Опросы

Нравится наш новый дизайн?

.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.

Фантастическая мелодрама "Человек-амфибия"

Режиссёры: Геннадий Казанский, Владимир Чеботарёв.
Сценаристы: Акиба Гольбурт, Александр Ксенофонтов, Алексей Каплер.
Оператор: Эдуард Розовский. Композитор: Андрей Петров.
Художники: Всеволод Улитко, Тамара Васильковская.
СССР. Производство: Ленфильм. 1961.

Человек-амфибияРомантическая драма, поставленная по мотивам фантастического романа Александра Беляева «Человек-амфибия». В далёкой южной стране в море появляется таинственное существо, некий «морской дьявол». Им оказывается юноша по имени Ихтиандр. Благодаря экспериментам доктора Сальватора по пересадке органов, он обладает и лёгкими, и жабрами акулы, что позволяет ему дышать на суше и в воде. Владелец артели ловцов жемчуга Педро Зурита решает поймать его и приспособить к своему делу. А Ихтиандр, тем временем, влюбляется в красавицу Гуттиэре...

Премьера: 3 января 1962.

Награды:
Серебряный приз Международного фестиваля научно-фантастических фильмов в Триесте (1963)

Лидер советского проката 1962 года – 65,4 млн. зрителей.

Герои фильма:
Ихтиандр Сальватор (Владимир Коренев, озвучивание - Юрий Родионов)
Гуттиэре (Анастасия Вертинская)
Педро Зурита (Михаил Козаков)
доктор Сальватор (Николай Симонов)
старый Бальтазар, отец Гуттиэре (Анатолий Смиранин)
Ольсен, журналист (Владлен Давыдов)

Другие персонажи:

Кристо, пловец, которого Зурита выбросил за борт (Альберт Антонян)
Карлос, охранник тюрьмы (Станислав Чекан)
певица (Нина Большакова)
исполнитель танца на празднике "Чёрных скал" (Владимир Кудряшов)
исполнительца танца на празднике "Чёрных скал" (Ирина Орлик)
боцман (Михаил Медведев)
матрос Зуриты (Николай Кузьмин)

торговец рыбой (Юрий Медведев)
мать Зуриты (Анна Никритина)
начальник охраны тюрьмы (Сергей Боярский)
охранник тюрьмы (Анатолий Столбов)
полицейский (Александр Захаров)
полицейский (Игнат Лейрер)
мальчик-газетчик (Тито Ромалио)

Эпизоды: Георгий Тусузов и др.

Обруганный критиками и горячо любимый зрителями фильм

Человек-амфибияФантастический роман Александра Беляева «Человек-амфибия», выпущенный в 1927 году, приобрёл широкую известность и любовь читателей не только в нашей стране, но и за рубежом. Впервые об экранизации этого увлекательного произведения, наполненного приключениями и романтикой, задумались в 40-е годы в Голливуде. Но технический уровень того времени не мог обеспечить натурные подводные съёмки необходимого качества, и американские кинематографисты решили отказаться от экранизации.

В 1959 году идея поставить «Человека-амфибию» пришла к начинающему советскому режиссёру Владимиру Чеботарёву и молодому оператору Эдуарду Розовскому. Они только что закончили работу над историко-биографическим фильмом «Сын Иристона» (который стал для Чеботарёва режиссёрским дебютом в полнометражном кино) и решили замахнуться на знаменитый роман. Однако Ленфильма поначалу их инициативу не оценило. Причина была всё та же – сложность подводных съёмок, большие затраты на всевозможные эффекты. Лишь благодаря настойчивости Чеботарёва и Розовского им был дан зелёный свет на этот проект.

Человек-амфибияВ США, когда узнали, что русские приступают к съёмкам «Человека-амфибии», подняли наших кинематографистов на смех. Если уж сам Уолт Дисней отказался от экранизации, то куда уж русским с их допотопной техникой! Газета «Нью-Йорк Таймс» вышла со специальной статьёй на эту тему, где предрекался полный провал будущему фильму. Однако у Владимира Чеботарёва, имевшего опыт в научно-популярном кино, имелись свои идеи…

Но сначала об актёрах. Как говорил сам режиссёр, на главные роли Ихтиандра и Гуттиэре ему требовались «был парень, у которого в глазах море, и девушка, у которой в глазах небо». И такие нашлись! На роль Ихтиандра был утверждён молодой актёр Владимир Коренев. Он не только подходил по всем параметрам, но и был совершенно незнаком зрителям (до этого у актёра была лишь одна незначительная, эпизодическая роль в кино). И это тоже была одна из задумок режиссёра.

