Опросы
Авторизация
Полезная информация
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Фантастическая драма"Сталкер"
Режиссер: Андрей Тарковский
Сценаристы: Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий, Андрей Тарковский
Оператор: Александр Княжинский. Композитор: Эдуард Артемьев
СССР. Производство: Мосфильм. 1979. 2 серии
Шедевр выдающегося режиссёра Андрея Тарковского, ставший этапным в мировом кинематографе. В основу картины легла повесть братьев Стругацких «Пикник на обочине» полностью переработанная писателями в соавторстве с Тарковским. Действие фильма разворачивается в некой аномальной Зоне, в центре которой находится комната, где исполняются самые потаённые желания. Проводник по прозвищу Сталкер ведёт в эту комнату двух человек – авторитетного Профессора и модного Писателя…
Премьера: июль 1979, 19 мая 1980
Награды:
Персонажи:
История создания
История подготовки сценария фильма «Сталкер» и его съёмок интересна и необычна. Ещё в 1974 году Андрей Тарковский сообщил братьям Стругацким о своём желании экранизировать их повесть «Пикник на обочине». В конце 1975 года он вместе с авторами взялся за написание сценария, который поначалу носил название «Машина желаний», а в феврале 1976 года получил от Госкино разрешение на начало съёмок. Сценарий картины несколько раз претерпевал изменения, Тарковский добивался устранения «пестроты» и старался «ускучнить» действие.
В конце 1976 года Тарковский определился с исполнителями главных ролей, которыми стали давно знакомые ему Анатолий Солоницын, Николай Гринько, Георгий Рерберг, Эдуард Артемьев и Людмила Фейгинова. А в феврале 1977 года начались съёмки. Стоит отметить, что будущий фильм уже на этом этапе был закуплен западным кинопрокатчиком Гамбаровым – настолько авторитетно было на Западе имя Тарковского. В качестве оплаты была поставлена дефицитная в Советском Союзе и отличающаяся высоким качеством плёнка «Кодак». Однако Госкино, получив её, большую часть отдало Сергею Бондарчуку для съёмок фильма «Степь» и Михалкову-Кончаловскому для фильма «Сибириада». Тарковский получил лишь остатки.
Съёмки фильма продвигались тяжело, Тарковского многое в их ходе не устраивало. Видимо он понимал, что выходит совсем не то, что он хотел. А итогом всего стало происшествие, случившееся во время проявки плёнки на Мосфильме в августе 1977 года. Почти весь отснятый материал безвозвратно погиб. Что это было? Версии выдвигались разные, но, скорее всего, причиной стало обычное халатное обращение технических работников. Как бы то ни было, Госкино неожиданно пошло навстречу режиссёру, и выделило дополнительные средства на возобновление работы. Мало того, Тарковскому разрешили расширить картину до двухсерийной.
Вновь взявшись за съёмки, Андрей Тарковский сменил часть съёмочной команды (прежде всего - оператора) и в очередной раз сел за переделку сценария. Теперь из сценария ушла практически вся фантастическая составляющая, а упор делался на философское осмысление происходящего. Изменился и характер главного героя Сталкера, который приобрёл черты некоего юродивого. Под это был изменён и состав исполнителей. На роль Сталкера был утверждён Александр Кайдановский, а на роль его жены – Алиса Фрейндлих, которые ранее не работали с Тарковским.
Место для съёмок было выбрано в Эстонии, на реке Ягале недалеко от Таллина. Рядом находилась старая разрушенная электростанция, а выше по течению какой-то завод спускал в реку сточные воды, вызывая бурление воды. Это показалось Тарковскому очень правдоподобным. А вот окружающую природу он приказал «переделать». Были убраны все цветы за исключением белых, деревья и кусты опрыскивались чем-то серым, приглушая зелёный цвет и делая его более тревожным. Ощущение тревоги достигалось и применением при съёмке специальных фильтров.
