Фильмография:
|
МОРДЮКОВА 25.11.1925, ст. Константиновская Донецкой обл. - 06.07.2008, Москва Народная артистка СССР (1974) Начало Нонна Мордюкова родилась 27 ноября 1925 года в станице Константиновская Донецкой области. В семье Мордюковых было шестеро детей, кроме Нонны росли еще два брата и три сестры. Отец Нонны был военным, мать работала в колхозе. Мать замечательно пела русские народные песни и романсы. Так как Нонна Мордюкова была старшей из детей, то все заботы по дому ложились именно на нее. О своем детстве Мордюкова вспоминала: «Еще маленькая была, а уже в поле тяжело работала, за скотиной смотрела, ведра тяжеленные с водой таскала. А тут братья да сестры пошли младшенькие — один за другим, один за другим. И потаскала я их на закорках, и понянчила вдоволь, и соплей по-навытирала...» В двенадцать лет Нонна Мордюкова начала мечтать о кинематографе. Однажды после просмотра фильма «Богдан Хмельницкий», в котором главную роль играл Николай Мордвинов, Мордюкова написала ему в Москву письмо. И что самое удивительное, Мордвинов ответил девочке. В своем письме он советовал по окончании школы попытаться поступить в Институт кинематографии (ВГИК). Во время войны семья Мордюковых пережила оккупацию. Окончив 10-й класс в Ейске в 1945 году, Нонна Мордюкова сразу решила ехать в Москву поступать учиться на артистку. С нехитрыми пожитками в деревянном чемодане и 16 рублями в кармане Ноне пришлось четверо суток добираться в товарном вагоне. На ней были галоши, надетые на толстые деревенские носки, так она и пришла во ВГИК, увидев там толпу городских, уверенных в себе, хорошо одетых юношей и девушек... К вступительным экзаменам во ВГИКе не готовилась: девчонка из казацкой станицы вместо басен и стихов развлекала приемную комиссию рассказами из сельской жизни: как хлеб сеют, как на гармони играют…И с первого захода стала студенткой престижного московского вуза! Училась она на «отлично», жила, как и другие иногородние студенты, в общежитии на станции Лосиноостровская. «Молодая гвардия» В 1947 году режиссер Сергей Герасимов начал снимать фильм «Молодая гвардия» и на роль Ульяны Громовой, героини Краснодонского подполья, взял второкурсницу Мордюкову. Съемки проходили в Краснодоне. Вместе с Мордюковой в «Молодой гвардии» снимались молодые актеры Сергей Бондарчук, Инна Макарова, Сергей Гурзо, Вячеслав Тихонов... В этой роли, сложно сочетавшей высокую романтику с достоверностью факта и биографии, чернокосая красавица-казачка была еще несколько скованной, что тем не менее не мешало ей с волнующей эмоциональностью сыграть в трагедийных сценах фильма. В судьбе молодогвардейки Ули заключалась частица судьбы Мордюковой, тысяч и тысяч ее сверстниц. Искренность начинающей актрисы искупала недостаток профессионализма. Эта роль так запомнилась зрителям, что десятилетия спустя, обращаясь к Мордюковой в многочисленных письмах, зрители называли ее Ульяной. Почти все участники «Молодой гвардии» получили Сталинские премии I степени, в том числе и Мордюкова. Вскоре Нонна Викторовна вышла замуж за Вячеслава Тихонова. В 1948 году у них родился мальчик Володя. После окончания ВГИКа начались их скитания по друзьям. Наконец Мордюкова получила крохотную комнатку в коммунальной квартире. Она сидела с ребенком, а Тихонов тем временем активно работал в кино и в Театре-студии киноактера. Мордюкова же после «Молодой гвардии» не снималась около пяти лет. Кино! Кино! И только кино! В 1950 году Мордюкова окончила институт и была принята в Театр-студию киноактера. Приглашать в кино ее не спешили: режиссеры продолжали видеть в молодой актрисе Улю Громову. Фильмов в ту пору снималось не так много и о большой роли приходилось только мечтать. Так что заметным событием стала исполненная Мордюковой эпизодическая роль колхозницы Насти Огородниковой в фильме «Возвращение Василия Бортникова». Молодая актриса была настолько правдива и убедительна в этом образе, что В. Пудовкин хотел отдать ей главную роль. Замена тогда, к большому сожалению, не состоялась, но кинематограф открыл, наконец, актрису Мордюкову – режиссеры стали доверять ей главные роли. Удачей Нонны Мордюковой стала работа в фильме «Чужая родня» (1955, режиссер М. Швейцер), где она с большой достоверностью народной интонации и деревенской повадки сыграла Стешу Ряшкину. Героиня проходила путем долгого и мучительного перерождения, порывая ради любви к мужу связи со своей темной семьей стяжателей. Тяжесть и боль этого пути молодая актриса показала с потрясающей силой. Фильм, ставший во второй половине 50-х годов этапным, стал таковым и в судьбе Нонны Викторовны. 