худ.рук.
1992 Маэстро - автор сценария, режиссер
1992 Ноябрь - (Польша-Франция)
1992 Дыхание дьявола - (Испания)
1993 Дефлорация - худ.рук.
1994 Волшебный стрелок - (Венгрия)
1995 Исповедь незнакомцу (Франция)
1995 Свадебный марш (новелла в к/а «Прибытие поезда»)

 

КАЙДАНОВСКИЙ
Александр Леонидович

23.07.1946, Ростов-на-Дону - 03.12.1995, Москва

Заслуженный деятель искусств России (1993)

Детство

Александр Кайданосвкий родился в 1946 году в семье инженера. С раннего возраста он познал, что такое свобода. После того как его родители развелись, Саша жил сначала с матерью, а потом - в новой семье отца. «Он был неугомонным, всегда все решал сам и не признавал никакой власти. Он постоянно искал чего-то и от этого брался за многое, пытаясь найти в этом себя», - рассказывала его приемная мать Ирена Михайловна.

Кем быть?

По окончании 8 классов средней школы, Александр поступил в Днепропетровский сварочный техникум имени Б. Патона. Но уже вскоре он понял, что профессия электросварщика - это не его призвание. Спустя год (в 1961 году) пятнадцатилетний Саша ушел оттуда.

Он поступил в Ростовское училище искусств. Однако вспыльчивый характер Александра и его порывистость привели к разрыву с режиссером. Заканчивал курс он уже у Михаила Бушнова. «Я никогда не пугался необузданного характера, если видел, что за ним скрывается талантливая личность. У нас с Сашей за весь период обучения не произошло ни одного скандала. Он, несомненно, был неординарной личностью, предсказать его будущее было трудно, но он выделялся из всего курса какой-то яркой манерой жить, этакой необъяснимой «забурунностью» - необузданностью души, которая бросала его из одного состояния в другое», - рассказывал о своем ученике М. Бушнов.

В Москву

В 1965 году Александр Кайдановский, окончив Ростовское училище, вместе с женой Ириной (к тому времени он уже был женат) уезжает в Москву. В Москве он первоначально поступил сначала во МХАТ. Но потом, благодаря все той же необузданности, переходит в театральное училище имени Щукина, где и завершил свое обучение.

«Мы жили в ужасных условиях, но все скрадывалось тем невероятным общением, которое было в эти годы. Саша был очень общительным и в то же время совершенно закрытым, этаким одиноким художником, бродящим по земле в поисках смысла», - вспоминает его жена Ирина. «Он был очень эгоцентричным», - добавляет М. Бушнов. - Эгоцентризм его определялся формулой «я хочу - я могу». И если кто оспаривал у него это право, такого человека он никогда не прощал». Не прощал он и предательство, навсегда расставаясь с теми, кто обманул его доверие. «Саша был своеобразным камертоном, настроенным так, что различал малейшую фальшь», - вспоминал его друг Александр Орехов. Наверное, поэтому он мало кого пускал в свой внутренний мир, оставаясь, по сути, всегда одиноким.

А вот, что рассказывает Леонид Филатов: «Мы с ним дружили. Хотя это была трудная дружба, и человек он был трудный, но я восхищался им, глядел снизу вверх. Кайдановский был человек невероятный - он мог виртуозно материться, болтать на бандитском жаргоне, а мог всю ночь говорить с тобой о литературе, о вещах, которых здесь не знал ни один специалист... В его бесстрашии было что-то необъяснимое: однажды, на четвертом курсе Щукинского, мы вчетвером - он, Галкин, Качан и я - возвращались ночью через Марьину Рощу. Неподалеку от Рижской к нам пристали шестеро, у них были ножи... В принципе вчетвером мы могли бы отмахаться, но против ножей - не знаю, как бы все вышло. Кайдановский подошел к тому, кто первым вынул нож, и голой рукой взялся за лезвие. Просто взялся. Кровь хлещет, а он держит. И что-то такое было в его лице, что они спасовали...»

Дебют в кино

На втором курсе училища состоялся дебют Кайдановского в кино. В иронической фантасмагории Ирины Поволоцкой «Таинственная стена» (1967) он сыграл эпизодическую роль молодого научного сотрудника. В том же году он снялся в небольшой роли Жюля Ландо в драме Александра Зархи «Анна Каренина», а спустя год – опять же в небольшой роли в мелодраме «Первая любовь».

