Опросы
Авторизация
Полезная информация
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Биографический фильм "Поэт и царь"
Режиссеры: Владимир
Гардин, Евгений Червяков
Сценаристы: Евгений Червяков, Владимир Гардин
СССР. Производство: Совкино (Ленинград).1927
"Поэт и царь" Владимира Гардина и Евгения Червякова - первый полнометражный черно-белый немой фильм, посвященный Александру Сергеевичу Пушкину. В картине рассказывается о последних днях великого русского поэта.
Премьера: 20 сентября 1927
Фильм восстановлен в 1968 году на киностудии им. Горького. Режиссёр восстановления Александр Гинцбург.
Главные герои:
Александр Пушкин (Евгений
Червяков)
Наталья Гончарова (Ирина Володко)
Николай I (Константин Каренин)
барон Дантес (Борис Тамарин)
Другие персонажи
Вяземский (Л. Ткачев) |
Крылов (Анатолий Нелидов) |
Каковы времена, такое и кино
Фильм Владимира Гардина и Евгения Червякова является типичным продуктом своего времени. Создатели постарались противопоставить Пушкина самодержавию, изобразив это через чур прямолинейно и весьма далеко от реальности. Николай I в картине хитёр и коварен, да к тому же ещё и пытается ухаживать за Натальей Гончаровой. Создатели,таким образом, напрямую выставляют именно его виновником гибели поэта. Великосветское общество представлено исключительно в виде расуфыреных павлинов, злобных завистников, подхалимов и интриганов. Во всём этом виден примитивный социальный заказ, что вполне характерно для кинематографа тех лет.
Образ самого Пушкина чрезвычайно неудачен. И дело тут даже не в весьма относительном внешнем сходстве, а в его поведении, жестах, словах и выражениях. На экране мы видим манерного типа, периодически принимающего картинные позы, почему-то разговаривающего стихами (видимо, по мнению режиссёров, именно так должен разговаривать поэт) и хамящего царю (так ему сатрапу!). Впрочем, это не удивительно, каждое поколение создаёт кумиров по своему видению.
Ещё хуже изображена Наталья Гончарова. Портретного сходства тут нет и в помине. Мало того, вместо прекрасной женщины, которой Пушкин посвящал великолепные строки, на экране появляется легкомысленная особа, выглядящая по-мещански бесвкусно и вульгарно и стреляющая жутко подведёнными глазами. Конечно, такой образ в определённой степени слеплен по законам жанра немого кинематографа. но, извините, эта мадам никак не может быть Натальей Гончаровой.
Выйдя на экраны, фильм подвергся большой критике. Тем не менее, у простых зрителей он пользовался успехом. Впрочем, это не удивительно - сыграла свою роль социальная ориентация. Неискушённый зритель видел на экране пламенного борца с проклятым самодержавием, который вел себя просто и понятно. Что ещё надо...
Игорь BIN
Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.