Опросы
Авторизация
Полезная информация
Фото альбом Фильмография: 1970 Городской романс |
ПАШУТИН Родился 28.01.1943, Москва Заслуженный артист РФ (1992) Детство и юность Александр Пашутин родился 28 января 1943 года в обыкновенной московской семье. Впервые случилось примерить на себя актерскую профессию еще в детсаду, на утренниках, в образе петуха. Тогда - то мама будущего актера сказала пророческие слова: «Петух – твоя первая роль». Потом веселая жизнь в московском Доме пионеров, в знаменитом детском ансамбле песни и пляски имени Локтева. Гастроли, гастроли, гастроли! На всю жизнь осталась в памяти актера первая поездка на Украину в августе 1953-го с этим ансамблем. Александру Сергеевичу было 10 лет, но он запомнил все детали того целого тура - Винница, Канев... Тогда праздновали воссоединение Украины с Россией, и дети по случаю выступали на центральном стадионе имени Хрущева в Киеве. И каждому дарили большие коробки конфет и украинские вышиванки, поили парным молоком, тут впервые городской паренек попробовал украинского борща. Навсегда запомнил июльскую вишню в селах, которая свешивалась ветками с сельских дворов на дорогу – рви – не хочу. Чудно! Затем было Суворовское училище и театральный кружок при нем: тут-то театральная бацилла окончательно поселилась в Александре Пашутине. А дальше понеслось: студия при театре Станиславского, в которую юноша поступил еще после восьмого класса. Педагог Иван Тарханов тогда сказал своему ученику: «Если есть «витамин ТТ» - талант и темперамент - все будет в порядке». Но это, скорее всего все же дается природой. Вот эта самая природа и не обделила Пашутина этим своим «ТТ»! В студии ВТО в то время вместе с Александром Сергеевичем учились Никита Михалков и Инна Чурикова, Марк Гейхман и Лиза Никищихина. Все два года учебы студийцы были заняты в спектаклях театра, где работал тогда и Евгений Леонов. И скорее всего именно вот за эти два года учебы человек и понимал, стоит ли ему посвятить свою жизнь этой профессии или нет. И Пашутин решил для себя твердо и навсегда: «Наверное, стоит». И посвятил. Театр Потом были незабываемые годы учебы в школе-студии при МХАТ, где преподавали великие мастера Тарханов и Комиссаров, Топорков и Массальский. После окончания в 1968 году, молодого актера пригласили в театр Гоголя, не худший, следует отметить, театр. Правда, Олег Ефремов в то время произнес: «Потерпи там годик и я тебя перетащу в «Современник». Но он потом взял на себя МХАТ и Пашутин остался в театре Гоголя, где и проработал 13 лет, о чем, кстати, ни дня не пожалел. С 1985 года Александр Пашутин перешел в театр имени Ермоловой, затем - в Театр имени Моссовета, а с 1996 играет в «Антрепризе Михаила Козакова». Кино. Начало пути Обычно, если театральному актеру удаются роли в кино, то его жизнь разветвляется на киношную и другую, придаточную, театральную. У Александра Пашутина, к счастью, перекоса не произошло. Он продолжал любить свой театр и снимался в кино. При этом актер всегда помнил – в каждом фильме нужно сниматься, как в последнем. Иначе если плохо сыграет актер, то кто-то после скажет: «Да ну его к черту! Он плохой артист». Именно этому неписанному для себя «закону» артист и следует, правда не часто, слышал и такое: «Саша, картина слабая, но ты – молодец, ты - ничего!» Вообще, Александр Пашутин считает, что у него развито чутье на слабые картины. Он даже одно время собирался коллекционировать картины, от которых отказался, чтобы посмотреть их потом на экране. И действительно – слабые картины оказывались, слабые сценарии, и даже критики не оставляли на них камня на камне. Первая картина Александра Пашутина была у Петра Тодоровского. В мелодраме «Городской романс» он блестяще сыграл доктора Крича. Потом был бригадир Качнов в драме «Премия», Семен Семенович Говядин в киноповести «Хождение по мукам», Лямин Кирилл Петрович в приключении «Исчезновение» и пассажир, вывихнувший челюсть в катастрофе «Экипаж». Пашутин все время снимался и никогда не хватался за голову: «Боже мой, чего я такое?». Кино, да, оно дает известность, или лучше «славу», хотя кому как удобно и нравится… А еще, если быть откровенными, неплохое финансовое положение, даже и в советское время. И, скорее всего самое главное – опыт. Ведь Александру Пашутину приходилось сниматься с теми, с кем в театре он никогда бы мог и не встретиться: Павел Кадочников, Борис Андреев, Нонна Мордюкова, Евгений Леонов, Иннокентий Смоктуновский, Армен Джигарханян, Евгений Евстигнеев… У них он, как артист неглупый, набирался опыта. А это важное дополнение к его врожденному «витамину ТТ». 