Неудачный опыт работы в театре

Окончив в 1969 году училище, Кайдановский был принят в труппу Театра имени Вахтангова. Приглашение играть там было не случайным - молодого актера прочили на роль князя Мышкина в «Идиоте». Однако сыграть его ему так и не довелось. Как оказалось, первый исполнитель роли знаменитый актер Николай Гриценко никому не собирался ее уступать и, едва узнав о том, что какой-то вчерашний студент претендует на нее, сделал все от него зависящее, чтобы этого не произошло. Говорят, даже больной Гриценко вставал с постели и шел в театр - лишь бы не отдавать роль другому. И пришлось Кайдановскому играть роли типа «кушать подано». Так продолжалось до 1972 года.

А. Кайдановский вспоминал: «Вахтанговская "корпорация" отравила во мне любовь к театральной жизни: внутренние взаимоотношения в театре всегда строятся на каких-то отвратительных принципах, на том, что одним приходится унижать других. Я человек, по сути, свободный, мне не хотелось бы ни кого-то унижать, ни оказаться униженным. Поэтому из театра я ушел. Каким образом? Что делает актер, когда ему не дают играть? Он выпивает. И пару раз я выпил так основательно, что от меня поспешили избавиться».

Как вспоминал позднее сам актер, в те дни многим казалось, что он человек конченый: из театра выгнали, денег не было, в качестве жилплощади служил полуподвал. Рассказывает Александр Адабашьян: «Это было кошмарное помещение на первом этаже, похожее на бывшую дворницкую. Оно было ниже уровня земли: крохотная кухня с косым потолком, потолок образовывала лестница, а в той части, где лестница втыкалась в пол, было что-то вроде чуланчика. Он его с удовольствием открывал, показывал - пол прогнил, несло погребной сыростью, внизу стояла вода - и очень смешно описывал жилище, как квартиру в духе Достоевского. А тут же рядом стояла коляска с ребенком и какой-то обогреватель...» (В первом браке у Кайдановского родилась дочь Дарья..)

В те дни никто не верил в Кайдановского. Редкие роли, которые он играл в фильмах, оставались не замеченными зрителями. Михаил Ульянов даже советовал ему возвращаться обратно в Ростов и пытаться устроить свою судьбу там. Но молодой актер поступил по-своему - в 1973 году он ушел в армию.

Звездные работы в кино

Местом службы Александра Кайдановского стал кавалерийский полк при «Мосфильме». Именно тогда он и сыграл свою первую звездную роль - поручика Лемке в картине Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». В этом фильме Кайдановский создал неповторимый образ белогвардейца, который впоследствии многократно «тиражировался» многими режиссерами.

К концу 70-х Кайдановский был уже достаточно известным актером советского кино. На его счету были роли в картинах: «Бриллианты для диктатуры пролетариата», «Пропавшая экспедиция» (оба - 1975), «Золотая речка»(1976) и др.

Личная жизнь Кайдановского складывалась по законам артистической среды. Среди женщин, которых он любил, были в основном актрисы: сначала Валентина Малявина, затем Евгения Симонова. В браке с последней на свет появилась дочь Зоя.

В 1979 году Кайдановский сыграл главную роль в фильме Андрея Тарковского «Сталкер». Загадочный образ Сталкера стал вершиной его актерского пути, вместив в себя всю многосложность и трагедийность Кайдановского-художника, Кайдановского-человека. Своей феноменальной игрой актер просто завораживал зрителя. От него словно исходил какой-то магнетизм, не позволяющий ни на секунду расслабиться и оторваться от экрана.

Не зря имя Кайдановского всегда было окружено аурой мистики. Эпитеты «самый загадочный», «неземной», «сложный», «необъяснимый» подходят к нему как ни к кому другому. Можно смело сказать, что Кайдановский - самая неоднозначная личность в отечественном кинематографе. Удивительно, как в одном и том же человеке умещался аскет-философ, завораживающий загадочностью и сложностью душевных порывов, и простой, естественный в своих желаниях человек - такой же, как и все.

