Опросы

Нравится наш новый дизайн?

Поплавская Яна _Фото_Актеры советского и российского кино

Фото альбом

Фильмография:

1977 Фантазии Веснухина
1977 Про Красную Шапочку
1978 Суета сует
1979 Примите телеграмму в долг
1981 Переходный возраст
1983 Васса
1989 Узник замка Иф
1989 Прямая трансляция
1993 Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя
2007 Снежная королева
2008 Стерва

 

ПОПЛАВСКАЯ
Яна Евгеньевна

Родилась 28.06.1967, Москва

Лауреат Государственной премии СССР (1978, за роль в фильме «Про Красную Шапочку»)

Звездное детство

Яна Поплавская родилась 28 июня 1967 года, в Москве, росла в коммуналке на Садовом кольце. В школе слыла страшной, просто чудовищной хулиганкой. Водилась только с мальчишками. Была такая дружная троица «отъявленных» - Глейзер, Понизовский и мозговой центр – Поплавская. Когда их за очередное безобразие исключили из школы, они уходили к кинотеатру «Форум», ели пончики и очень радовались наступившей свободе от учебы.

Индивидуальность девочки была замечена еще в раннем детстве. На съемочной площадке Яна Поплавская оказалась впервые в 4 года вместе с мамой-актрисой.
Первым ею тогда заинтересовался Ролан Быков, он спросил: «Будешь сниматься в кино?», прозвучало категорическое – «нет». Дебют не состоялся, и в картине сыграла другая девочка.

Потом шестилетней Яне предложили роль мальчика в фильме «Помни имя свое». Но опять мимо, во–первых, «не хочу мальчика, только девочку», а во–вторых, при монтаже вырезали эпизод, хоть режиссер Колосов и согласился на женскую роль. Когда на премьере маленькая актриса не увидела себя, очень долго потом плакала.

А в десять лет состоялся дебют Яны на театральной сцене - в Театре на Таганке, где работала ее мама. Поплавскую-младшую заметил сам Юрий Любимов и определил ее на роль в спектакле о войне «Перекресток».

«Фантазии Веснухина»

Через некоторое время Яна Поплавская снялась в одном из первых выпусков Ералаша. А затем в телевизионном фильме «Фантазии Веснухина» сыграла одну из главных ролей, такую противную девчонку-задаваку Машу Лукову с бантиками…. С этой картины, в общем-то, и началась кинематографическая биография Яны Поплавской.

Девчонки в школе Яну совсем не любили, обижали, дразнили «крокодилом» и «лягушкой». Понятно – детская зависть. «Была такая в классе девочка Кристина, - вспоминает Яна, - особенная язва, которая говорила, правда с завистью: «А знаете, почему снимают Поплавскую? Потому что более страшную морду трудно даже найти». Яне все время говорили, что у нее очень большие глаза и огромный рот, а ей так хотелось быть хорошенькой девочкой с кукольным лицом. Мудрая мама утешала: «Чем лучше ты будешь работать, тем меньше люди будут замечать твою внешность. Ведь как к красоте, так и к уродству привыкают».

«Про Красную Шапочку»

Яна Поплавская не просто была одаренным ребенком. Она была фантастически освобожденным ребенком. Режиссер Нечаев искал около года героиню на роль Красной Шапочки. И куда бы он ни обращался, ему везде советовали: «Есть Яна Поплавская. Попробуйте ее снять. Это врожденная Красная Шапочка». Сначала, правда, после просмотра любительских фотографий, Нечаев отказался даже просто посмотреть девочку. Но время шло, поиски продолжались, а все по-прежнему советовали Поплавскую. Наконец, он согласился. «Нечаев сел на стул и стал смотреть на меня. Я начала читать «Про слона Хортона», который высиживал яйца» – вспоминает Яна. Итог ее чтения был таков: ее схватили на руки и стали кружить, а Нечаев вздохнул: «Наконец-то я тебя нашел! Снимать я буду только ее!».

Юной актрисе очень повезло! Она снялась с такими актерами, как Владимир Басов, Ролан Быков, Рина Зеленая, Николай Трофимов. Басов, который играл «Худого волка», несмотря на его экранный облик, был настолько замечательным и внимательным, что рядом с ним девочка себя чувствовала взрослой актрисой. Он всегда так элегантно шутил, целовал ей ручки. Когда привозили железные баки с обедом, он спрашивал: «А что дама хочет поесть?». Очень юная актриса любила Быкова, еще один отрицательный персонаж фильма – охотник. Он всегда был рядом, помогал и не уходил с площадки, даже когда были не его сцены.

