Опросы

Нравится наш новый дизайн?

.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.

Приключенческий фильм "Узник замка Иф"

Режиссер: Георгий Юнгвальд-Хилькевич
Сценаристы: Марк Захаров, Георгий Юнгвальд-Хилькевич.
Оператор: Феликс Гилевич. Композитор: Александр Градский
СССР. Производство: Одесская киностудия. 1988. 3 серии

Узник замка Иф Экранизация всемирно известного романа Александра Дюма «Граф Монте-Кристо». Главного героя Эдмона Дантеса прямо во время свадьбы арестовывают по ложному обвинению, которое состряпали его недруги. В результате он на долгие годы становится узником тюрьмы, расположенной в мрачном замке Иф посреди моря. Там Эдмон знакомится с другим заключённым – аббатом Фариа, который становится ему другом и наставником. Фариа раскрывает Эдмону глаза на обстоятельства ареста, а также подсказывает путь к спасению и обогащению. Вырвавшись на свободу, Эдмон Дантес под именем графа Монте-Кристо приступает к возмездию…

Фильм состоит из трёх серий: «Аббат Фариа» (пребывание Эдмона Дантеса в тюрьме, знакомство с аббатом Фариа, воспоминания о прежней жизни, побег из тюрьмы), «Граф Монте-Кристо» (превращение Эдмона Дантеса в графа Монте-Кристо, встреча с Кадруссом, пребывание Монте-Кристо в Риме, знакомство с Альбером де Морсером), «Аз воздам» (приезд графа Монте-Кристо в Париж, вершимое им возмездие).

Премьера: февраль 1989

Главные герои:
граф Монте-Кристо (Виктор Авилов)
Мерседес (Анна Самохина)
юный Эдмон Дантес / Альбер де Морсер (Евгений Дворжецкий)
Фернан Мондего, граф де Морсер (Михаил Боярский)
граф де Вильфор, королевский прокурор (Арнис Лицитис, озвучание - Алексей Инжеватов)
барон Данглар, банкир (Алексей Жарков)
Аббат Фариа (Алексей Петренко)
Гайде (Надира Мирзаева)

Другие персонажи:

Кадрусс (Всеволод Шиловский)
Бертуччо (Владимир Стеклов)
госпожа Элоиз де Вильфор (Валентина Воилкова)
Максимилиан Моррель (Петерис Гаудиньш, озвучание - Андрей Градов)
Пьер Моррель (Игорь Богодух)
Луиджи Вампа, разбойник (Евгений Платохин)
Батистен (Юрий Дубровин)
Бошан (Николай Кочегаров)
Карконта (Наталья Позднякова)
Эжени Данглар (Яна Поплавская)
Ювелир (Владимир Портнов)
Жюли (Надежда Резон)
Эрмина Данглар (Светлана Смирнова)

Бендетто (Игорь Скляр)
Валентина де Вильфор (Юлле Синисалу)
Артаньяк (Георгий Юнгвальд-Хилькевич)
Ли (Вячеслав Цой)
Дебре (Олег Шкловский)
Франц Д'Эпине (Сергей Шенталинский)
комендант Бертье (Гиви Лежава, озвучание - Алексей Булдаков)
комиссар полиции (Александр Сластин)
тюремщик (Юрий Рудченко)
банкир Данглара (Петр Шидывар)
маленькая Гайде (Катя Ермолаева)
скрипач (Александр Марьясин)

балет гран па-де-катр : Елена Каменских-Барановская, О. Тозыякова, С. Голохвостова, Валерия Сотникова
эпизоды: Асхаб Абакаров, Елена Чекан, Александр Вигдоров, Виктор Павловский, Аркадий Шалолашвили, Павел Корнаков

Любовь, месть и прощение

Узник замка ИфЗнаменитый роман Александра Дюма «Граф Монте-Кристо» неоднократно экранизировался кинематографистами разных стран. В Советском Союзе (да и во всём мире) наибольшей популярностью пользовалась экранизация 1953 года режиссёра Робера Вернея с Жаном Маре в главной роли. Георгий Юнгвальд-Хилькевич, приступая к съёмкам своего фильма, не мог не учитывать этого. Основной задачей стояло найти образ главного героя. И в этом Юнгвальд-Хилькевич не пошёл по пути копирования французского образца, считая, что нужно найти нечто иное, более близкое советскому зрителю. Если в итало-французском фильме главную роль исполнял один актёр, то Юнгвальд-Хилькевич пошёл по пути разделения этого образа, справедливо полагая, что Эдмон Дантес до и после попадания в тюрьму – это, по сути, два разных человека.

