Опросы

Нравится наш новый дизайн?

.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.

Спортивная драма "Такая она, игра"

Режиссеры: Владимир Попков, Николай Малецкий
Сценаристы: Вячеслав Винник, Станислав Токарев
СССР. Производство: К/ст им.Довженко. 1976

Такая она, игра Один из лучших отечественных фильмов о футболе посвящен великому советскому тренеру Валерию Васильевичу Лобановскому и созданной им новой методике тренировочного процесса. В качестве главного героя фильма выступает бывший футболист Бушуев (прообразом которого и стал Лобановский), начинающий тренерскую карьеру в провинциальном клубе. Здесь он пытается внедрить в жизнь свои идеи...

Премьера: август 1977

Награды:
Серебряная медаль на Ленинградском кинофестивале спортивных фильмов (1977)

Главные герои:
Николай Аркадьевич Бушуев (Степан Олексенко)
Вячеслав Миленков (Вячеслав Жолобов)
Басов Виктор Трофимович (Георгий Жжёнов), тренер
Лавров Валерий Никитич (Николай Гринько), директор футбольного клуба
доктор Сеня (Александр Пашутин)

Другие персонажи:

Леопольд Григорьевич (Юрий Критенко), администратор «Искры»
Женя Синицын (Борис Щербаков), вратарь «Искры»
Федор Комлев (Александр Мартынов), игрок «Искры»
Иван Беспалов (Александр Денисов), игрок «Искры»
Ольга (Антонина Лефтий), бывшая жена Комлева
Инга (Регина Разума)
Елена (Валентина Гришокина), жена Миленкова
Виталий Бойницкий (Михаил Езепов), футболист
Гена Орлов (Сергей Подгорный), футболист
Мельников (Василий Ермаков), игрок «Искры»
Рудый (Леонид Марченко), игрок «Искры»
Савченко (Владимир Абазопуло), футболист
Шевченко (А. Ивахно), футболист
Савищев (Борис Кудрявцев), тренер
председатель облспорткомитета (Роман Ткачук)

Игорь Нестерович (Николай Рушковский), директор авиазавода
помощник Басова (Геннадий Болотов)
Валюша (Давид Бабаев)
представитель клуба "Искра" (Юрий Гаврилюк)
ведущий пресс-конференции (Николай Засеев-Руденко)
тренер немецкой команды (Евгений Карнаухов)
заместитель директора авиазавода (Валентин Кобас)
Маша (Маргарита Криницына), председатель профкома авиазавода
официант (Виктор Панченко)
Николай Иванович (Виктор Полищук)
Андрей (Боря Дороженко), сын Миленковых
главный инженер авиазавода (Н. Куцевалов)
участник совещания (Владимир Мишаков)
переводчик (Александр Кириллов)
переводчик (Анатолий Хостикоев)

Повесть о футбольном новаторе

Такая она играФильм Владимира Попкова и Николая Малецкого повествует, прежде всего, о противостоянии двух футбольных идей, двух систем. Тренер Басов в основу тренировок ставит высокие физические нагрузки, а в качестве подготовки к матчам - психологическую накачку.. При этом он загоняет футболистов в жёсткие игровые схемы, которые они обязаны чётко выполнять. Таеой подход приносит ему успех на внутренней арене, а вот в иеждународных матчах провал следует за провалом. Футболисты Бушуев и Миленков не согласны с методами Басова, утверждая, что Басов отстал от современных мировых веяний, он видит в футболистах лишь бездумных исполнителей, оловянных солдатиков. Из-за конфликта с тренером оба уходят из команды. Миленков начинает работу в НИИ, а Бушуев становится тренером провинциальной команды из первой лиги. Он решает на практике воплотить свои идеи, а заключаются они в том, чтобы, во-первых, сделать футболистов думающими игроками, а во-вторых, внести в тренировочный процесс научный подход.

В основу фильма, безусловно, положен знаменитый конфликт 1964 года между тренером киевского «Динамо» Виктором Александровичем Масловым и Валерием Лобановским, которые и стали, соответственно, прототипами Басова и Бушуева. Валерий Васильевич Лобановский стал основоположником новых тренерских методики, получивших международное признание. Всё это нашло отражение в фильме, который можно с полным правом считать лучшей советской кинокартиной о футболе. Фильм предельно честен, искреннен и правдив во всех аспектах. В нём нет идеализации и наивности, как в других фильмах на эту тематику, нет громких слов, нет нравоучений и разделения персонажей на «плохих» и «хороших». Зато есть люди, с разными убеждениями, с разным отношением к футболу и жизни, показанные без прикрас, со своими достоинствами и недостатками. Фильм поднимает проблемы, которые возникали и всегда будут возникать в спорте - закостенелость мышления и стремление к новаторству, удовлетворённость достигнутым и жажда новых свершений, разочарование в юношеских идеалах и решимость воплощать их в жизнь.

