Опросы
Авторизация
Фото альбом Фильмография: 1967 Зеленая карета
|
КОВЕЛЬ 23.01.1923, Ленинград - 15.11.1997, Санкт-Петербург Народная артистка СССР Годы войны Дочь расстрелянного в годы репрессий начальника Севморпути Павла Ковеля Валентина Ковель стала актрисой не благодаря, а вопреки своей нелегкой судьбе. В театральный институт она поступила в грозном 1941-м. Поступила и тут же отправилась рыть окопы на подступах к Ленинграду. Занятия в институте постоянно прерывались сиренами и бомбежками, будущим артистам приходилось забираться на крыши и сбрасывать с них вражеские «зажигалки». А когда стали доставлять раненых с фронта, девушка отправилась работать в госпиталь. Там кормила и перевязывала раненых, а вечером находила в себе силы еще и петь и танцевать для них. Любимая актриса Товстоногова По окончании войны в 1946 году Валентина Ковель была принята в труппу Ленинградского театра драмы имени Пушкина. На его сцене актриса играла острохарактерные роли с элементами эксцентрики и гротеска, воплощая живые, сочные образы героинь внешне непритязательных, но привлекающих жизнелюбием, веселым нравом: Зойка Толоконцева («Годы странствий») и Лешка («Дальняя дорога») А. Н. Арбузова, Настя («На дне» М. Горького), Варвара («Гроза» А. Н. Островского), Клара («Сонет Петрарки» Н. Ф. Погодина), Мурка («На диком бреге» по Б. Н. Полевому) и др. Но настоящая популярность к актрисе пришла много позже, после того, как в 1966 году актриса перешла в Большой драматический театр имени М.Горького. Здесь, под руководством Георгия Товстоногова (она была его любимой актрисой) Валентина Ковель создала свои лучшие образы. В первую очередь, это - сваха Кабато из спектакля «Ханума». Замечательной работой актрисы была ее Вязопуриха в спектакле «История Лошади». В этой постановке, ставшей визитной карточкой БДТ, она блестяще играла вместе с Евгением Лебедевым. Запомнилась Валентина Ковель и по спектаклям: «Ревизор» (Пошлепкина), «Прошлым летом в Чулимске» (Анна Васильевна), «Влияние гамма-лучей на бледно-желтые ноготки» (Беатрис), «Энергичные люди» (Вера Сергеевна), «Смерть Тарелкина» (Брандахлыстова), «На всякого мудреца довольно простоты» (Манефа), «Визит старой дамы» (Клер Цаханесян) и другим. Работы Валентины Ковель были всегда разноплановы, отличались глубиной, достоверностью, меткостью наблюдений. По замечанию критика А.П. Свободина, каждую свою роль Валентина Ковель превращала в «точный снайперский выстрел», умела довести неглавную роль до уровня главной, приковывая к себе внимание зала. Многие годы бок о бок с Валентиной Ковель выступал на сцене БДТ ее муж, народный артист РСФСР, знаменитый актер Вадим Медведев. Питерский бомонд любил Валентину Павловну за ее открытый характер, жизнелюбие, эксцентрику. Она обожала шумные компании, всегда была в центре внимания, никогда не чуралась «крепких словечек» и до конца оставалась воплощением оптимизма. Валентина Ковель была убеждена: «Как ни страшна порой бывает жизнь, все же самое страшное – это утратить способность улыбаться». Кино. Упущенные возможности В кино Валентина Ковель снималась крайне редко и в основном в эпизодах. На память приходят ее Галина Андреевна, подруга Махно в драме Иосифа Хейфица «Салют, Мария!» сутенерша Нюрка в сериале «Рожденная революцией», Пиковая дама Каргана в детском фильме «Веселое сновидение, или смех и слезы», Анна, мать Василия Лобанова, в мелодраме «Трижды о любви», колдунья Клара в эротической комедии «Колесо любви». Даже по этим немногочисленным ролям можно судить о богатом потенциале Валентины Ковель в кино. По мнению специалистов, своим артистизмом и природным темпераментом она могла наполнить любую роль, затмив многих киноактрис. Но, увы, кинематограф не разглядел ее неординарного таланта. Игорь BIN Использованные материалы: |