60-е годы В ряде ролей, в том числе и эпизодических, но запоминающихся, ярких, емких, стала определяться и актерская тема Нонны Мордюковой – тема простой и сильной женщины с трудной судьбой. Своими работами она вдохновила драматурга Б.Метальникова, написавшего специально для нее «Простую историю». Здесь Мордюкова исполнила одну из лучших своих ролей – молодую вдову Сашу Потапову, на чьи плечи нежданно легло бремя председательства в отстающем колхозе. Актриса играла драматизм и тяготы «светлого пути» из простых колхозниц в председатели, горечь безнадежной любви и – преображение души, обретение достоинства. В работе над ролью Мордюкова опиралась на впечатления детства, особенно же на опыт и биографию собственной матери. Тогда уже стало очевидным, что кинематограф обрел подлинно народную актрису – по корням своим, по жизненному опыту, по духу и мироощущению. Сама повадка и стать Нонны Мордюковой, южнорусские выразительные черты лица, сильный грудной голос тоже вполне соответствовали представлениям о женщине из народа. Более того, они формировали эти представления, делая Мордюкову актрисой-символом, знаком подлинности, народным достоянием. Большим актерским достижением Нонны Мордюковой стала и Доня Трубникова в фильме «Председатель», режиссера Салтыкова. По сюжету Доня была идеально отрицательным персонажем: жена единоличника, грубая, горластая спекулянтка, в довершение всего – прижившая ребенка от фашиста-оккупанта. Все это актриса подавала со свойственной ей психологической убедительностью, лишь исподволь – взглядом, интонацией – намечая второй план образа, драматизм и горечь Дониной судьбы.
А ее жэковская активистка Плющ из «Бриллиантовой руки», режиссера Леонида Гайдая стала злой сатирой на широко известный тип назойливой дамы-общественницы. Интересна работа Нонны Мордюковой в картине «Комиссар», где актриса неожиданно предстала в весьма неоднозначном образе женщины-комиссара Вавиловой, почти утратившей за годы Гражданской войны свою женскую сущность и вновь обретающую ее в материнстве. Режиссер тонко использовал присущее актрисе парадоксальное сочетание недюжинной силы и мягкой женственности. 70-80е годы
Это подтверждала и небольшая, но значительная роль солдатки Натальи в фильме «Они сражались за Родину», режиссера Сергея Бондарчука, сыгранная в блестящем дуэте с Василием Шукшиным. Конец 1970-х годов ознаменовался решительным поворотом в творческой биографии Нонны Мордюковой. Виктор Мережко предложил ей неожиданный драматургический материал, позволявший круто сменить амплуа. В фильме «Трясина» Мордюкова сыграла роль матери, чья слепая тираническая любовь толкала сына к дезертирству, а затем и к гибели. Актерская тема Нонны Мордюковой здесь буквально выворачивалась наизнанку, впервые эта органичная артистка со всей очевидностью играла роль. В историю кинематографа Мордюкова вошла как актриса, отвесившая пощечину самому Никите Михалкову! На съемках фильма «Родня» Михалков, желая добиться от Мордюковой более откровенной игры, сильно оскорбил актрису. В скандальной, скорой на суд Марии Коноваловой из «Родни» не сразу узнавалась знакомая и все же новая Мордюкова. Актриса играла на грани гротеска. Ее неврастенический темперамент, металлические зубы, громкий хохот и крик озадачивали, раздражали. Но за поступками этой деревенской тетки, неуклюже вторгающейся в городскую жизнь, в самом ее смешном и горестном несовпадении с этой жизнью зритель постепенно различает глубокую драму утраты связей, отрыва от корней всех, кого она пытается соединить в бездушном городском мире. Здесь нужна была именно Мордюкова с ее актерским багажом, с естественностью и природностью, все очевиднее конфликтовавшими с современностью. Неспроста после «Родни» ее приглашали лишь на случайные, эпизодические роли: режиссеры звали актрису «прийти и привнести» нечто свое в картины, где для нее не было реального сценарного материала. Именно поэтому в постсоветской России народная артистка, уйдя