Опросы

Нравится наш новый дизайн?

Владимир Гардин_Фото_Актеры советского и российского кино

Фото Владимира
Гардина

Фильмография:

ГАРДИН
(Благонравов)
Владимир Ростиславович

18.01.1877, Москва (по другим данным - Тверь) – 29.05.1965, Ленинград

Народный артист РСФСР (1935)
Народный артист СССР (1947)
Кавалер Ордена «Знак Почёта» (1939, за роли в фильмах «Иудушка Головлёв» и «Враги»)
Кавалер Ордена Трудового Красного Знамени (1950)
Награждён медалями: «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «За оборону Ленинграда», «В память 250-летия Ленинграда»

Дореволюционная театральная карьера

Владимир Гардин родился 18 января 1877 года в семье офицера. Его точное место рождения неизвестно. По одним данным он появился на свет в Москве, по другим - в Твери. В 1894 году Владимир окончил Второй Московский кадетский корпус и Рижский политехникум (ныне Рижский технический университет). Затем он учился в Киевском военном училище, а после его окончания в 1896-1897 годах проходил военную службу.

Уволившись в запас, Владимир Гардин устроился работать младшим контролёром в Акцизном ведомстве, но вскоре молодого человека увлёк театр. Свой путь на сцене он начал в 1898 году, будучи принят в труппу антрепренёра Е. Славянского. В последующие годы его помотало по стране – Владимир Гардин выступал в любительских театрах Риги, Екатеринбурга, Перми, Одессы, Бендер, Юзовки, Кишинёва, Екатеринослава, сотрудничал с антрепризами В. Никонова в Гродно, Ефимова в Царицыне, В. Форкатти в Таганроге. Дольше всего - с 1902 по 1904 год – актёр задержался в Тифлисе. Именно там, в 1904 году, он сумел заключить договор с гастролирующим Санкт-Петербургским драматическим театром В. Ф. Комиссаржевской, после чего вместе с труппой направился в город на Неве.

В Драмтеатре Комиссаржевской Владимир Гардин прослужил два года. Самыми яркими его работами в этот период стали: Крогстад в спектакле «Кукольный дом» по пьесе Генрика Ибсена, Шалимов в спектакле «Дачники» по пьесе Максима Горького, Дулебов в спектакле «Таланты и поклонники» по пьесе Александра Островского. В 1906 году из за разногласий с руководителем театра Всеволодом Мейерхольдом Владимир Гардин покинул труппу.

Короткое время Владимир Гардин сотрудничал с Ново-Василеостровским театром под руководством Н. А. Попова, где в 1907 году сыграл роль Цыганова в спектакле «Варвары» по Максиму Горькому. В том же году он перебрался в городок Териоки к северу от Санкт-Петербурга (в советское время он был переименован в Зеленогорск, а в 90-е был включён в состав Курортного района Санкт-Петербурга). В Териоках Гардин организовал Свободный театр, где впервые попробовал свои силы в режиссуре. Под его руководством были осуществлены постановки произведений, отличающихся острой критикой господствующего класса - «Ткачи» Герхарта Гауптмана, «Савва» и «К звёздам» драматурга Леонида Андреева.

В 1908 году Владимир Гардин уехал в Париж, где организовал Русский театр. Там он вновь обратился к творчеству Леонида Андреева, поставив его пьесу «Жизнь человека», гневно обличающую буржуазное бытие, а также поставил запрещённую в Российской империи пьесу Генрика Ибсена «Привидения».

Вернувшись в 1908 году в Россию, Владимир Гардин последующие три года работал актёром и режиссёром в театрах Воронежа, Царицына и Саратова, а в 1912 году сыграл роль Феди Протасова в спектакле «Живой труп», поставленном в Московском театре Корша.

Дореволюционное кино

Театральная карьера Владимира Гардина закончилась в 1912 году, и причиной тому стал кинематограф. Новый, быстроразвивающийся вид искусства увлёк его, поманив новыми перспективами и возможностями. Первое соприкосновение с кинематографом состоялось в том же 1912 году, когда он снялся в исторической драме «1812 год», а в следующем 1913 году Владимир Гардин заключил контракт с фирмой «Тинар и Рейнгард» в качестве кинорежиссёра.

Дебютом Гардина на новом поприще стал поставленный им совместно с Яковым Протазановым фильм «Ключи счастья». Опытный Протазанов выступал в основном в качестве консультанта, а Гардин под его руководством постигал азы мастерства кинорежиссёра. Помимо этого Гардин исполнил и одну из ролей – Свирского. Фильм (который, к сожалению, не сохранился) получился удачным и имел большой коммерческий успех.

