Опросы
Авторизация
Полезная информация
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Историческая комедийно-ироничная мелодрама "Сказ про то, как царь Пётр арапа женил"
Режиссёр: Александр Митта.
Сценаристы: Юлий Дунский, Александр Митта, Валерий Фрид.
Оператор: Валерий Шувалов. Композитор: Альфред Шнитке.
СССР. Производство: Мосфильм. 1976.
История арапа Ганнибала, подаренного Петру Первому и несколько лет проведшему во Франции. После возвращения арапа в Россию Пётр решает женить его на дочери богатого дворянина. Но Ганнибал не хочет брать в жёны девушку против её согласия…
Премьера: 6 декабря 1976.
Герои фильма:
Ибрагим Ганнибал (Владимир Высоцкий)
царь Пётр (Алексей Петренко)
Гаврила Афанасьевич Ртищев (Иван Рыжов)
Сергунька Ртищев (Михаил Кокшенов)
Наташа Ртищева (Ирина Мазуркевич)
Ванюша Ртищев (Евгений Митта)
Михайло Говоров (Семён Морозов)
Филька (Валерий Золотухин)
Балакирев, шут (Михаил Глузский)
Ягужинский (Олег Табаков)
Другие персонажи:
Екатерина I (Людмила Чурсина) |
офицер (Владимир Меньшов) |
Лицом - арап, а душой – русский. История арапа Ганнибала
Фильм Александра Митты «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» поставлен по незаконченному историческому роману Александра Пушкина «Арап Петра Великого». При написании романа Пушкин опирался на документы и материалы о Петровской эпохе. Вместе с тем, он переосмыслил некоторые факты, дав волю творческому вымыслу. Так, романе его предок Ганнибал благодаря Петру женится на дочери русского боярина Ртищева Наталье, тогда как в действительности тот женился уже после кончины первого российского императора, причём на темпераментной гречанке Евдокии Диопер. Но перенос женитьбы в петровское время сделал сюжет ярче, позволил ярко раскрыть характеры персонажей, уже тогда ставших легендарными.
На главную роль арапа Ибрагима Ганнибала Александр Митта пригласил одну из самых харизматичных личностей того времени – Владимира Высоцкого. Отмечают, что сам Высоцкий был очень рад этому назначению. По его собственным словам, в картине у него возникла возможность сыграть роль «интеллигентного человека в неинтеллигентном мире».
По сюжету герой фильма Ганнибал, ещё в юном возрасте подаренный Петру Первому, провёл несколько лет во Франции, где обучался наукам, хорошим манерам, а успел завести себе замужнюю любовницу, что в результате привело к скандалу. Возвратившись в Россию, Ганнибал начинает участвовать в светских мероприятиях, где знакомится с Натальей Ртищевой. Он влюбляется в девушку, и Пётр решает женить своего крестника на ней. Но Наталья боится арапа, а тот, в свою очередь, не хочет брать её в жёны насильно, чем вызывает гнев государя…
Стоит отметить, что руководство Мосфильма было против утверждения Высоцкого. Но Митта был убеждён в своём выборе и сумел продавить кандидатуру. В итоге назначение Высоцкого на главную роль оказалось 100-процентным попаданием. Ганнибал стал как бы отражением на экране самого Владимира Семёновича – личности сильной, темпераментной, независимой, наделённой исключительной энергетикой. В фильме перед зрителями предстаёт человек исключительного достоинства и чести. Его история – это история борьбы за самого себя, история противостояния царю и вельможам. А ещё это история одинокого человека, которого никто не понимает. В фильме Ганнибал так характеризует сам себя: «Лицом - арап, а душой - русский, офицер, а книгу люблю больше шпаги, любовник, которого не любили, отец которому не суждено видеть своего дитя».
Так же Митте пришлось отстаивать кандидатуру Алексея Петренко, который до этого снялся в скандальной ленте Элема Климова «Агония» и был не в чести у начальства. Но Митта видел в образе Петра Первого именно этого актёра. Алексей Петренко сыграл роль российского самодержца, может быть, несколько стереотипно, но очень сочно, от души, демонстрируя его характер без всяких прикрас, со всеми достоинствами и недостатками. И это делает героя по-настоящему живым и притягательным.
Блестяще выглядят и другие персонажи фильма: нежная, ранимая Наташа Ртищева в исполнении Ирины Мазуркевич, комичный Филька Валерия Золотухина, туповатый Сергунька Ртищев Михаила Кокшенова, задиристый Михайло Говоров Семёна Морозова, опытный царедворец Ягужинский Олега Табакова и ох какой непростой шут Балакирев Михаила Глузского.
Весь сюжет фильма преисполнен тонкой иронии. Этот тон задаёт не только игра актёров, но и удивительная музыка Альфреда Шнитке. Примечательно то, что Высоцкий предлагал использовать в фильме две собственные песни. Однако уже в процессе монтажа Митта понял, что по своей стилистике они диссонируют с кинокартиной, и вынужден был отказаться от них. А вот музыка Шнитке отлично вписалась в сюжет, создав соответствующую атмосферу. «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» - это, и не комедия, и не мелодрама, хотя здесь присутствуют и комические моменты, и лирические, романтические сцены. Местами сюжет откровенно напоминает лубок. Но, кто сказал, что лубок не может быть шедевром?! Митта своим фильмом доказывает обратное.
Изначально фильм был смонтирован в 2-серийном варианте. Однако руководство Мосфильма настояло на сокращении картины, и в результате «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» вышел в односерийном варианте.
Игорь BIN
Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.