Опросы
Авторизация
Полезная информация
Фото альбом Фильмография: 1955 Встретимся на стадионе
|
ТКАЧУК 31.08.1932, Свердловск – 10.01.1994, Москва Народный артист Узбекской ССР (1964) Ташкент Роман Ткачук родился 31 августа 1932 года в Свердловске. Позже он вместе с родителями переехал в Ташкент. В те годы Ташкент являлся культурным центром советской Средней Азии. В местных театрах ставились интересные спектакли, работали яркие артисты. «Заразился» сценой и Роман. В 1955 году он окончил режиссерский факультет Ташкентского театрально-художественного института им. А. Н. Островского. А еще двумя годами раньше молодой актер начал играть в Ташкентском русском драматическом театре им. Горького. Очень скоро Роман Ткачук стал местной знаменитостью, играя как комедийные, так и драматические роли. Его героями становились: разбитной хулиган в печальной пьесе Зака и Кузнецова «Два цвета», строгий флотский офицер в «Океане» Штейна, Фортинбрасс в «Гамлете» Шекспира, Раскольников в Преступлении и наказании» Достоевского. Зрители охотно посещали спектакли с его участием. Один из зрителей тех лет Павел Подкладов вспоминает: «Почему-то сразу запомнился лупоглазый, улыбчивый паренек с характерным мягким говорком. (Это сейчас он видится мне пареньком, а тогда казался просто небожителем!) Актер был до того обаятелен и правдив (театральный критик написал бы – органичен), что стоило больших усилий не поддаться искушению и не начать с ним диалог из зрительного зала, а то и броситься на сцену как к «закадычному приятелю». Он обладал какой-то невероятной привлекательностью, магнетизмом, как бы сейчас сказали – харизмой. И был настоящим премьером театра и кумиром многонациональной ташкентской публики. Хотя, отмечу без ложной скромности, что в те годы в Театре им. Горького работало немало замечательных и даже уникальных артистов. <…> …ролями его не обижали. И поклонники вниманием – тоже. После спектакля возле служебного входа в театр на улице Карла Маркса всегда толклась уйма почитателей, чтобы хотя бы одним глазком лицезреть кумира. Он выходил из театра, не рисуясь, абсолютно «без понтов», как говорит нынешняя молодежь. В нем, конечно, угадывалось чувство собственного достоинства, но оно было замешано не на высокомерии, а на сознании того, что он делает свое дело хорошо, талантливо, без дураков…» В Ташкенте Роман Ткачук отработал десять лет и по праву заслужил звание Народного артиста Узбекской ССР. Когда же провинциальные рамки стали тесны для его таланта, он перебрался в Москву… Театр Сатиры В 1965 году Роман Ткачук стал актером Московского театра Сатиры. Несмотря на звездное окружение, он довольно быстро прижился в коллективе. Одной из первых его работ стала роль Присыпкина в «Клопе» Маяковского, затем Ткачук получил роль в пьесе Григория Горина «Феномены». Позже были: Свистунов в спектакле «Тень» по Салтыкову-Щедрину, садовник Антонио в знаменитой постановке «Женитьба Фигаро», Дон Жуан в спектакле «Дон Жуан, или Любовь к геометрии», Чудаков в «Бане», Полудушкин в «Пене», Оргон в «Тартюфе». Знаменитый Александр Ширвинд, проработавший на одной сцене с Романом Денисовичем, так отзывался о нем: «Ткачук раскрылся как яркий характерный актёр, наиболее органичный в образах драматического и трагикомического звучания. В его персонажах, будь они самодовольные мерзавцы или глупые простаки, всегда звучали нотки лирической грусти, тоски и неустроенности». Вершиной творчества Романа Ткачука стала роль Подсекальникова в «Самоубийце» Николая Эрдмана в постановке Валенитина Плучека. Вот как описывал об этой работе Павел Подкладов: «…смешной и несчастный Подсекальников вызывал массу самых разных чувств: и смех, и душевное сочувствие, и жалость. Пожалуй, только в «Самоубийце» артисту, наконец, удалось в полной мере проявить свой тонкий лирико-комедийный дар. Помнится, я сидел на этом спектакле довольно близко, и до сих пор не могу забыть глаза несчастного Подсекальникова, в которых светилось невыразимая безысходность, отчаяние маленького человека, которого, как зверя, «гонят весело на номера»…» Кабачок 13 стульев В 70-е годы огромным успехом у зрителей пользовалась юмористическая телевизионная передача «Кабачок 13 стульев». Главные роли в программе исполняли артисты Театра Сатиры. Среди них блистал и Роман Ткачук. В «Кабачке» Ткачук играл роль пана Владека, глуповатого, но обаятельного мужа пани Терезы. Этот образ полюбился не только отечественным, но и польским зрителям, благодаря чему актер и был удостоен звания заслуженного деятеля польской культуры. Кино Роман Ткачук много снимался в кино. Обычно это были роли второго плана, но в каждый эпизод он старался вложить какую-то изюминку, что придавало его персонажам особый блеск. В памяти зрителей остались: грустный пьянчуга завклубом Геннадий Николаевич Паздников в популярной детективной трилогии «Деревенский детектив», «Анискин и Фантомас», «И снова Анискин»; суровый, но в то же время немного забавный комиссар Заплатин в комедии «Бумбараш»; браконьер Егор Егорович Пантюхов в комедии «Ты - мне, я – тебе»; смешной пациент Николай Николаевич Персиков в экранизации булгаковского «Собачьего сердца». В активе актера и более серьезные работы: Петр Первый в «Балладе о Беринге и его друзьях», генерал-майор Алексей Епишев в киноэпопее «Освобождение». Особое место в творчестве Романа Ткачука занимают его роли в детских картинах. Как известно дети не прощают фальши, и именно на таких фильмах проверяется актерский талант. В золотой фонд отечественного кино вошли ленты с участием Ткачука: «Чиполлино» (Пес Мастино), «Умные вещи» (Царь), «Рассказы о Кешке и его друзьях» (управхоз Яков Григорьевич), «Фантазии Веснухина» (маляр), «Кольца Альманзора» (принц Альдебаран). Последнюю свою роль в кино Роман Ткачук сыграл в экранизации знаменитого романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Его героем стал швейцар в Грибоедово. Однако этой картины актер так и не увидел… Вместе… Люди, близко знавшие семью Романа Ткачука, отмечали, что он просто боготворил свою супругу Майю Гнездовскую. Вместе они прожили долгую счастливую жизнь. В конце 1993 года Майя Гнездовская серьезно заболела. Роман Денисович очень переживал по этому поводу. 9 января 1994 года ее забрали из больницы домой, а в ночь на 10 января Майя Гнездовская умерла. Роман Денисович пережил ее всего на несколько часов. Их похоронили вместе на Долгопрудненском (Центральном) кладбище (участок № 77). Игорь BIN Использованные материалы: |