В картине Владимира Попкова и Николая Малецкого звучит песня Юрия Визбора "Осколок Луны". Её строки как нельзя лучше передают настрой фильма.

«И в час неудач так неловки движенья, И кажется вдруг, что уж все решено,
Что жизнь состоит из одних поражений, А наши победы забыты давно.
И быстро бегут, то зимой упрекая, То в радость неся, где бушует весна --
Дороги, которые мы выбираем, Дороги, которые выбрали нас».

Не случайно, создатели фильма поначалу так и хотели назвать фильм -- «Дороги, которые выбрали нас».

Игорь BIN

Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы

Фото из фильма

Отрывок из интервью с режиссёром Николаем Малецким (Эмилия Косинчук, "Факты")

Такая она игра-- У кого возникла идея создания фильма?

-- У Щербицкого! Хотя она носилась в воздухе. В середине 70-х годов киевское «Динамо» совершило стремительный взлет к вершинам мирового футбола, первым из советских клубов завоевав Кубок кубков и Суперкубок. Все болельщики, да и неболельщики были в состоянии эйфории. Вот на этой волне и произошла наша «конфиденциальная» встреча с председателем Госкино УССР Василием Большаком. Диалог был афористичным. Он: «Хлопцi, любите Лобановського?» Мы, как голодные волки, сверкнули очами и задохнулись. Он: «Не тiльки ви його любите! Є ще одна людина… » Мы: «Знаем!» Он: «Ви розумiєте, як це вiдповiдально?» «Мы готовы!» -- ответили мы в один голос, ошалев от собственной значимости. «Сiдайте i давайте конкретно розберемося: що, як i до чого… »

Вопрос вопросов: кто будет играть Лобановского? На нас обрушились десятки предложений. Мы же решили снимать тонкого и выразительного актера театра имени Ивана Франко -- Степана Олексенко. В фильме надо было показать научный подход к игре, новую методику тренировок, которую применили Лобановский и Базилевич. Ведь то, что происходило в киевском «Динамо» в 1974--1975 годах, было одним из самых серьезных экспериментов в отечественном и мировом футболе -- перестройка в самой организации футбольного дела. А всякая перестройка требует новых героев. Нужны были и новые лица на экране. Степу Олексенко мы знали очень хорошо. Это образованный, интеллигентный человек. Именно таким виделся нам тренер Бушуев, прототипом которого стал Лобановский.

-- Но я слышала, что эта кандидатура не устраивала Госкино Союза. Почему?

-- Чиновникам казалось, что в Олексенко нет упрямства Лобановского, что он слишком мягок, к нему трудно приклеить ярлык «неудобного человека», который был у Валерия Васильевича. В Госкино хотели в этой роли видеть кого-нибудь из популярных в то время актеров. Пришлось показать оппонентам «Гамлета» Козинцева, где Степан блестяще сыграл Лаэрта. Больше вопросов не было. И Валерий Васильевич поддержал нас, и наш консультант Михаил Ошенков, сын создавшего «Динамо» знаменитого тренера Олега Ошенкова, которого в народе называли крестным отцом Лобановского.

-- Были претензии к другим актерам?..

-- Да почти ко всем! «Навiщо вам отой носатий?» -- возмущался Василий Большак по поводу актера из МХАТа Жолобова, выбранного на роль Базилевича (в фильме -- Миленкова). А уж по кандидатуре Александра Пашутина на роль доктора Зеленцова (доктор Сеня) пришлось выдерживать настоящие сражения! Куратор студии Теплицкий увидел в нем сходство с психологом Карвальсом, знаменитым не столько тем, что готовил сборную Бразилии к чемпионату мира 1958 года, сколько тем, что забраковал Гарринчу и Пеле.

Другие чиновники доказывали нам, что в сценарии мы слишком увлеклись психологическими изысками доктора Сени, что на самом деле Лобановский не очень верит в сотрудничество тренера и психолога, считая, что психологической подготовкой игроков должен заниматься сам тренер. Раздавались голоса, что в актере Пашутине никто не узнает серьезного ученого Анатолия Зеленцова, который работал с Лобановским и Базилевичем над проблемой программирования учебно-тренировочного процесса и самой игры. В конце концов нам удалось отстоять всех выбранных нами актеров.

Но и этим дело не закончилось. Чиновники хотели перестраховаться: в сценарии не должно быть намеков на «договорные ничьи», на судей, которые «берут», на подпольный тотализатор, в котором ставки выражаются в цифрах со многими нулями, на футбольных «толкачей», а главное -- на профессионализм в футболе. О нем все знали, но вслух -- ни-ни!

А нам хотелось с экрана рассказать о псевдолюбительстве в футболе, о том, что спортсменов эксплуатируют, а спорт политизируют. С этим хотят покончить тренеры с новыми взглядами и на футбол, и на все, что происходит вокруг него.

Полностью интервью - Эмилия КОСНИЧУК, "Факты"

Фото из фильма

.