из театра почти и не снимаясь, жила встречами со зрителями, писала книгу воспоминаний «Не плачь, казачка» и представительствовала на фестивалях, осуществляя своим присутствием «связь времен». Даже картина «Мама», специально поставленная «на Мордюкову», лишь подчеркнула диссонанс актрисы с современным кино – предложенный драматургический материал не позволил развернуться ее незаурядному таланту. Еще одна попытка что-то сделать вразрез с главной темой Мордюковой (роль матери, погубившей сыновей) вновь не принесла удачи – что, конечно, не умаляет ее авторитета и значения как одной из выдающихся актрис современности. Личная жизнь Одними из главных черт своего характера сама Мордюкова считала наивность и доверчивость. И она была права! Будь актриса реалисткой, вряд ли отважилась бы отправиться из далекой Кубани в Москву. Мордюкова вышла замуж и родила сына от набиравшего тогда популярность актера Вячеслава Тихонова. Их брак продлился 13 лет, и все это время Мордюкова сожалела о своем поспешном замужестве. У Мордюковой к мужу всегда была масса претензий. Мол, он и «холодноватый», и «скучный», эгоист страшный. Нонна Викторовна с обидой вспоминала, как однажды бывший супруг забирал ее из больницы. «Одежды никакой не взял. Просто снял с себя плащ и накинул на меня... А вот бидончик для молока прихватил, чтобы на рынке потом купить - это его страсть! И что интересно: сам в машине сидит, а я побежала за молоком». Ангелом-хранителем семейства Мордюковой - Тихонова была мама актрисы, умолявшая дочь не уходить от мужа. На следующий день после похорон матери Мордюкова и Тихонов разошлись. Злые языки утверждают, что Нонна Викторовна была не промах, поколачивала любимых мужчин... Как-то Нонна Мордюкова пожаловалась: мол, «ухажеры всегда попадались какие-то неудачные». К ней, актрисе со всесоюзной славой, постоянно липли мужчины, желающие существовать за ее счет. Один из таких ухажеров, Борис Андроникашвили, не работал, зато с большим энтузиазмом тратил на застолья заработанные Мордюковой деньги. Отношения со следующим гражданским мужем, актером Владимиром Сошальским, просуществовали рекордно короткий срок - всего полгода... Впрочем, однажды судьба улыбнулась Нонне Викторовне. На съемках фильма «Простая история» ею заинтересовался Василий Шукшин. Поцелуев и вздохов при луне не было, но Шукшин не сводил с Мордюковой взгляда и часто повторял: «Ты - мой человек». А однажды заявил: «Я уже сказал своей невесте, что... люблю тебя! Теперь слово за тобой». Именно в этот период на съемки приехал тогдашний муж Мордюковой, Тихонов, с сыном. Вопрос был решен в пользу сохранения семьи. Вскоре Шукшин женился, потом развелся и создал семью с Лидией Федосеевой-Шукшиной. Этот несостоявшийся роман Мордюкова вспоминала с грустью: «Рванула бы я тогда - все было бы по-другому...» Сын, внуки, правнук... О своем единственном сыне, Владимире Тихонове, Нонна Викторовна не могла думать без боли - в 1990 году он умер от сердечной недостаточности, развившейся из-за употребления наркотиков. Мордюкова всегда считала себя ответственной матерью: «Когда сын еще в школе учился, лазала за ним по сиреневым кустам - следила. Волновалась: как бы в дурную компанию не попал», - расказывала она. Однако случилось самое худшее - Владимир «подсел на иглу». Долгое время Мордюкова не понимала, что происходит; а когда все открылось - было уже поздно… Навеки в памяти Последние годы Нонна Викторовна страдала разными заболеваниями, самым серьезным из которых был диабет. Сестра актрисы рассказывала: «Она очень мучилась, но до последнего своего мгновения продолжала репетировать, придумывала себе роли и мечтала, как бы она могла еще сыграть: она просто жила кинематографом». Нинна Викторовна ушла из жизни 6 июля в 10 часов вечера в московской больнице. Она ушла, но оставила нам замечательные фильмы, которые с трепетом смотрят вот уже несколько поколений зрителей. Ее, как актрису признали во всем мире, - редакционный совет английской энциклопедии «Кто есть кто» («Who is who») в 1992 году включил Мордюкову в десятку самых выдающихся актрис ХХ века. А еще в честь великой актрисы названа «звезда». И теперь с небес ярко сияет небольшое - 39 км в диаметре - светило «Нонна Мордюкова». Горбункова Юлия Использованные материалы: |