Вот что рассказывает по этому поводу сам Георгий Эмильевич: «мне не нужен был Жан Маре, который у советских зрителей всегда ассоциировался с графом Монте-Кристо. В нашей стране человек, незаслуженно, по навету, осужденный и просидевший в тюрьме 14 лет, не может выйти оттуда еще прекраснее, лучше и совершеннее. В стране, где ни за что отсидело 20 миллионов, об этом знали не понаслышке...»

Таким образом, Эдмон Дантес до тюрьмы должен был выглядеть восторженным молодым человеком, который верит в любовь, дружбу, справедливость. А вот после тюрьмы, по выражению самого Юнгвальд-Хилькевича, перед зрителями должен был явиться «человек-топор - потерявший все чувства, кроме жажды мести». И с этим у режиссёра вышли трудности. В поиске нужного актёра Юнгвальд-Хилькевичу помог журнал «Театр», в котором он увидел фотографию Виктора Авилова и сообщение о том, что «в Театре на Юго-Западе роль Гамлета играет непрофессиональный актёр». Георгий Эмильевич отправился на спектакль и убедился – этот то, что он так долго искал. Виктор Авилов поразил его (а впоследствии и миллионы зрителей). Своим выразительным, магнетическим взглядом, внутренней силой, ослепительной улыбкой, сумасшедшим мужским обаянием. При этом актёр имел худое, измождённое лицо, вполне соответствующее образу Эдмона Дантеса, просидевшему 14 лет в тюрьме. Такое лицо, увидев один раз, невозможно было забыть.

Узник замка ИфСам Авилов к вызову на пробы отнёсся с иронией и юмором. Ведь до этого графа Монте-Кристо всегда играли красавцы-актёры. Его же, по всем принятым нормам, никак нельзя было считать красивым. Ну, как тут тягаться с тем же Жаном Маре?! Но проведённые пробы окончательно убедили всех в правильности выбора Юнгвальд-Хилькевича. Руководитель Госкино Армен Николаевич Медведев, посмотрев их, сказал: «Потрясающе! Ты выиграл, снимай!».

Как уже говорилось, молодой Эдмон Дантес должен был быть противоположностью графу Монте-Кристо. При этом было необходимо и внешнее сходство, и что-то внутреннее, что должно было соединять их в единый образ. Выбор Юнгвальд-Хилькевича пал на Евгения Дворжецкого, который, помимо этого исполнил ещё одну роль – Альбера де Морсера – сына Мерседес. В романе Дюма ни слова не говорилось о сходстве между Эдмоном и Альбером – это явилось авторским вымыслом создателей фильма. Но вымысел оказался удачным, придающим особый смысл фильму.

Соперником Эдмона Дантеса на любовной стезе в романе был Фернан де Морсер. Режиссёру предстояло найти очень яркого и эффектного актёра, чтобы у зрителя не возникало вопросов, почему Мерседес всё-таки забыла своего любимого. Как нельзя лучше на эту роль подошёл всенародно любимый д’Артаньян Михаил Боярский, который и создал образ темпераментного, жгучего красавца, обуреваемого страстью к Мерседес.

Узник замка ИфРоль красавицы Мерседес Георгий Юнгвальд-Хилькевич доверил не известной на тот момент зрителям молодой актрисе Анне Самохиной. Образ непростой – поначалу девушка, всем сердцем влюблённая в Эдмона, затем женщина, отчаявшаяся ждать своего возлюбленного и нашедшая утешение в лице Альбера, и, наконец, мать, готовая жертвовать чем угодно ради своего сына. И во всех ипостасях Анна Самохина была очень убедительна.

Так же как и с ролью Графа Монте-Кристо, Георгий Юнгвальд-Хилькевич долго не мог определиться с исполнительницей на роль Гайде.

Георгий Эмильевич вспоминает: «…я не мог найти актрису на роль Гайде, чьи глаза не светились бы огнем эмансипации, и по взгляду которой было бы ясно: за любимого мужчину она отдаст жизнь, не задумываясь. В отличие от Мерседес, которая, думая, что Дантес погиб, страдала, но все-таки вышла замуж за Морсера, Гайде, узнав о смерти любимого, в ту же минуту прекратила бы свое существование. Такая женщина любит только одного и только раз в жизни. В общем, это должна была быть абсолютная мечта любого мужчины: преданная, любящая бесконечно и самоотреченно».

