Опросы

Нравится наш новый дизайн?

.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.

Драма "Магистраль"

Режиссер: Виктор Трегубович
Сценарист: Виктор Трегубович. Композитор: Алексей Рыбников
СССР. Производство:Ленфильм. 1983

Магистраль Производственная драма Виктора Трегубовича "Магистраль" с ярко выраженными элементами фильма-катастрофы погружает зрителей в мир железной дороги с её извечными проблемами. Неразбериха и взаимоисключающие приказания от руководства Красногорской железной дороги приводят к сбою в расписании движения поездов, а затем и к аварии, в которой гибнет молодой помощник машиниста…

Фильм снят по мотивам повести В. Барабашова "Жаркие перегоны".

Премьера: 8 августа 1983 г.

Персонажи фильма:
Константин Андреевич Уржумов (Кирилл Лавров), начальник железной дороги
Василий Иванович Желнин (Всеволод Кузнецов), зам.начальника железной дороги
Людмила (Марина Трегубович), проводница
Санька Ткаченко (Павел Семенихин), помощник машиниста
Капитолина Николаевна Гвоздева (Людмила Гурченко), представитель нефтеперегонного завода
Евгений Александрович Бойчук (Владимир Гостюхин), диспетчер окружной железной дороги
Шилов, Агеич (Иван Агафонов), машинист скорого поезда
Игорь Борисович (Игорь Дмитриев), "двойник" - пассажир без места
студент-безбилетник (Сергей Проханов)
Александр Никитович (Михаил Погоржельский), помощник Уржумова

Фёдор Николаевич Исаев (Борис Соколов), начальник отделения
Сергей Фёдорович Колобов (Юрий Демич), заведующий отделом транспорта обкома партии
Сергей Васильевич Потапов (Владимир Меньшов)
Иван Николаевич (Фёдор Одиноков), дежурный станции Шумково
секретарша Колобова (Эра Зиганшина)
пассажир поезда в пижаме (Олег Белов)
Света (Наталья Егорова), проводница

Евсей Евсеевич Сажин (Валентин Жиляев)
Татьяна Алексеевна (Валентина Ковель), секретарша Василия Ивановича
пассажир, опаздывающий на самолёт (Юрий Лазарев, озвучивает Александр Демьяненко)
Владимир Николаевич (Александр Липов)
Степняк (Анатолий Равикович)
Наджаф (Олег Хабалов)
железнодорожник (Павел Кашлаков)

Когда виновата система

МагистральХотя фильм Виктора Трегубовича нередко относят к жанру фильма-катастрофы, самой аварии на железной дороге в нём уделено совсем мало времени. Да и фильм, собственно говоря, о другом. Большая часть сюжета уделена проблемам в железнодорожном хозяйстве, а если смотреть более широко, то и во всём обществе.

Эти проблемы проявляются уже с первых кадров, когда начальник железной дороги Уржумов на упрёки руководства по телефону возражает, что пропускная способность дороги ниже необходимой, а сверху поступают лишь одни постановления и распоряжения. Погружаясь в мир железной дороги, зрители становится свидетелем срыва графиков движения, проблемами поставок вагонов предприятиям, взаимоисключающими приказами и указаниями сверху, неустроенностью быта служащих, невнимательностью и безразличием отдельных работников, фактами посадки левых пассажиров и т.д. Всё это напрямую не связано с катастрофой, по крупицам создаёт общую систему, которая и порождает подобные ситуации.

При этом в фильме нет ярко выраженных положительных или отрицательных персонажей. Есть работники и представители всех рангов – от проводницы и диспетчера до начальника железной дороги и заведующего отделом транспорта обкома партии. Каждый из них занят своим делом, и никто напрямую не виноват в катастрофе, которая в итоге случится и унесёт жизнь молодого парня, помощника машиниста Сани Ткаченко (Павел Семенихин). Ну, проглядел кто-то неисправность – работа рутинная, не всегда и заметишь. Кто-то поспешил отправить поезд – так это же начальство подгоняет. Представитель нефтеперегонного завода Гвоздева (Людмила Гурченко) попросила выделения вне очереди цистерн - так не для себя ведь старается – для завода. Жена диспетчера Бойчука пилит мужа по телефону – устала женщина ютиться с детьми в крохотной квартире. А начальник отделения Исаев (Борис Соколов) отказывает Бойчуку в выделении той самой квартиры - ну, нет их сейчас, что поделать. И конечно не виноваты руководитель железной дороги Уржумов (Кирилл Лавров) и его заместитель Желнин (Всеволод Кузнецов) - уж они-то работают не покладая головы. А то, что указания диспетчеру дают взаимоисключающие (то ввести в график фирменный поезд, то гнать цистерны для нефтеперегонного завода) – так и на это есть объективные причины… В итоге конкретных виновных нет, а человек погиб…

Правда, "стрелочника", как обычно, найдут – им станет диспетчер Бойчук (Владимир Гостюхин), которого временно отстранят от работы. А ещё будет много разговоров на совещаниях, где "большие дяди" будут говорить правильные, красивые слова о "наболевших проблемах", захлестнувших железную дорогу и о том, что их нужно решать. Особенно убедительно выглядит в этом плане Уржумов. Напористый, уверенный в своей правоте, он даже смерть Ткаченко использует в своём стиле – бездушно и цинично – упомянув о ней на очередном совещании для того чтобы ответно "наехать" на представителя обкома партии. Для них смерть человека – лишь досадная неприятность, случившаяся на производстве…

Интересные факты

Съёмки фильма производились на Красноярской железной дороге и в Красноярске (в кадр попали площадь Революции со зданием крайкома и Управление Красноярской железной дороги). В "роли" станции «Красногорск» выступила реальная станция «Ачинск-I ».

На съёмках использовался локомотив ВЛ80р-1685, который в реальной жизни был приписан к депо станции Боготол. Надпись «БОГОТОЛ» на электровозе во время съёмок была замазана, но крайне небрежно, и внимательный зритель может её увидеть.

Игорь BIN

Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы

Фото из фильма