Режиссерская деятельность

Сказать, что «Сталкер» много дал Кайдановскому-актеру, было бы недостаточно. Работа с Тарковским пробудила в Александре новые творческие возможности. После этой картины Кайдановский уже не мыслил себя в рамках обыденных ролей, у него открылось "режиссерское зрение". В том же году он поступил на высшие курсы сценаристов и режиссеров, где его учителем был Тарковский. Однако их союз продолжался недолго: вскоре знаменитый режиссер навсегда покинул родину. Когда он прислал Кайдановскому в Москву приглашение сняться в «Ностальгии», актера к нему не выпустили.

Кто-то считал, что режиссура убила в нем актера. Но разве можно было вжиться в созданный образ больше, чем это делал Кайдановский-режиссер? «Всю работу по фильму он выполнял сам, - говорит жена Ирина. - Он не мог снимать фильм по чужому сценарию, потому что, прежде чем приступить к работе, он должен был прожить эту историю, и он проживал ее от начала до конца».

Дипломной работой Кайдановского был фильм «Простая смерть» (1985), по произведению Льва Николаевича Толстого «Смерть Ивана Ильича». Сегодня критики отзываются о «Простой смерти» как о «красивой аскетичной ленте, пронизанной мистикой и медитацией». Но тогда картину пришлось защищать на Госкомиссии от обвинений в «неслыханном физиологизме». Тогда именитые режиссеры заученно твердили о недопустимых бестактностях и нравственных вольностях, допущенных автором. Выйди «Простая смерть» хотя бы пятью годами ранее - лежать бы ей на полке. Но то были уже горбачевские времена, и поэтому картину не только не запретили, но даже отправили на кинофестиваль в испанский город Малага, где она была удостоена одного из призов.

До конца десятилетия Кайдановский снял еще два фильма: психологическую драму «Гость» по произведениям Борхеса и сюрреалистическую драму «Жена керосинщика».

Помимо режиссерской работы Александр продолжал играть в кино - в вольной экранизации книги Марка Твена «Новые приключения янки при дворе короля Артура», в детективе «Десять негритят», в польско-французской картине «Ноябрь», в испанской ленте «Дыхание дьявола».

Все фильмы, снятые Кайдановским, были проникнуты духом богоборчества и философскими поисками смысла. Последний его фильм «Восхождение к Эрхарду» (о борьбе между любовью к богу и любовью к человеку) так и не был закончен - этому помешали жизненные коллизии и смерть…

Последний год жизни

Последние 13 лет Кайдановский жил в коммунальной квартире на улице Воровского с котом Носферату и дворнягой Зиной. Где-то с середины 1995 года в его жизни стали происходить перемены к лучшему. Ему, наконец, выдали ордер на новую квартиру в Сивцевом Вражке. Он получил собственный курс на сценарном факультете ВГИКа, был приглашен в жюри Каннского фестиваля вместе с Катрин Денев и Клинтом Иствудом, готовился к съемкам во французском фильме «Восхождение к Эрхарту».

Наконец, за три недели до смерти Александр женился на 23-летней Инне Пиварс, с которой был знаком около двух лет... Но здоровье его было подорвано. Один за другим последовали два инфаркта. Третий и последний настиг актера утром 3 декабря 1995 года...

В результате трех инфарктов Александра Кайдановского не стало. Но с нами остались его работы, над которыми можно размышлять, открывая с каждым разом все новые грани человеческого бытия и его жизненных исканий. «Мне кажется, его до сих пор еще не оценили так, как он того стоит», - сказала директор киноклуба «АРС» Светлана Новикова. А на вопрос, кем же все-таки был Александр Кайдановский, жена Ирина ответила так: «Саша не любил, когда его подводили под определение или с кем-то сравнивали - он был неповторим, в этом и заключается его тайна». И мы с ней соглашаемся - непостижимо и неисчерпаемой тайной останется он для нас. Тайной, к которой мы можем приобщиться, но никогда - разгадать.

Игорь BIN

Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медия-Сервис-2000");
Федор Раззаков, «Звездные трагедии: загадки, судьбы и гибели». (стр.338-341);
Марина Шумейко, «Зона Александра Кайдановского» («Деловой Ростов» №435 http://www.gorodn.ru);
Антон Трубайчук, «Александр Кайдановский: чужой среди своих?» (Еженедельная газета «Городской дилижанс» http://www.chelpress.ru)

Rambler's Top100 Rambler's Top100