Сказка «Про Красную Шапочку» – один из первых детских философских фильмов. В нем удивительно органично соединились веселая игра и серьезные размышления, что и обеспечило огромный зрительский успех. Маленькая девочка Яна, сыграв главную роль, очаровала всю страну и стала необыкновенно популярной. После этой роли Поплавскую стали узнавать на улицах, просить автограф.

На волне успеха

После «Красной Шапочки»посыпались предложения. Уже через год девочка она снялась в лирических комедиях Аллы Суриковой «Суета сует» (Лида) и Леонида Нечаева «Примите телеграмму в долг» (Сашенька). Конечно же, мама присутствовала на всех съемках всегда. И была очень строга. Вот в фильме «Примите телеграмму в долг», юной актрисе нужно было обязательно заплакать, а у нее никак не получалось. Мама отозвала ее в сторону и стала так ругаться, мол, она вообще ничто, позорище…. Обижала, как могла. Девочка, естественно, разрыдалась. А мама быстренько режиссеру: «Скорее снимайте, она готова!». Потом, конечно, мама очень жалела свою дочку, извинялась…

В 1981 году Яна Поплавская была приглашена на Молдавскую киностудию в картину Иона Скутельника «Переходный возраст». Девочка сыграла роль четырнадцатилетней Ануцы, которая живет вдвоем с отцом, без матери. И вот в их жизни появляется новая женщина… Очень светлая, добрая мелодрама.

Параллельно съемкам в кино юная актриса была задействована и на телевидении – была ведущее телепередачи «Будильник», выходившей по выходным.

«Васса» спутала все планы

То, что Яна Поплавская с успехом снималась в кино, еще не означало, что выбор профессии предопределен. К съемкам она всегда относилась, как к хобби, и думала, чем же серьезным она займется в будущем. Яна вполне могла бы стать, например, гимнасткой - еще в школе она стала кандидатом в мастера спорта по художественной гимнастике. Или, к примеру, врачом - Яна до 15 лет мечтала стать нейрохирургом. Но ее бабушка, сама хирург, объяснила внучке, что женщин-нейрохирургов практически не бывает. А может быть пойти на журналистику?...

Мечты мечтами, а на окончательный выбор Яны повлияло приглашение на съемки в картину Глеба Панфилова «Васса». Это было большим счастьем. Ведь все предыдущие героини юной звезды - современницы. А тут - классика, Горький. Родители, правда, с одной стороны говорили, что быть актером - это не профессия. А с другой… Когда Глеб Анатольевич пригласил, мама со слезами уговаривала дочь согласиться поработать с этим великим режиссером. И девушка не устояла перед соблазном сняться у самого Панфилова. Согласилась и… не успела подготовиться на журфак. Так, сама по себе отпала одно из желаний, стать журналистом.

Роль Людмилы в картине «Васса» - одна из любимых ролей актрисы. В известной сцене, когда Людмила узнала, что ее мать умерла, надо было сыграть какое–то логическое завершение. По всему дому были разложены одеяла - и юная артистка целый день на них падала. Училась падать навзничь, плашмя, но при этом не разбиться. Мама долго показывала дочери, как оставить тело прямым, а она, конечно, трусила и подгибала ноги. На следующий день, рассказав о задумке с обмороком Панфилову, получила отрицательный ответ: «Это все ерунда, мне это не нравится». Девочка очень обиделась, но сделала вид, что согласилась. А на съемке, играя эту сцену несколько секунд, потом вдруг закатила глаза и упала навзничь. Панфилов испугался, закричал: «Врача, скорее! Артистке плохо! Яна, Яна!» А в ответ так хитренько: «Ну как?» И удивленно, и в то же время одобрительно: «Ах ты, маленькая гадость! Так это ты не по-настоящему в обморок упала?» И эта сцена осталась, став знаменитой!

Театр или телевидение?

