Опросы

Нравится наш новый дизайн?

Николай Губенко_Фото_Актеры советского и российского кино

Фото Николая Губенко

Фильмография:

1962-1964 Мне двадцать лет
1964 Пядь земли
1964 Пока фронт в обороне
1964 Когда улетают аисты
1966 Последний жулик
1966 Мальчик и девочка
1967 Первый курьер (СССР, Болгария)
1967 Пароль не нужен
1967 Начало неведомого века
1969 Золотые ворота
1969 Директор
1969 Дворянское гнездо
1971 Пришёл солдат с фронта
1974 Если хочешь быть счастливым
1975 Прошу слова
1975 Они сражались за Родину
1976 Подранки
1988 Запретная зона

Режиссёр:
1968 Настасья и Фомка - короткометражный
1971 Пришёл солдат с фронта
1974 Если хочешь быть счастливым
1976 Подранки
1980 Из жизни отдыхающих
1983 И жизнь, и слёзы, и любовь
1988 Запретная зона

Сценарист:
1971 Пришёл солдат с фронта
1974 Если хочешь быть счастливым
1976 Подранки
1980 Из жизни отдыхающих
1983 И жизнь, и слёзы, и любовь
1988 Запретная зона



ГУБЕНКО
Николай Николаевич

17.08.1941, Одесса – 16.08.2020, Москва

Народный артист РСФСР (1985)
Заслуженный артист РСФСР (1974)
Лауреат премии «За лучшую мужскую роль» III-го Всесоюзного кинофестиваляв (1968, за фильм «Пароль не нужен»)
Лауреат Премии Ленинского комсомола (1972)
Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1973, за фильм «Пришёл солдат с фронта»)
Кавалер ордена Искусств и литературы (1990, Франция)
Награждён Благодарностью Президента Российской Федерации за активное участие в организации и проведении мероприятий «Года Украины в Российской Федерации» (2003)
Кавалер Ордена Дружбы за активную законотворческую деятельность и многолетнюю добросовестную работу (2015)

Детство

Николай Губенко родился 17 августа 1941 года в Одессе. Причём появился он на свет в катакомбах, где приходилось укрываться мирным жителям от налётов фашистской авиации. Николай был пятым ребёнком в семье – у него было три старших сестры и брат. Мама Николая до войны работала конструктором на Одесском крекинг-заводе, а отец Николая служил бортмехаником бомбардировщика ТБ-3. Мальчику не довелось увидеть его - он погиб в бою под Ворошиловградом в 1942 году. В том же году Николай лишился и матери. Когда в Одессу пришли фашисты, ей предложили работу в комендатуре. Но женщина отказалась сотрудничать с оккупантами и была повешена.

Детей, оказавшихся сиротами, приютили разные семьи. Николая взяли к себе бабушка и дедушка, остальных – соседи. Так они выросли, не зная друг друга. О существовании брата и трёх сестёр Николай Губенко узнал лишь в 16 лет.

Послевоенные годы были тяжёлыми и голодными. Дедушке с бабушкой пришлось отдать внука в Одесскую спецшколу-интернат №5 для детей погибших офицеров. Там кормили не в пример лучше. Николай рассказывал, что впервые попробовал настоящее лакомство – борщ со сметаной.

Как и многие в те времена, бабушка и дедушка Коли жили впроголодь, из-за чего вскоре решили отдать внука в детдом –. Там он впервые попробовал блюдо, которое тогда казалось ему недоступным лакомством, – борщ со сметаной.

Позже Николая Губенко Затем перевели в Суворовское училище с углублённым изучением английского языка. После окончания он должен был стать военным переводчиком. Однако, в период учёбы юноша пристрастился к театру, посещая драмкружок. Он участвовал во всех постановках, а также играл в оркестре на кларнете. Не удивительно, что одноклассники дали ему прозвище Артист. Немаловажным моментом в дальнейшей судьбе Николая стало и решение Хрущова сократить армию на 300 тысяч человек. Одновременно был упразднён Военный институт иностранных языков, куда после окончания Суворовского училища должны были зачислить Николая. Таким образом сама судьба предопределила его актёрскую стезю.