Просмотрев немало московских актрис, Юнгвальд-Хилькевич вместе с женой Татьяной Черновой, которая работала у него ассистенткой, отправились в Ташкент. Там, в местном хореографическом училище, он и повстречал Надиру Мирзаеву. Это была та самая «мечта любого мужчины», которую искал режиссёр. Она идеально подходила на роль, но снимать её Юнгвальд-Хилькевич не захотел – он сразу понял, что не сможет устоять перед ней, и это станет концом его брака. Татьяна же всячески настаивала на кандидатуре Надиры, и Георгий Эмильевич в итоге сдался, токо заметил при этом: «…возьму, конечно, раз ты так настаиваешь, но за себя не ручаюсь…».

Узник замка ИфЗабегая вперёд, стоит отметить, что бурный роман между ним и Надирой Мирзаевой всё-таки состоялся. Затем были шесть лет жизни на две семьи, а в середине 90-х Георгий Эмильевич и Надира Мирзаева официально закрепили свои отношения узами брака…

Образ Гайде, созданный Надирой Мирзаевой, оказался большой удачей фильма и имел огромное значение – именно благодаря ей началось возрождение Монте-Кристо к жизни. Зашедший в своей мести до такого момента, когда возникла угроза ни в чём не повинным людям, он сумел вовремя остановиться, а Гайде сумела пробудить в «человеке-топоре» новую любовь. И финальная сцена, где Монте-Кристо стоя с Гайде на палубе корабля, благодарит Бога, просто прекрасна.

Великолепен и остальной подбор актёров – Алексей Жарков в роли коварного, завистливого интригана Данглара, Всеволод Шиловский в роли жадного Кадруса, Арнис Лицитис в роли порочного прокурора Вильфора, Игорь Скляр в образе нервного Бенедетто, Евгений Платохин в образе жуткого разбойника Луиджи Вампа и многие другие. Отдельно стоит упомянуть Алексея Петренко, создавший образ аббата Фариа. Его герой – по истине геловек-глыба - стал настоящим наставником и духовной опорой для отчаявшегося Эдмона Дантеса, помог разобраться в прошлом, заставил поверить в будущее. Именно благодаря ему произошло перерождение Эдмона.

Сам Георгий Юнгвальд-Хилькевич сыграл в своём фильме небольшую роль Артаньяка, помощника Монте-Кристо.

Стоит отметить, что авторы фильма старались сильно не отходить от сюжета, лишь сократив его, убрав некоторые несущественные линии. Ход вполне закономерный, иначе вместо трёх серий получился бы целый сериал, а это грозило бы потере динамизма сюжета. Юнгвальд-Хилькевичу же удалось передать сам дух романа, привнеся в него своё видение. Удачным ходом, подчёркивающим нерв картины, стали песни в исполнении неподражаемого Александра Градского. Эмоциональные, тревожные, вгрызающиеся в душу, они, как нельзя лучше отражали состояние героев фильма, дополняли происходящее в кадре.

Резюмируя выше сказанное, можно сказать, что Юнгвальд-Хилькевич создал настоящий шедевр, по многим параметрам превзошедший другие западные экранизации романа Дюма, и заслуженно вошедший в Золотой фонд отечественного кинематографа.

Музыка и песни в фильме

Узник замка ИфВ фильме звучат:
- «Песня о сумасшедших» в исполнении Александра Градского
- «Песня о свободе» в исполнении Александра Градского
- «Песня о золоте» в исполнении Александра Градского
- «Песня о Монте-Кристо» в исполнении Александра Градского
- «Песня о грехе» в исполнении Александра Градского
- «Прощание» - в двух вариантах: в исполнении Александра Градского и в исполнении Марины Журавлёвой
- «Песня о надежде» в исполнении Александра Градского
- «Риголетто» Джузеппе Верди - исполнитель Юрий Мазурок
- музыка Цезаря Пуни

Интересные факты

Узник замка ИфСъёмки фильма проходили летом 1987 года. География съёмок была чрезвычайно широка.

Сцена маскарада в Риме снималась в Ленинграде (Санкт-Петербурге) на колоннаде Казанского собора.

Ряд сцен (в том числе замок в Отейле, где родился Бенедетто) снимались в Царском селе. Екатерининский дворец стал парижской резиденцией графа Монте-Кристо. Там же в Большом зале была снята сцена встречи Мерседес и Монте-Кристо.

Кроме того съёмочная команда выезжала в Одессу, Ригу, Таллин, Бухару, Марсель, Париж.

В качестве судна Эдмона Дантеса «Фараон» снялся парусник «Товарищ».

Фото из фильма

Игорь BIN

Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.

Использованные материалы
«"Узник замка Иф": граф Монте-Кристо сбежал из тюрьмы под Гурзуфом», РИА Крым: http://crimea.ria.ru
Людмила Грабенко, «Виктор АВИЛОВ обладал экстрасенсорными способностями и всегда знал, от чего умрет», «Бульвар Гордона», 8 Августа, 2013