Опросы

Нравится наш новый дизайн?

Адомайтис Регимантас Войтек_Фото_Актеры советского и российского кино

Фото альбом

Фильмография:

Киноляпы:
Трест, который лопнул

АДОМАЙТИС
(Adomaitis)
Регимантас Войтек

Родился 31.01.1937, Шяуляй (Литва)

Народный артист СССР (1985)
Народный артист Литовской ССР (1979)
Заслуженный артист Литовской ССР (1973)
Лауреат Государственной премии Литовской ССР (1982)
Кавалер Почетного ордена Гедиминаса III степени (1997)

Биографические данные

Отец - Адомайтис Вайтскус (1898 г.рожд.). Мать - Адомайтене Котрина (1905 г.рожд.). Супруга - Баерите Еугения (1941 г.рожд.), певица Вильнюсской филармонии. Дети - Витаутас (1972 г.рожд.), Гедиминас (1977 г.рожд.), Миндаугас (1980 г. рожд.).

Окончил физико-математический факультет Вильнюсского университета (1959), затем - актерский факультет Литовской консерватории (1962). В 1962-1968 - актер Каунасского драматического театра, с 1968 - Академического театра драмы в Вильнюсе.

Первые роли в кино

Литовскую кинематографию Россия узнала по фильму Витаутаса Жалакявичюса «Никто не хотел умирать» и трем актерам - Будрайтису, Банионису и Адомайтису. Все они в скором времени станут звездами. Каждый из них выберет свой путь. В фильме «Никто не хотел умирать» Адомайтис играл анархиста и бунтаря, жаждущего мести и рвущегося в бой, не разбирая дороги и не задумываясь о тактике. У героя Адомайтиса правды не было - была энергия, и некуда было девать свою душевную пустоту.

Почти такой же образ Адомайтис играет и в своей следующей ленте «Восточный коридор» (1966), поставленной режиссером В. Виноградовым. Это история человека, живущего в оккупированном мире, где реальность постепенно становится ирреальной - в мире смещенных координат становится непонятно, кто друг, кто враг, кто подпольщик, кто предатель. В начале фильма невеста главного героя Ивана (роль которого играет Адомайтис) получает приказ от командира партизанского отряда зарубить Ивана топором, потому что он «гад». Казнь не состоится - Ивану удастся оправдаться перед ней. Далее он будет в одиночку пытаться отстоять свое доброе имя, очертя голову, бросаться взрывать, убивать, совершать диверсии. И конец его будет закономерен - он погибнет, ибо действия его потеряют всякий смысл.

В этих фильмах обозначилась главная тема Регимантаса Адомайтиса - несовпадение внешнего и внутреннего в его героях. И внешнее в его героях превалирует над внутренним и разрушает его.

70-е годы

Сразу после фильма «Никто не хотел умирать», который стал событием в кинематографе, духовной жизни общества, актера начинают приглашать многие кинематографисты. Он снялся в драме Ильи Рудаса «Игры взрослых людей», историко-революционной ленте Александра Гордона «Сергей Лазо», фильмах Альмантаса Грикявичюса «Чувства» и «Потерянный кров», героической киноповести Николы Корабова «Юлия Вревская», исторической драме Раймондаса Вабаласа «Камень на камень» и других.

Одна из наиболее ярких работ актера того периода – роль Эдмонда в фильме Григория Козинцева «Король Лир» В мрачной атмосфере картины Эдмонд Адомайтиса - смелый, темпераментный, неуклонно стремящийся к совершенству. Григорий Козинцев вспоминал: «Адомайтис после каждого кадра с трудом приходил в себя, подолгу вышагивал по площадке, все еще находясь во власти роли. Только так и можно сыграть смерть Эдмонда, вернее, момент его предсмертного прозрения».

Продолжалось сотрудничество Регимантаса Адомайтиса и с Витаутасом Жалакявичюсом. В 70-е годы Адомайтис снялся в его фильмах: «Это сладкое слово свобода», «Авария», «Кентавры».

Персонажи Адомайтиса были самыми разнообразными - Трапс, находящийся в постоянном компромиссе с собственной совестью («Авария»), неукротимый анархист Вольц, сдержанный и верный Раймер («Невеста»). При этом во всех картинах Адомайтис всегда имел свою точку зрения относительно создаваемого персонажа, старался найти свой метод его воплощения. Иногда он как бы сливался со своим героем, иногда - отстранялся от него, глядел на него со стороны, оправдывал его или осуждал. Симметричные, нормативные персонажи никогда не привлекали актера. Его захватывают моменты трагической правды.

80-е – 90-е

Регимантас Адомайтис в фильме Трест, который лопнулК началу 80-х Адомайтис стал одним из самых именитых литовских актеров, но настоящая всесоюзная слава пришла к актеру в начале 80-х. Именно тогда он сыграл гангстеров Таккера в комедии «Трест, который лопнул» (по произведениям О’Генри) и Моргана в приключенческом фильме «Мираж» (по детективу Чейза), хитрого следователя в ленте «Жизнь прекрасна», капиталистов Дэвида в фильме «Медовый месяц в Америке» и Бойлена в телесериале «Богач, бедняк...» (по одноименному роману Ирвина Шоу).

Благодаря этим ролям за актером закрепилось амплуа «хорошего, надежного мужика», этакого нордического молодца-удальца. При этом, играя отрицательные роли, Адомайтис казался положительным, добрым человеком, «своим». Он не нес в себе загадки, он нес в себе ясность. И все его гангстеры, капиталисты все равно в первую очередь оставались «хорошими мужиками», от них веяло надежностью.

В 1982 году Адомайтис вновь снялся у Жалакявичюса – в одном из самых лучших его фильмов – социально-бытовой драме «Извините, пожалуйста» в роли Шефа. Здесь Адомайтис по сути спародировал своих «крепких мужиков»

Со второй половины 80-х Адомайтису все чаще начинают предлагать стандартные роли «породистых» мужчин. Воплощать их на экране ему будет скучновато, хотя при этом он играл по-прежнему качественно, «на уровне». Тем не менее, удачами подобные роли в картинах «Из жизни отдыхающих», «Досье человека в «Мерседесе», «Матвеева радость» трудно назвать.

В новом тысячелетии

С конца 90-х Регимантас Адомайтис редко снимается в кино. Он играет на сцене Литовского национального театра, а свободное время проводит в своем загородном доме в 80 километрах от Вильнюса. Творческий труд актер с удовольствием чередует с физическим. Он ухаживает за садом и огородом, разводит цветы, занимается пчеловодством.

В 2002 году Адомайтис был приглашен на роль доктора Сальватора в экранизации знаменитого романа Александра Беляева «Человек-амфибия». Проект, на который было затрачено миллион долларов, обещал принести огромный успех. Вместо этого фильм, съемки которого были завершены в 2003 году, два года пролежал на полки из-за раздоров, возникших между его создателями. На экраны он наконец вышел лишь в июле 2005 года.

Игорь BIN

Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медиа-Сервис 2000);
Адомайтис Регимантас http://mediateka.km.ru;
Адомайтис Регимантас http://www.biograph.comstar.ru;
"Человека-амфибию" решили утопить. В телесетке. http://www.kp.ru