Опросы
Авторизация
Полезная информация
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Шпионский детектив с элементами дизельпанка "Тайна двух океанов"
Режиссер: Константин Пипинашвили.
Сценаристы: Владимир Алексеев, Николай Рожков, Константин Пипинашвили.
Оператор: Феликс Высоцкий. Композитор: Алексей Мачавариани.
СССР. Производство: Грузия-фильм. 1955-1956. 2 серии.
Научно-фантастический шпионский детектив, поставленный по мотивам одноименного романа Григория Адамова, рассказывает о противоборстве советских контрразведчиков с иностранными шпионами, планирующими уничтожить уникальную подводную лодку «Пионер».
Премьера: 25 марта 1957.
Награды:
Диплом за высокую технику производства и разработку научно-фантастического сюжета
на МКФ в Дамаске (1956).
Персонажи фильма:
Воронцов Николай Борисович, капитан 1-го ранга, командир подводной лодки «Пионер»
(Сергей Столяров)
Андрей Скворешня, старшина подводной лодки «Пионер», майор госбезопасности (Игорь
Владимиров)
Николай Горелов, инженер-механик (Сергей Голованов)
Дружинин Пётр Мартынович, капитан 2-го ранга, пом. командира подводной лодки «Пионер»
(Пётр Соболевский)
Лордкипандзе Арсен Давыдович, профессор-ихтиолог (Вахтанг Нинуа)
Андрей Николаевич, профессор-океанолог (Сергей Комаров)
Ольга Ивановна Быстрых, военврач подлодки (Антонина Максимова)
Павлик, сын капитана «Арктики» (Игорь Бристоль)
Ивашев Матвей Петрович, шпион (Михаил
Глузский) |
боцман (Петр Морской) |
Советский дизельпанк на шпионскую тематику
Роман Григория Адамова «Тайна двух океанов» был написан в 1938 году на волне сталинского патриотизма. Он удачно соединил в себе фантастическую и шпионскую линии, вызвав интерес у миллионов советских читателей. Безусловно, это не могло не привлечь внимания кинематографистов, и в 1955 году за экранизацию романа взялся режиссёр Константин Пипинашвили. Впрочем, говорить об экранизации было бы не совсем корректным – со времени первого выхода книги прошли годы, времена уже были не те, и создатели фильма пошли на сознательные и весьма значительные изменения сюжета. В чём-то они в результате выиграли, в чём-то проиграли.
Как известно, роман Адамова носил яркую идеологическую направленность. Для тридцатых годов это было вполне нормальным явлением. Авторы фильма значительно снизили градус сталинско-коммунистической идеологии, сделав упор именно на шпионскую и фантастическую линии, и это пошло фильму в плюс.
В отличие от книги, где основное действие разворачивалось на борту подводной лодки «Пионер», в фильме экранное время было почти поровну поделено между приключениями под водой и ловлей врагов на суше. По сюжету фильма подводная лодка «Пионер» отправлялась в рейд для выяснения обстоятельств загадочной гибели советского теплохода «Арктика» в Атлантическом океане и французского теплохода «Victoire» в Тихом океане. Тем временем западные спецслужбы направляли на «Пионер» своего агента для уничтожения подлодки. В противоборство с ними вступали советские сотрудники госбезопасности…
Увлёкшись шпионской линией, создатели фильма, к сожалению, упустили немало интересных приключенческих эпизодов под водой. Так в фильм не вошли схватка Павлика с гигантским спрутом и его же путешествия на спине кашалота, отсутствует эпизод с пещерой подводных чудовищ и ещё много увлекательных моментов. Однако, в оправдание сценаристов, следует заметить, что включить абсолютно всё в фильм было бы не реальным. К минусам также можно отнести слишком картинные схватки между персонажами фильма, а также крайне неудачное решение подводных скафандров, которые были неудобными, словно консервные банки, в результате чего матросы в них выглядели неуклюжими и неповоротливыми. А ведь, как известно, в книге скафандры были гибкими и лёгкими.
Есть определённые претензии и к завершённости сюжета. Да, экипаж «Пионера» выясняет причину тайну гибели «Арктики» в результате атаки автоматизированной подводной базы. По всей видимости, «Victoire» погиб также. Но почему и для чего корабли были уничтожены одновременно? Ответа на это фильм так и не даёт.
Однако вернёмся к положительным моментам. Их в фильме немало, и они в целом перекрывают все минусы. Как уже было отмечено, понизив градус идеологии, авторы создали действительно увлекательный фильм, по тем временем не уступающий голливудским образцам. Сюжет фильма держит в напряжении до самого финала. Приятно удивляют качество съёмок. Стильно смотрятся режимные съёмки в Ленинграде, с погоней на фоне величественных зданий, разводных мостов, мокрого асфальта с отражающимися в нём фарами и зловещим небом.
На высоком уровне оказалась техническая составляющая фильма, благодаря которой спустя полвека кинокартину с полным основанием стали относить к тематике дизельпанка (данный термин родился в 2001 году). До «Тайны двух океанов» в советском кинематографе использовались отдельные элементы дизельпанка в фильмах «Космический рейс» (ракетопланы с эстакадами) и «Гибель сенсации» (мощные роботы), но именно в фильме Константина Пипинашвили в полной мере проявились многие черты данного жанра. Это и уникальная, гигантская, суперскоростная подводная лодка, прожигающая лазерными пушками ходы в айсберге, и подводная база с флотилией катеров-роботов, и соответствующая атмосфера нуара, нередко используемая в дизельпанке, и мрачные, безжалостные, ярко выраженные отрицательные герои, такие, как коварный Горелов, убивший своего брата-близнеца, или шпион-связист Ивашов с его пианино-передатчиком, чудо-рулеткой и уникальной пилюлей, имитирующей смерть.
Всё это придало картине определённый шарм, выгодно отличающий его от других фильмов тех лет, и обеспечило ему устойчивый зрительский успех.
Игорь BIN
Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.