Вдохновлённый успехом, Владимир Гардин принялся за экранизацию знаменитого романа Льва Толстого «Анна Каренина», пригласив на главную роль Зою Бранцевич до этого не снимавшуюся в кино. Картина вышла на экраны в 1914 году, став первой самостоятельной работой Гардина и положив начало целой галерее экранизаций классических произведений. До революции 1917 года им были осуществлены постановки таких лент, как: «Дворянское гнездо» по одноименному роману Тургенева, «Приваловские миллионы» по одноименному роману Мамина-Сибиряка, «Петербургские трущобы» по приключенческому роману Крестовского, «Дикарка» по А.Н.Островскому, «Гранатовый браслет» по Куприну, «Война и мир» по роману Льва Толстого, «Барышня-крестьянка» по повести А.С.Пушкина.

В период Первой мировой войны Владимир Гардин поставил ряд фильмов на злободневную патриотическую тематику. И пусть большинство из них не отличались высоким качеством, но свою роль в поднятии духа населения они сыграли. Так снятый лишь за один день «Подвиг казака Кузьмы Крючкова» пользовался у зрителей огромной популярностью.

Эти и другие кинокартины сделали Владимира Гардина одним из ведущих режиссёров российского дореволюционного кино, принесли ему широчайшую известность. В некоторых Гардин снимался и сам, исполняя преимущественно небольшие характерные роли. Среди них: Бахарев в «Приваловских миллионах», Наполеон в фильме «Война и мир», Обертышев в фильме «Власть земли».

Документалистика

После революции Владимир Гардин сделал свой выбор в пользу Советской власти. Большевики видели кинематограф, как средство массового идеологического воздействия на население, и потому поначалу делали ставку на документальное кино. В этих условиях Гардин уже не обращался к классике, начал активно работать в жанрах документалистики, кинохроники и агитационного кино, став одним из «отцов» этого направления. Так в 1918 году им был сняты документальные ленты «День советской молодежи», «Девяносто шесть». В том же году он выступил в качестве организатора, а затем и первого директора Государственной школы кинематографии (ныне Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова) в Москве. В 1918-1919 годах Владимир Гардин являлся заведующим кинопроизводством кинофотоотдела Госкиношколы, а в 1920 году - заведующим Мастерскими кинорежиссуры Наркомпроса.

В тяжёлый для страны, голодный 1921 год, когда кинопропаганде уделялось приоритетное значение, Владимир Гардин выпустил документальный фильм «Голод… голод… голод…». Советское правительство демонстрировало эту ленту за рубежом для сбора средств в поддержку голодающих.

Режиссёрская деятельность в 20-е годы

С 1922 года экономическая и политическая обстановка в стране постепенно стала приходить в норму. Возможности кинематографа, как идеологического воздействия на массы, стали рассматриваться гораздо шире, нежели просто документалистика. Возник интерес к художественным лентам. В этих условиях Владимир Гардин, возглавивший в 1922 году киностудию Всеукраинского фотокиноуправления (ВУФКУ) в Одессе, отошёл от кинохроники и снова обратился к экранизациям. В основу своего нового фильма «Последняя ставка мистера Энниока» режиссёр решил положить рассказ Александра Грина «Жизнь Гнора». На главные роли он пригласил опытных актёров Иону Таланова и Олега Фрелиха, а также Зою Бранцевич, которая у него снималась в «Анне Карениной».

Экранизация рассказа Александра Грина получилась достаточно вольной: были изменены сюжетные линии, род деятельности главных героев, а главное – романтический настрой произведения был заменён на социально-политический, где упор делался на противостояние рабочих масс коварному буржую-фабриканту. Это вполне соответствовало духу того времени, однако к творчеству Грина не имело никакого отношения. Писатель, увидевший экранизацию, был возмущён этим и даже потребовал убрать свою фамилию из титров.

С 1924 года Владимир Гардин стал работать на киностудиях «Госкино» (позже «Ленфильм») и «Советская Белорусь» (ныне «Беларусьфильм»). До конца 20-х он поставил около двух десятков кинокартин, многие из них – по собственному сценарию. Среди них: драма «Помещик», политический памфлет «Слесарь и канцлер», сатирическая комедия «Карьера Спирьки Шпандыря», героико-приключенческий фильм «Кастусь Калиновский». Тематика картин была достаточно разнообразной, но все они носили ярко выраженный пропагандистский характер. Так в историко-биографическом фильме «Поэт и царь», посвящённом Александру Сергеевичу Пушкину, великий русский поэт и его друзья-литераторы представлялись, как непримиримые борцы с действующим строем, чуть ли не революционеры.