Сами съёмки производились очень тщательно, Тарковский добивался абсолютной точности исполнения его указаний, при этом ища в процессе съёмок новые детали и что-то добавляя. О тщательности работы рассказывала в своих воспоминаниях и Алиса Фрейндлих. Она отмечала, что в кадре не было никакой бутафории, настоящими на съёмочной площадке были и потёки на стенах, и гнилая вода в лужах, и даже паутина, которую специально выращивали. Ведь всё это, по мнению режиссёра, и создавало необходимую атмосферу. Андрей Солоницын в своих воспоминаниях сравнивал Тарковского с живописцем, медленно и тщательно выписывающим своё полотно, и признавался, что работать с ним было мучительно тяжело, но зато он знал, какой кайф от сделанного получишь в конце!
Первый закрытый показ фильма «Сталкер» прошёл 25 мая 1979 года в студии «Мосфильм». В июле 1979 года состоялась премьера фильма в трёх кинотеатрах Томска, а московской премьеры пришлось ждать ещё год. Она состоялась в мае 1980 года в кинотеатре «Мир»..
Шедевр от Мастера
Ни один из фильмов, снятых Тарковским по произведениям, по большому счёту не являлся их экранизацией. Произведения брались за основу, а далее уже был Тарковский, его видение, его мысли. В «Сталкере» он пошёл ещё дальше, - практически полностью отошедши от первоисточника, режиссёр создал собственное законченное, глубоко-философское произведение. Тарковский и сам признавался, что фантастическая ситуация в «Сталкере» (как и в ранее созданном им «Солярисе») его привлекала меньше всего. Она использовалась им лишь потому, что помогала «наиболее выпукло и рельефно обозначить основной нравственный конфликт». Потому от «Пикника на обочине» осталась, разве что, сама Зона, возникшая на месте падения метеорита – аномальное место, наполненное ловушками, опасными для человека. В книге Зона хранила артефакт «Золотой шар», исполняющий желания. В фильме им стала некая Комната. Причем желания исполнялись не любые, а самые сокровенные, о которых человек, может быть, сам и не знал.
Тарковский абстрагировался от места и времени действия, а также от имён персонажей. Его героями стали Писатель и Профессор, желающие попасть в Зону, и проводник, которого называли Сталкер. Большую часть повествования составил путь героев к заветной Комнате. Неторопливое, даже тягучее действие фильма наполнили диалоги персонажей, их размышления и монологи. В этих разговорах демонстрировалось столкновение рационального и иррационального, материального и духовного, наукой и верой. Духовность и Христианство стали основными мотивами картины. Явственно угадывались христианские отсылки: библейские тексты неоднократно цитировались и самими героями, и голосом за кадром, Писатель насвистывал мелодию из арии Баха «Страсти по Матфею», а некоторые сцены были созвучны сценам из Евангелия.
В финале герои, попадая в Комнату, отказывались от своих намерений. Писатель передумывал загадывать желание, видимо, будучи не уверенным в своих потаённых желаниях. Профессор же, оказывается, направлялся в Зону с целью разрушения Комнаты. Но Сталкер убеждал его, что человека нельзя оставлять без надежды. К тому же становилось ясно, что использовать Комнату в своих корыстных целях невозможно, поэтому в итоге Профессор уничтожал бомбу…
Сам Тарковский так выразил идею своей картины: «Мне важно установить в этом фильме то специфически-человеческое, неразложимое, что кристаллизуется в душе каждого и составляет его ценность. Ведь при всём том, что внешне герои, казалось бы, терпят фиаско, на самом деле каждый из них обретает нечто более важное: веру, ощущение в себе самого главного. Это главное живет в каждом человеке».
Фильм Тарковского «Сталкер» стал этапным не только в отечественном, но и в мировом кинематографе, оказав на него существенное влияние. Впоследствии режиссёры неоднократно прибегали к идеям Тарковского, создавая свои картины.
Игорь BIN
Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы
Использованные материалы:
Сандлер А.М., «Мир и фильмы Андрея Тарковского». М.: Искусство, 1991, стр. 322.
Фёдор Раззаков, «Чтобы люди помнили», М.:Эксмо, 2004, стр. 566-568
Дмитрий Быков, «Стругацкие. „Пикник на обочине“ - вся правда об СССР», http://www.pryamaya.ru
«Анатолий Солоницын. Я всего лишь трубач...» Н. Новгород, ДЕКОМ, 2000