После очередного успеха ей ничего не оставалось, как идти в театральный. Вот только в какой из институтов? Как не затеряться среди длинноногих фотомоделей? Ей кто-то вовремя подсказал, что лучше всего идти в Щукинское училище, где ТАКИХ берут. И, действительно, ее туда приняли, несмотря на «киношную органику». Как сказал один из членов приемной комиссии - будущий педагог Поплавской Юрий Васильевич Катин-Ярцев, «органика либо есть, либо ее нет».

Окончив знаменитую «Щуку» Поплавская некоторое время работала в «Современнике-2», Театре Станиславского, в творческих мастерских СТД, затем в театре Василия Ливанова «Детектив». Работу в театре актриса совмещала с телевидением. Но, в конце концов, пришло время выбирать, и Поплавская выбрала телевидение. Она вспоминает: «В «Детективе» сменился режиссер, я решила уйти, поскольку не могла высиживать на репетициях по четыре-пять часов, не понимая, чего от меня хотят. Но я не устаю повторять, что телевидение - это творческая работа».

Новый взлет популярности принесла актрисе информационно-развлекательная программа «Времечко», бессменным ведущим которой она стала. Яна Поплавская рассказывает: «Ушло немало времени, чтобы доказать не только другим, но и самой себе, что я могу быть журналистом. Именно здесь меня научили снимать, монтировать, писать закадровые тексты. Сначала я готовила проходные, не очень сложные материалы: репортажи с выставок, презентаций и так далее. Освоив азы профессии, сняла сюжет про московский хоспис, где люди, умирающие от рака, проводят свои последние дни. На этот материал у меня ушло несколько дней монтажа, ночами переписывала закадровый текст, очень переживала. Получился не просто проходной сюжет, а небольшой фильм о судьбах людей, о том, как и с чем они уходят из жизни. И с этого момента на АТВ ко мне стали относиться как к полноправному члену команды».

А что же кино?

А вот в кино Яна Поплавская практически не снимается. После замечательной роли Эжени Данглар в «Узнике замка Иф» режиссера Юнгвальда-Хилькевича актриса снялась в его же приключенческом фильме «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя» (1993), после чего надолго покинула кинематограф. Нет, она была не против съемок, и предложения были. Вот только Яну они не устраивали, - сплошные стрельбища, убийства. А артистка хотела бы сыграть такую роль, чтобы это стало новым явлением. Ведь после Красной Шапочки нужно вернуться с победой, либо не возвращаться совсем.

Примерная девочка? Нет!

В шестнадцать лет Поплавская не только снялась у Глеба Панфилова и поступила в Щукинское. Она еще и познакомилась с Сергеем Гинзбургом, в то время актером Театра пластической импровизации. Снималась детская развлекательная программа, где Яна и Сергей изображали семейную пару и пели: «Мы так любим, вязать...» - песенка рекламировала продукцию советского ниточного завода. А через год Поплавская и Гинзбург поженились. Ее брак с кинорежиссером Сергеем Гинзбургом считается одним из самых удачных примеров актерских семей. Она счастлива в браке. Уютный дом, двое детей: старший Клим работает, младший. Однако Поплавская часто сетует, что очень устала от имиджа хорошей девочки, который навязывался ей годами и хочет вернуться к естественному для нее хулиганскому состоянию.

В 2006 году Яне Поплавской удалось реализовать свою давнюю мечту. Ее пригласили на роль «плохой девчонки» - разбитной мамаши маленькой разбойницы (ее роль исполнила Мария Бушмелева) в сказке режиссера Елены Райской «Снежная королева». Ведь образ примерной Красной Шапочки многие ошибочно считали естественным состоянием Яны. Тогда как на самом деле Яна - страшная хулиганка.

Вскоре, в 2008 году, Яна Поплавская вновь появилась на съемочной площадке. Теперь уже в образе Эльвиры в комедии «Стерва».

Татьяна Новитченская

Использованные материалы:
Александр Мельман, «Я не крокодил», «Московский комсомолец»;
Марина Долина, «Яна Поплавская: Муж берег меня от отражения в зеркале», http://www.km.ru, 17.02.2006;
Сергей Кузнецов, «Красной Шапочке 25 лет», американский журнал «Большой Вашингтон»;
Елена Ульянова, «Антракт Яны Поплавской», »Советский экран», 1983 г;
Александр Славуцкий, «Яна Поплавская: Я не против оставаться Красной Шапочкой», http://www.cir.ru, 16.01.2003

Rambler's Top100