Довоенное звуковое кино

Режиссёрская карьера Владимира Гардина в кино завершилась с появлением звукового кино. Свою последнюю ленту «Песня весны» он поставил в 1929 году, после чего перешёл на актёрскую работу. Поначалу он появлялся на экране преимущественно в эпизодических ролях: заведующий конторой в драме «Счастливый Кент», доктор в историко-революционном фильме «По ту сторону», фабрикант в драме «Города и годы», генерал в военной драме «Снайпер» и др.

Первым большим актёрским успехом Владимира Гардина стала роль Порфирия Головлёва в драме режиссёра Александра Ивановского «Иудушка Головлев», поставленной по мотивам романа М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Возможности того времени не позволяли сделать полноценную многогранную экранизацию столь значительного произведения, потому создатели картины сосредоточились на одной сюжетной линии, связанной с Иудушкой. Они оказались правы: образ, созданный Владимиром Гардиным, оказался более чем удачным.

Вот как описывает работу актёра критик Ромил Соболев в книге «20 режиссёрских биографий»: «Гардин, следуя в основном толкованию образа, данного литературными критиками еще в прошлом веке, подчеркивает в Иудушке черты, характерные для вырождавшегося русского дворянства. «Голубая кровь», если она и была, давно уже выцвела, высокие понятия о чести и человеческом достоинстве утрачены, осталась мертвечина, мерзость. Эта драма целого сословия конкретна и своеобразна у Гардина. Не стоит проводить параллели между описаниями у Салтыкова-Щедрина и игрой Гардина, при всех совпадениях Иудушка из фильма по-иному гадок и страшен. Впечатляют даже фотографии Иудушки - Гардина. При повторных же просмотрах фильма неизменно поражает актерское мастерство. Крупные планы лица, «словно маслом подернутого», глаза — пустые, мутные, опасные, как у гадюки, невозможно забыть».

В 1933-1935 годы Владимир Гардин создал в кино ещё ряд заметных образов. Его героями становились: машинист Пущин в революционной драме режиссёра Павла Петрова-Бытова «Чудо», профессор консерватории Карл Францевич Виатачек в драме Марка Донского и Владимира Легошина «Песнь о счастьи», ученый-идеалист Джим Рипль в фантастическом фильме режиссёра Александра Андриевского «Гибель сенсации». За свои экранные работы Гардин в 1935 году первым из киноактёров был удостоен звания «Народный артист РСФСР».

В 1937 году Владимир Гардин снялся в историко-биографической ленте Абрама Народицкого «Юность поэта». Картина была приурочена к 100-летию со дня смерти великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина и рассказывала о лицейском периоде его жизни. Гардин исполнил там роль гувернёра лицея Густава Карловича Мейера. Фильм имел большой успех у зрителей. В отличие от уже упомянутой картины самого Гардина «Поэт и царь» идеологическая составляющая здесь была сведена к минимуму. Перед зрителями предстали просто талантливые, вольнолюбивые мальчишки с чистыми помыслами и устремлениями.

До начала войны Владимир Гардин также снялся в исторических фильмах: «Пугачев» (секретарь сената), «Пётр Первый» (граф Петр Андреевич Толстой), «Степан Разин» (боярин разбойного приказа Киврин), экранизации знаменитого рассказа Чехова «Человек в футляре» (директор гимназии Михаил Васильевич) и других кинолентах. Запоминающимся получился его персонаж в лирической музыкальной комедии Александра Ивановского «Антон Иванович сердится», рассказывающей о конфликте профессора консерватории, почитателя серьёзной классической музыки, и его дочери, влюблённой в оперетту. В этой весёлой ленте, вышедшей перед самой войной, Владимир Гардин создал образ великого композитора Иоганна-Себастьяна Баха, являющегося профессору во сне.

Годы войны и послевоенный период творчества

В самом начале Великой Отечественной войны Владимир Гардин снялся в киноальманахе «Боевой киносборник №2» в роли расстреливаемого. Впоследствии он вместе с женой актрисой Татьяной Булах в составе шефской фронтовой бригады «Ленфильма» выезжал на фронт, в госпитали. Оставшись в блокадном Ленинграде, Гардин вместе с другими артистами дал около 500 концертов как в самом городе, так и на передовой.

После окончания войны в 1946 году Владимир Гардин принял участие в съёмках фильма «Солистка балета», сыграв профессора консерватории Любомирского. А спустя год Владимир Ростиславович был удостоен почётного звания Народный артист СССР.

Последние работы актёра на экране состоялись в 1950 году: в шпионском фильме «Секретная миссия» он сыграл Диллона, а в киноповести «Огни Баку» - Верфильда

Скончался Владимир Гардин в Ленинграде 29 мая (по другим данным – 28 мая) 1965 года. Похоронен на Богословском кладбище.

Игорь BIN

Использованные материалы:
По материалам сети