Опросы

Нравится наш новый дизайн?

.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.

Научно-фантастический фильм "Космический рейс"

Режиссер: Василий Журавлёв
Сценарист: Александр Филимонов. Оператор: Александр Гальперин. Композитор: Валентин Кручинин
СССР. Производство: Мосфильм. 1935

Бегущая по волнам Немой научно-фантастический фильм Василия Журавлёва, созданный при непосредственном участии основоположника советской космонавтики Константине Циолковском, повествует о полёте гигантского ракетоплана на Луну. В качестве участников полёта фигурируют академик Седых, красавица-ассистентка Марина и пионер Андрюша, тайком пробравшийся на борт ракетоплана.

Премьера: 21 января 1936

Персонажи фильма:
академик Павел Иванович Седых, конструктор первого ракетоплана (Сергей Комаров)
профессор Карин, директор экспериментального отдела-института (Василий Ковригин)
Марина, ассистент профессора Карина (Ксения Москаленко)
Виктор Орлов, аспирант института (Н. Феоктистов)
Андрюша Орлов, пионер, брат Виктора (В. Гапоненко)
начальник старта (Сергей Столяров)
Жук, репортер (Андрей Карасёв)

Покорители Луны - взгляд из 30-х

Космический рейсПервым советским фантастическим фильмом о межпланетных путешествиях является знаменитая немая лента Якова Протазанова «Аэлита», вышедшая в 1924 году. Однако научной основы тот фильм под собой не имел. Спустя двенадцать лет к космической теме обратился режиссёр Василий Журавлёв. Его «Космический рейс» стал первым отечественным научно-фантастическим фильмом на эту тематику. В качестве консультанта авторы кинокартины привлекли не кого-нибудь, а самого Циолковского – основоположника отечественной и мировой космонавтики. Журавлёв в своих воспоминаниях рассказывал, что идея пригласить знаменитого учёного пришла к нему после просмотра кинохроники о Калуге. Он направил ему и письмо, и Циолковский с энтузиазмом воспринял это предложение. Активно участвуя в создании кинокартины, Константин Эдуардович дал немало ценных советов, благодаря чему фильм приобрёл научно-познавательную ценность.

Конечно, с современной точки зрения фильм выглядит очень наивным. Сам полёт представляется, как некое увлекательное приключение, в котором может принять участие и старик, и школьник. Герой фильма изобретатель ракетоплана академик Седых (Сергей Комаров) за минуту до старта заявляет девушке: «Марина, я предлагаю Вам лететь со мной на Луну!», и та с лёгкостью соглашается: «На луну?! Я готова!». А тут ещё тайком на борт ракетоплана проникает пионер Андрюша. И никаких вам тренировок, предполётной подготовки, медосмотра и т.п. - взяли и полетели. В обычной одежде, с чемоданами в руках, а перед этим ещё решали, что взять с собой – тёплые вещи или книги, словно не на Луну отправились, а в какую-нибудь научную экспедицию в Сибирь. Кстати, а откуда на борту ракетоплана взялся детский скафандр?

Космический рейсВесьма наивно и забавно выглядят поведение героев, их реплики, комментарии, представленные в виде титров. Это и супруга профессора – «Собрался мой старик на Луну. Там холод -270, а валенки забыл». И детали полёта – «На пятой минуте полёта за 80 км от Земли академик Седых выключил взрывы, и в тот же миг астронавты потеряли весомость». И герои, собирающие лунную атмосферу – «А что это белое? Снег? - Нет, это замёрзшие остатки лунной атмосферы. Это она заменит нам потерянный кислород». И ещё многое-многое другое. Но ведь в те годы так всё и представлялось. К тому же фильм был рассчитан, в том числе, и на детскую аудиторию, потому многое в сюжете упрощалось.

Тем не менее, техническая составляющая «Космического рейса» впечатляет. В качестве средства полёта главные герои использовали ракетоплан, запускаемый по параболической траектории. Как известно, в реальности от этой идеи, как неосуществимой, впоследствии пришлось отказаться. Но в те годы она была главенствующей, и сам Циолковский сделал для фильма 30 чертежей ракетоплана. Правда, вызывает улыбку корабельный штурвал и панель управления, где вместо кнопок, клавишей или хотя бы тумблеров располагаются какие-то вентили, более похожие на водопроводные. Всё это даёт основания отнести фильм не только к жанру космической фантастики, но и увидеть в нём определённые черты космического дизельпанка.

Значительная часть экранного времени отдана непосредственно полёту, и надо отдать должное создателям, сумевшим очень реалистично изобразить невесомость – и это при тогдашнем уровне съёмок! Специально были выстроены декорации космического корабля, где размещался подвижный фон, который вращался в отношении неподвижных актёров, подвешенных на тросах. Тросы для маскировки были специально окрашены в цвет фона. В результате создавалась полная иллюзия невесомости, что много лет спустя оценили даже настоящие космонавты.

В картине вполне органично присутствуют мультипликационные вставки. Так неоднократно в кадре появляются панорамы Москвы 1946 года, какими их видели в 30-е годы. Тут и Дворец Советов, и гигантская эстакада, и другие величественные здания и сооружения, которые в реальности так и не были построены. Реалистично выглядят мультипликационные сцены в ангаре с огромными ракетопланами, конструкциями, передвигающимися между ними людьми. И, наконец, лунные эпизоды. Конечно, лунные пейзажи выглядят малоправдоподобно (а кто тогда знал – какие они на самом деле?), зато здорово показано передвижение героев по поверхности Луны.

Фильм «Космический рейс» представляет собой интерес для современного зрителя с точки зрения того, как в прошлом представляли космические полёты, как видел это сам Циолковский. К сожалению, великий учёный не смог увидеть фильм – он не дожил до премьеры, которая состоялась 21 января 1936 года, всего четыре месяца.

Фото из фильма
Постер фильма

Игорь BIN

Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.