Начало театральной карьеры

Закончив обучение в Суворовском училище, Николай поступил в театральную студию при Доме актёра. Там он получил первые профессиональные навыки. Одновременно юноша работал монтировщиком и машинистом сцены в Одесском театре юного зрителя. А в 1958 году его единственного из театральной студии зачислили в труппу вспомогательного состава ТЮЗа. На этой сцене начинающий актёр играл эпизодические роли, либо участвовал в массовке.

60-е годы – ВГИК, Таганка

В начале 60-х 20-летний Николай Губенко отправился в Москву. Там он подал документы во ВГИК и, преодолев колоссальный конкурс в 3 тысячи человек на место, поступил на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Николай рьяно взялся за учёбу. Параллельно он успевал заниматься в Государственном цирковом училище: для того чтобы научиться владеть своим телом, осваивал хождение по канату.

Будучи студентом, Николай Губенко дебютировал в кино. Причём начать свою кинокарьеру ему довелось у самого Марлена Хуциева в драме «Мне двадцать лет». Режиссёр заметил талантливого студента в постановке шиллеровских «Разбойниках» и пригласил его на роль Николая Фокина. Губенко впоследствии критично оценивал свой дебют: «Честно говоря, картина была хорошая, а я в ней – не очень».

Помимо спектакля «Разбойники» Николай Губенко играл и в других учебных постановках. Наиболее известная – главная роль в спектакле объединённой мастерской ВГИКа «Карьера Артура Уи» по пьесе Бертольда Брехта.

В 1964 году Николай Губенко окончил ВГИК и был принят в труппу театра на Таганке. Этой сцене он прослужил до 1968 года, сыграв ряд ярких ролей: Тригорин («Чайка»), Летчик («Добрый человек из Сезуана»), Печорин («Герой нашего времени») и др.

Киноработы в 60-е годы

В 60-е годы Николай Губенко регулярно снимался в кино. В год окончания ВГИКа он принял участие сразу в нескольких фильмах. Так в военной драме «Пока фронт в обороне», поставленной по мотивам рассказов Юрия Нагибина Губенко сыграл небольшую роль напившегося военного Бурьянова, в другом военном фильме «Пядь земли» исполнил эпизодическую роль раненого минометчика, а в фильме «Когда улетают аисты» его героем стал молдованин Раду. Спустя пару лет Николай Губенко снялся в главной роли в комедии «Последний жулик», создав образ жулика Пети Дачникова. Его герой выходит из тюрьмы и собирается вернуться к прежнему ремеслу, но оказывается перед фактом того, что деньги отменили. Все эти фильмы особого успеха не имели, и сегодня их мало кто помнит.

Первый большой успех к Николаю Губенко пришёл в 1967 году, когда вышел историко-приключенческий фильм режиссёра Бориса Григорьева «Пароль не нужен». Актёр сыграл в нём главную голь, воплотив на экране образ военачальника Гражданской войны Василия Константиновича Блюхера. Фильм повествовал о событиях в Дальневосточной республике в мае 1921 года. За эту роль Губенко был отмечен премией III-го Всесоюзного кинофестиваля, проходившего в 1968 году в Ленинграде.

Также можно отметить роль Николая Губенко в чёрно-белом фильме «Первый курьер» того же 1967 года. В этом довольно увлекательном историко-революционном детективе с элементами героической комедии актёр весьма убедительно создал образ уголовника с Молдаванки Яши-барончика.

Ещё одной этапной работой Николая Губенко стала главная роль в драме режиссёра Алексея Салтыкова «Директор» (1969). Его героем стал матрос Алексей Зворыкин, после окончания Гражданской войны назначенный директором автомобильного завода. Чтобы набраться опыта Зворыкин едет в США учиться у Форда, а, вернувшись, организует выпуск первой советской полуторки. Стоит отметить, что прототипом героя стал легендарный директор автозавода Иван Лихачев.

Личная жизнь

В конце 1960-х годов Николай Губенко женился. Его избранницей стала бывшая однокурсница по ВГИКу актриса Жанна Болотова. Вместе они прожили более пятидесяти лет. Детей в браке у них не было.

Начало режиссёрской карьеры

В определённый момент Николаю Губенко стало тесно в рамках актёрской профессии. В 1968 году он ушёл из театра на Таганке и поступил во ВГИК на отделение режиссуры. За один год он экстерном окончил его, после чего занялся новым для себя делом.

