Опросы
Авторизация
Полезная информация
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Спортивная драма "Такая она, игра"
Режиссеры: Владимир Попков, Николай Малецкий
Сценаристы: Вячеслав Винник, Станислав Токарев
СССР. Производство: К/ст им.Довженко. 1976
Один из лучших отечественных фильмов о футболе посвящен великому советскому тренеру Валерию Васильевичу Лобановскому и созданной им новой методике тренировочного процесса. В качестве главного героя фильма выступает бывший футболист Бушуев (прообразом которого и стал Лобановский), начинающий тренерскую карьеру в провинциальном клубе. Здесь он пытается внедрить в жизнь свои идеи...
Премьера: август 1977
Награды:
Серебряная медаль на Ленинградском кинофестивале спортивных фильмов (1977)
Главные герои:
Николай Аркадьевич Бушуев (Степан Олексенко)
Вячеслав Миленков (Вячеслав Жолобов)
Басов Виктор Трофимович (Георгий Жжёнов),
тренер
Лавров Валерий Никитич (Николай Гринько),
директор футбольного клуба
доктор Сеня (Александр Пашутин)
Другие персонажи:
Леопольд Григорьевич (Юрий Критенко), администратор «Искры» |
Игорь Нестерович (Николай Рушковский), директор авиазавода |
Повесть о футбольном новаторе
Фильм Владимира Попкова и Николая Малецкого повествует, прежде всего, о противостоянии двух футбольных идей, двух систем. Тренер Басов в основу тренировок ставит высокие физические нагрузки, а в качестве подготовки к матчам - психологическую накачку.. При этом он загоняет футболистов в жёсткие игровые схемы, которые они обязаны чётко выполнять. Таеой подход приносит ему успех на внутренней арене, а вот в иеждународных матчах провал следует за провалом. Футболисты Бушуев и Миленков не согласны с методами Басова, утверждая, что Басов отстал от современных мировых веяний, он видит в футболистах лишь бездумных исполнителей, оловянных солдатиков. Из-за конфликта с тренером оба уходят из команды. Миленков начинает работу в НИИ, а Бушуев становится тренером провинциальной команды из первой лиги. Он решает на практике воплотить свои идеи, а заключаются они в том, чтобы, во-первых, сделать футболистов думающими игроками, а во-вторых, внести в тренировочный процесс научный подход.
В основу фильма, безусловно, положен знаменитый конфликт 1964 года между тренером киевского «Динамо» Виктором Александровичем Масловым и Валерием Лобановским, которые и стали, соответственно, прототипами Басова и Бушуева. Валерий Васильевич Лобановский стал основоположником новых тренерских методики, получивших международное признание. Всё это нашло отражение в фильме, который можно с полным правом считать лучшей советской кинокартиной о футболе. Фильм предельно честен, искреннен и правдив во всех аспектах. В нём нет идеализации и наивности, как в других фильмах на эту тематику, нет громких слов, нет нравоучений и разделения персонажей на «плохих» и «хороших». Зато есть люди, с разными убеждениями, с разным отношением к футболу и жизни, показанные без прикрас, со своими достоинствами и недостатками. Фильм поднимает проблемы, которые возникали и всегда будут возникать в спорте - закостенелость мышления и стремление к новаторству, удовлетворённость достигнутым и жажда новых свершений, разочарование в юношеских идеалах и решимость воплощать их в жизнь.
В картине Владимира Попкова и Николая Малецкого звучит песня Юрия Визбора "Осколок Луны". Её строки как нельзя лучше передают настрой фильма.
«И в час неудач так неловки движенья, И кажется вдруг, что уж все решено,
Что жизнь состоит из одних поражений, А наши победы забыты давно.
И быстро бегут, то зимой упрекая, То в радость неся, где бушует весна --
Дороги, которые мы выбираем, Дороги, которые выбрали нас».
Не случайно, создатели фильма поначалу так и хотели назвать фильм -- «Дороги, которые выбрали нас».
Игорь BIN
Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы
Отрывок из интервью с режиссёром Николаем Малецким (Эмилия Косинчук, "Факты")
-- У кого возникла идея создания фильма?