1980-е годы 1984 год стал для Александра Пашутина на редкость съемочным. Его пригласили на роль Гмыря в детективе «ТАСС уполномочен заявить...» и предложили сыграть Костю Федотова в картине «Профессия – следователь». Затем были романтическая комедия «Что у Сеньки было?», мелодрама «Зачем человеку крылья», образ Платонова в нашумевшей криминальной истории «Приступить к ликвидации», драма «Преферанс по пятницам», киноповесть «Я за тебя отвечаю». И, конечно же, роль интеллигента-архитектора Спиркина в этом, таком продуктивном для артиста году, в притче большого мастера «мужского кино» Абдрашитова «Парад планет». В экзистенциальной драме режиссер на славу сложил мужской групповой портрет. Его герои - каждый целый мир, каждый как самостоятельная планета: звездочет 0лега Борисова в центре компании, Султан из мясного Сергея Шакурова, Пухов с арматурного Петра Зайченко, советский функционер городского масштаба Сергея Никоненко и «завязавший» Алексея Жаркова. Поистине интересная, звездная плеяда актеров. Чуть позже, в 1986 году Александр Пашутин снова снялся у Вадима Абдрашитова в роли Руслана в замечательном фильме о начале Перестройки - драме «Плюмбум, или Опасная игра». 1990-е годы Вообще Александру Пашутину везло на внимание именитых режиссеров, мэтров отечественного кино. Всего же на счету актера свыше восьмидесяти разноплановых ролей. У Эльдара Рязанова он снялся в такой известной картине, как городская притча, социальная трагикомедия «Небеса обетованные», ярко сыграв машиниста, представителя городской свалки начала 90-х - свалки, на которой живут люди - бомжи, те, кто не смог приспособиться к условиям жестокой действительности, и которые даже и здесь сильно мешали городским властям и должны были бороться за свои права нищих. Затем была роль красного комиссара в городской сказке, чудной мелодраме «Привет, дуралеи». Герой Александра Пашутина органично вписался в то симпатичное аутсайдерство, которое хотел воспеть Рязанов, и которое должно было объединить влюбленных героев. Все персонажи фильма, блестяще сыгранные Вячеславом Полуниным, Татьяной Догилевой, Борисом Щербаковым, Александром Ширвиндтом и Ольгой Волковой соответствуют местам и функциям, которые отвел им мудрый Рязанов. У Петра Тодоровского Александр Пашутин снялся в фильме о жизни и нравах военного городка в первые послевоенные годы «Анкор, еще Анкор». Трагическая мелодрама, снятая в стиле «ретро». Александр Пашутин, правда, в этой ленте был занят в роли второго плана. Хотя, доверив второплановые роли великолепным актерам, Тодоровский расширил и углубил жизненное пространство своего фильма. Персонажи Пашутина и Никоненко, Ильина и Яковлевой, Гниловой, Малеванной и Ильина отразили на экране в лицах все многообразие поколения победителей. А у Андрея Михалкова-Кончаловского в социально-историческом триллере о мрачной эпохе 1930-1950-х годов «Ближний круг» Александр Пашутин был занят в эпизодической роли. Первый фильм, как запоздалый отклик на сталинскую тему, столь популярную в эпоху перестройки, снятый Андреем Михалковым-Кончаловским в России по возвращении из США. Условием продюсера было занять в главных ролях американских актеров - так появился тут в роли киномеханика формановский Амодей - Том Халс - и Лолита Давидович в роли его жены. Они играли добросовестно и сочувственно, но все же режиссер, нельзя не заметить, блестяще сделал все, чтобы они, в меру своего совершенно иного опыта, хоть как-то смотрелись на фоне потрясающе работающих во второстепенных ролях Александра Пашутина, Ирины Купченко, Евдокии Германовой и Марии Виноградовой. «Последний герой» Александр Пашутин - человек открытый и легкий на подъем. Но его никогда не увидишь в дешевых программах и пошлых ток-шоу, поскольку, несмотря на покладистый характер, Александр Сергеевич хорошо знает себе цену. Правда, он охотно принял участие в «Последнем