Его дебютом в качестве режиссёра стал короткометражный фильм «Настасья и Фомка». Чуть позже – в 1971 году Губенко поставил по собственному сценарию, написанному по мотивам рассказов Антонова, свою первую полнометражную киноленту – драму «Пришёл солдат с фронта». Сам же он исполнил в фильме главную роль - председателя колхоза Николая Максимовича Егорова. Этот фильм раскрыл Николая Губенко зрителям, как режиссёра и актёра, создающего сильное, глубоко национальное кино с широким русским народным характером.

Следующим фильмом Губенко стала мелодрама «Если хочешь быть счастливым». Примечательно, что главные роли в нём исполнили сам Губенко и его супруга Жанна Болотова. Фильм рассказал историю любви и семейной жизни лётчика-истребителя Андрея Родионова и телерепортёра Татьяны Родионовой. Главному герою по роду своей работы приходится много времени проводить вне дома, но он знает, что его всегда ждут, он нужен.

Продолжал Николай Губенко и в лентах других режиссёров. Так в 1075 году он принял участие в знаменитой военной киноэпопее Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину», сыграв роль лейтенанта Голощёкова.

«Подранки»

Самой пронзительной картиной Николая Губенко стала драма «Подранки», поставленная в 1976 году. Во многом она носила автобиографичный характер, ведь в сценарии он использовал собственные воспоминания о послевоенном детстве. Картина рассказывала историю семьи, в которой после гибели отца и матери остались сиротами четверо детей. Впрочем, эта история стала близкой очень многим, ведь она отразила судьбу целого поколения.

В качестве эпиграфа к «Подранкам» Губенко взял слова Александра Твардовского: «Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», очень точно отразившие общий посыл картины. Столь же точным стало и название – «Подранки» - как известно, это птицы с подбитым крылом. Именно такими зрители увидели юных героев картины. Для большей убедительности роли мальчишек исполнили настоящие детдомовцы

Главную взрослую роль писателя Алексея Бартенева, вспоминающего о своём детстве, сыграл популярный актёр Юозас Будрайтис. Николай Губенко и Жанна Болотова также снялись в картине. Губенко предстал в образе воспитателя интерната Григория Альбертовича Криворучко, а Болотова исполнила роль учительницы биологии Аллы Константиновны.

Известный режиссёр Глеб Панфилов так отзывался о работе Губенко: «Для меня Коля Губенко – огромного таланта художник, выдающийся русский артист. <…> Буквально на моих глазах рождался замысел фильма «Подранки», и я всячески этот замысел поддерживал, потому что для меня было очевидно – он идет от послевоенного детства, от боли, от искренности, от жизни. Я рад, что не обманулся. «Подранки» – один из лучших отечественных фильмов».

Фильм «Подранки» вызвал большой резонанс не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Он вошёл в основную программу Каннского кинофестиваля 1977 года, где произвёл впечатление на зрителей, взял призы МКФ в Чикаго, МКФ в Тегеране, МКФ в Сантарене и, наконец, Главный приз Всесоюзного кинофестиваля 1978 года.

Другие работы в кино

Следом за «Подранками» Николай Губенко поставил мелодраму «Из жизни отдыхающих». Этот фильм стал, своего рода, портретом эпохи конца 70-х. Поздняя осень на южном берегу Крыма, холодное море, скука, пёстрая публика пансионата с бесконечными разговорами, лёгким флиртом и т.п. На фоне этого разворачивалась история зарождения любви двух немолодых людей. Надежды Андреевны и Александра Сергеевича, которых сыграли Жанна Болотова и Регимантас Адомайтис. Сам Николай Губенко в фильме не снимался, но озвучил роль Адомайтиса.

Надо отметить, что Губенко обладал приятным, красивым голосом и не раз дублировал актёров как в своих фильмах, так и в картинах других режиссёров. Так он озвучивал персонажей Юозаса Будрайтиса в фильмах «Подранки» и «Бархатный сезон», Михаила Волонтира в остросюжетном фильме «В зоне особого внимания», Николая Пастухова в фильме «Несколько дней из жизни И.И. Обломова».