-- У Щербицкого! Хотя она носилась в воздухе. В середине 70-х годов киевское «Динамо» совершило стремительный взлет к вершинам мирового футбола, первым из советских клубов завоевав Кубок кубков и Суперкубок. Все болельщики, да и неболельщики были в состоянии эйфории. Вот на этой волне и произошла наша «конфиденциальная» встреча с председателем Госкино УССР Василием Большаком. Диалог был афористичным. Он: «Хлопцi, любите Лобановського?» Мы, как голодные волки, сверкнули очами и задохнулись. Он: «Не тiльки ви його любите! Є ще одна людина… » Мы: «Знаем!» Он: «Ви розумiєте, як це вiдповiдально?» «Мы готовы!» -- ответили мы в один голос, ошалев от собственной значимости. «Сiдайте i давайте конкретно розберемося: що, як i до чого… »
Вопрос вопросов: кто будет играть Лобановского? На нас обрушились десятки предложений. Мы же решили снимать тонкого и выразительного актера театра имени Ивана Франко -- Степана Олексенко. В фильме надо было показать научный подход к игре, новую методику тренировок, которую применили Лобановский и Базилевич. Ведь то, что происходило в киевском «Динамо» в 1974--1975 годах, было одним из самых серьезных экспериментов в отечественном и мировом футболе -- перестройка в самой организации футбольного дела. А всякая перестройка требует новых героев. Нужны были и новые лица на экране. Степу Олексенко мы знали очень хорошо. Это образованный, интеллигентный человек. Именно таким виделся нам тренер Бушуев, прототипом которого стал Лобановский.
-- Но я слышала, что эта кандидатура не устраивала Госкино Союза. Почему?
-- Чиновникам казалось, что в Олексенко нет упрямства Лобановского, что он слишком мягок, к нему трудно приклеить ярлык «неудобного человека», который был у Валерия Васильевича. В Госкино хотели в этой роли видеть кого-нибудь из популярных в то время актеров. Пришлось показать оппонентам «Гамлета» Козинцева, где Степан блестяще сыграл Лаэрта. Больше вопросов не было. И Валерий Васильевич поддержал нас, и наш консультант Михаил Ошенков, сын создавшего «Динамо» знаменитого тренера Олега Ошенкова, которого в народе называли крестным отцом Лобановского.
-- Были претензии к другим актерам?..
-- Да почти ко всем! «Навiщо вам отой носатий?» -- возмущался Василий Большак по поводу актера из МХАТа Жолобова, выбранного на роль Базилевича (в фильме -- Миленкова). А уж по кандидатуре Александра Пашутина на роль доктора Зеленцова (доктор Сеня) пришлось выдерживать настоящие сражения! Куратор студии Теплицкий увидел в нем сходство с психологом Карвальсом, знаменитым не столько тем, что готовил сборную Бразилии к чемпионату мира 1958 года, сколько тем, что забраковал Гарринчу и Пеле.
Другие чиновники доказывали нам, что в сценарии мы слишком увлеклись психологическими изысками доктора Сени, что на самом деле Лобановский не очень верит в сотрудничество тренера и психолога, считая, что психологической подготовкой игроков должен заниматься сам тренер. Раздавались голоса, что в актере Пашутине никто не узнает серьезного ученого Анатолия Зеленцова, который работал с Лобановским и Базилевичем над проблемой программирования учебно-тренировочного процесса и самой игры. В конце концов нам удалось отстоять всех выбранных нами актеров.
Но и этим дело не закончилось. Чиновники хотели перестраховаться: в сценарии не должно быть намеков на «договорные ничьи», на судей, которые «берут», на подпольный тотализатор, в котором ставки выражаются в цифрах со многими нулями, на футбольных «толкачей», а главное -- на профессионализм в футболе. О нем все знали, но вслух -- ни-ни!
А нам хотелось с экрана рассказать о псевдолюбительстве в футболе, о том, что спортсменов эксплуатируют, а спорт политизируют. С этим хотят покончить тренеры с новыми взглядами и на футбол, и на все, что происходит вокруг него.
Полностью интервью - Эмилия КОСНИЧУК, "Факты"
.