Человек-амфибияА вот на роль Гуттиэре Чеботарёв, напротив, пригласил уже состоявшуюся звезду отечественного кинематографа Анастасию Вертинскую, которая приобрела любовь миллионов зрителей после выхода на экраны фильма «Алые паруса», где она сыграла Ассоль.

На роль главного отрицательного героя Педро Зуриты первоначально рассматривался Ефим Копелян. Однако в итоге режиссёр остановил свой выбор на Михаиле Козакове, уже сыгравшем с десяток ролей в кино (в том числе главные роли в фильмах «Убийство на улице Данте» и «Евгения Гранде»). Козаков блестяще перевоплотился в данный образ, представив своего героя жестоким, вспыльчивым, бессердечным и беспринципным.

Съёмки фильма проходили в Баку (городские эпизоды) и на Черноморском побережье Крыма (морские и подводные сцены). Специально для съёмок в бухте Ласпи, что неподалёку от Севастополя, был огорожен сетями участок моря, куда были запущены редкие рыбы, установлены декорации морских звёзд и водорослей. Чтобы технически реализовать свои идеи, подводные съёмки были разделены на эпизоды, между которыми актёры могли отдохнуть, дыша воздухом из акваланга.

Человек-амфибияКонсультантами съёмок выступили первый чемпион СССР по подводному плаванию Рэм Стукалов и аквалангист Владлен Кебкало. Под их руководством Владимир Коренев и Анастасия Вертинская прошли специальное обучение подводному плаванию. Причём, стоит отметить, что до начала съёмок Анастасия совсем не умела плавать. В итоге же и Коренев и Вертинская самостоятельно выполняли в кадре разные трюки.

В эпизоде с нападением акулы поначалу планировали использовать муляж. Но в кадре это выглядело слишком неестественно. Выход нашёлся – на съёмки привезли настоящих черноморских акул, которые известны тем, что неопасны для человека. Правда их приходилось постоянно выводить из состояния покоя, создавать видимость агрессивности.

С костюмом Ихтиандра тоже всё было непросто. Один материал разбухал, другой растягивался в воде. После долгих поисков нашли выход – костюм сделали из ткани для женских колготок. А в качестве чешуек использовали старую киноплёнку. Каждую чешуйку (а их было около 10 тысяч штук для четырёх костюмов), покрывали перламутровой краской и пришивали вручную.

Человек-амфибияПосле выхода фильма «Человек-амфибия» на него обрушился шквал критики. В чём только не обвиняли создателей картины и актёров! По мнению критиков, фильм получился легковесным и третьесортным, излишне приключенческим в духе Тарзана, удручающе прямолинейным, где за внешней красивостью скрывается безвкусица. И т.д., и т.п. Статьи в газетах выходили одна за другой, словно авторы пытались перещеголять друг друга. Но кого интересовали их злобные мнения?!

Зрители же, напротив, полюбили этот добрый и светлый фильм сразу и всем сердцем. Романтика, любовь, приключения, великолепные подводные съёмки, обаятельные герои с одной стороны и препятствующие им злодеи с другой, плюс ко всему замечательная музыка и песни! Всё это обеспечило фильму просто оглушительный успех. Он не просто занял первое место в прокате 1962 года, но и опередил по количеству зрителей лидеров всех прошлых лет!

Ещё долгие десятилетия фильм «Человек-амфибия» пользовался устойчивым интересом у зрителей, причём не только в нашей стране, но и за рубежом. Его выделял известный голливудский режиссёр Квентин Тарантино, называя любимым русским фильмом. Картину отметили и в издании «Великие советские фильмы» от 2011 года, назвав её единственной удачной в художественном и постановочном отношении экранизацией беляевских произведений.

Фото из фильма
Постер фильма

Игорь BIN

Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.

Использованные материалы:
Фёдор Раззаков, «Наше любимое кино о любви», М. ЭКСМО, 2005, стр. 268-279