Но вернёмся к режиссёрской деятельности Николая Губенко. В 80-е годы он поставил ещё две картины. В 1984 году на экраны вышла мелодрама «И жизнь, и слёзы, и любовь» с Жанной Болотовой в главной роли. Действие картины разворачивалось в Доме ветеранов. Жанна Болотова создала образ главврача Варвары Дмитриевны, человека доброго, внимательного, помогающего старым людям вернуть интерес к жизни, веру в то, что ещё можно любить и быть любимым.

Последней работой Николая Губенко стала социальная драма «Запретная зона» (1988), рассказывающая председателе райисполкома Третьяковой, которой в работе по ликвидации последствий стихийного бедствия приходится сталкиваться с равнодушием людей. Главную роль вновь исполнила Жанна Болотова, а компанию ей составили именитые актёры Кирилл Лавров, Нонна Мордюкова, Иннокентий Смоктуновский и др. К сожалению, эта картина, не смотря на серьёзность поднимаемых вопросов, получилась слабее, нежели предыдущие работы Губенко.

Возвращение в Таганку

В 1980 году Николай Губенко вернулся в Театр на Таганке сначала в качестве актёра, а затем с 1987 года стал ещё и главным режиссёром.

В 1993 году в Театре на Таганке произошёл раскол. Начало положило возвращение в труппу в 1989 году Юрия Любимова. Он возглавил театр, но уже вскоре у него возник конфликт с частью актёров. В результате в октябре 1992 года в труппе было проведено тайное голосование, по итогам которого большинство высказалось за разделение. В апреле 1993 года был создан новый театр «Содружества актеров Таганки», который возглавил Николай Губенко. Основу труппы составили бывшие актёры Театра на Таганке.

В «Содружества актеров Таганки» Николай Губенко поставил спектакли: «Белые столбы» по произведениям Салтыкова-Щедрина (1994), «Четыре тоста за Победу» (1995), «Иванов» по Чехову (1997), «ВВС (Высоцкий Владимир Семенович)» (1998), «Афган» (1999), «Очень простая история» (2002), «Мисс и мафия» (2007), «Арена жизни» (2010).

Общественно-политическая деятельность

В 1989 году Николай Губенко был назначен министром культуры СССР и оставался им до 1991 года, до самого развала Советского Союза. Распад страны повлёк за собой экономический, социальный и культурный кризис. Николай Губенко перестал сниматься в кино и ставить фильмы. Он с болью отзывался о происходящем: «Для нас это несчастные годы. Чувствуешь, что Родина ушла. Иногда кажется, будто ты в эмиграции… Раньше русская культура утверждала, что «человек человеку брат», а сейчас всё больше художников внушают нам, что «человек человеку волк». Таков сегодня заказ денежного мешка. Талант, служащий злу, — страшная сила, и в массовом сознании нашего народа царит хаос».

Будучи человеком активной жизненной позиции, Николай Губенко не мог оставаться в стороне. Ещё с 1987 года он являлся членом КПСС, в 1990-м избирался в ЦК КПСС. После закрытия КПСС он вошёл в ряды КПРФ, в 90-е и 2000-е годы избирался в Государственную думу, с 1999—2003 работал председателем Комитета по культуре, в 2001-2006 годах - в Совете при президенте Российской Федерации по культуре и искусству. При этом Николай Губенко никогда не рвался к власти, а в политику шёл по личным убеждениям, желая сделать что-то полезное для страны в области культуры. Имея всегда своё мнение, он, случалось, конфликтовал. Так 25 мая 2002 года он был исключён из КПРФ за отказ уйти с поста председателя Комитета, но уже вскоре был восстановлен в партии.

В 2005 году Николай Губенко был избран в Московскую городскую думу. В 2009 году он стал заместителем председателя Мосгордумы и был переизбран на этот пост в 2014 году. В сентябре 2019 года Губенко был вновь избран депутатом и вице-спикером Московской городской Думы.

Николай Губенко ушёл из жизни 16 августа 2020 года после продолжительной болезни от остановки сердца. Похоронили его на Кунцевском кладбище.

Игорь BIN

Ольга Шмелева, «Он не был ни «левым», ни «правым», а всегда оставался послевоенным»: памяти Николая Губенко», 17 Августа 2020, https://www.mosfilm.ru;
материалы Википедии