герое». Хотя поездка на остров - не была стремлением испытать себя. Во-первых, актеру в то время было 59 лет. Скорее всего, подумалось: в кои-то веки ещё он попадет в Доминиканскую Республику? Да никогда в жизни! А тут поехали, да ещё компания была хорошая - люди замечательные, заранее все знали, кто поедет. Ну и потом, естественно, действительно было интересно испытать свой организм, коэффициент прочности в теле, в мозгах, в психике. Потому что там же совсем другие условия! Не то что у дома: трёхкомнатная квартира, где стоит только хлопнуть в ладоши: «Люба, подай!» И жена всё подаёт, как сказочная скатерть-самобранка. Там - на острове, среди океана, среди дикой природы - условия были совсем другие. Можно сказать даже - никаких условий! Поэтому, конечно, в этом был большой интерес: попробовать самого себя, кто ты и что ты, как и насколько ты ещё функционируешь. И в итоге вроде и ничего, есть еще порох в пороховницах у актера Александра Пашутина! 2000-е годы Удачно Александр Пашутин вписался и в современный кинематограф. Только за 2004 год им было сыграно около десятка ролей. Роль Шныря в сериале «Боец», участие в съемках криминальной драмы «Тайный знак. Формула счастья», строгий и в то же время хитроватый Семён Натанович Ковлер в киноленте «Надежда исчезает последней», а также роли в фильмах и сериалах: «Граф Крестовский», «На безымянной высоте», «Узкий мост» и др. Режиссеры не забывают о талантливом актере, по-прежнему регулярно его приглашая. Сериалы, полный метр, - Александр Пашутин снимается везде, если считает материал интересным. И роли то все разные. Вот, например, его Эдуард Георгиевич Орлов из сериала «Люба, дети и завод» (2005) - типичный советский положительный ветеран труда и неисправимый подкаблучник. А вот - мужественный генерал Григорьев в сериале «Гибель империи» (2005). Запомнился и его красавец Трегуб в военном фильме «Ленинград» (2007). И, конечно же, съемки в Киеве в военном детективе, сериале «Смерть шпионам!»
(2007). Александр Пашутин сыграл одну из главных ролей майора Черепахина, настоящего
русского служаки - доброго, хозяйственного, по-отечески относящегося к солдатам.
Александр Сергеевич взахлеб рассказывает о работе, о съемочной группе, об отличной
организации всего процесса: «Я просто очарован режиссером Сергея Лялина! Даже
не думал. Знаете, когда спросили у Жана Габена, что самое главное в фильме, он
ответил: «Во-первых, во-вторых, и в-третьих – хороший сценарий». Так и тут. Отныне,
если компания «Стар-медиа» предложит мне пусть совсем небольшую роль, не раздумывая
откажусь от любых других, даже более выгодных». Такое признание именитого актера
дорогого стоит. Личная жизнь Часто актерам, людям творчества, не всегда хватает времени вдоволь побыть отцом, мужем, дедом… А у Пашутина и тут все в порядке, как говорят «на мази!» Он был, впрочем и есть, хороший папа, он - хороший дед и неплохой муж. И на жену у актера времени хватает, и на внуков. «Сидя на печке», конечно же, он уделял бы им больше времени, но от жены он никогда не слышал: «Тебя не было дома полтора месяца, надоело!» Она мудрая женщина, тем более что она киевлянка, с Подола. А еще у Александра Пашутина есть любимая теща, кстати, тоже из Киева. И он ее о-бо-жа-ет! За нее – хоть на амбразуру. Она, отдать ей должное, за все годы ни одного поперечного слова не сказала! Как такую не любить! Вообщем-то, по натуре Александр Сергеевич очень уравновешенный. Он никогда не испытывал стрессов, он их даже не знает. Ну, были у него, как у всех, в личной жизни некоторые неприятности. Но про Пашутина нельзя сказать, что он, к примеру, от переживаний запивал, он — человек непьющий, или там… вешался, резал себе вены - да упаси Господь! Жизнь так прекрасна! А вот по поводу спорта - в этом Александр Сергеевич просто сумасшедший! Он ездит в клуб «подкачаться», отлично играет в теннис, любит поплавать, просто обожает парную… «Всегда говорил, что и киноактёры, и актёры театральные — народ ленивый. Но надо взять себе за правило, что ты должен своим телом заниматься! Отдай этому хоть час-полтора, но каждый день!» - советует всем, и собратьям актером и просто народу, Пашутин Александр Сергеевич. Александра Сонечкина Использованные материалы: |