Опросы

Нравится наш новый дизайн?

Проханов Сергей_Фото_Актеры советского и российского кино

Фото альбом

Фильмография:

1970 Семья, как семья
1971 Ох, уж эта Настя!
1972 Юлька
1972 А пароходы гудят и уходят...
1974 Всего одна ночь
1975 Ольга Сергеевна
1975 Веселый калейдоскоп
1976 Всего одна ночь
1977 Усатый нянь
1977 Солнце, снова Солнце - мюзикл
1978 Молодая жена
1978 Дальше - тишина - телеспектакль
1979 Ты помнишь?
1979 Завтрак на траве - мюзикл
1981 Трижды о любви
1981 Деревенская история
1981 Корпус генерала Шубникова
1983 Магистраль
1983 Оставить след
1984 Первая конная
1985 Осторожно, Василек!
1985 Подвиг Одессы
1985 Ради нескольких строчек
1985 Про кота...
1985 Следствие ведут знатоки. Дело N18. Полуденный вор
1986 Размах крыльев
1988 Мисс миллионерша
1990 Бес в ребро
1990 Коррупция
1991 Гений
1991 Привал странников

ПРОХАНОВ
Сергей Борисович

Родился 29.12.1952, Москва

Народный артист РФ (1996)
Заслуженный деятель искусств РФ (1999)

Детство

Сергей Проханов родился 29 декабря 1952 года в Москве. Воспитывался он как обычный ребенок, увлекаясь всем и понемножку. Благо рядом с домом находился Дом пионеров. В кружках этого дворца его научили и музыке, и пению, и танцам. А еще мальчик увлекался физикой, математикой и театром. Последнее победило, став не просто увлечением, а любимой профессией Сергея.

Первые роли в кино

По окончании школы Сергей Проханов поступил в Театральное училище им. Б. В. Щукина. Очень скоро состоялся и его дебют на киноэкране - в семейной драме Бориса Ниренбурга «Семья, как семья». Дебют был двойной – вместе с Сергеем свою первую роль сыграл и Игорь Костолевский.

До окончания театрального Сергей Проханов снялся еще в нескольких картинах: «Ох, уж эта Настя!» (вожатый), «Юлька», «А пароходы гудят и уходят...» (Лёня). Уже тогда стал закладываться будущий образ актера – веселый, разбитной парень.

Всенародная любовь

В 1974 году Сергей Проханов окончил Театральное училище, и был принят актером в труппу Театра им. Моссовета. Да и кино не забывало молодого актера, предлагая различные роли, как, например, тунеядца и убийцу Пашку Пузырева в детективе «Всего одна ночь». Неплохая работа, но все-таки, это было не его.

На свою первую большую роль «усатого няня» Кеши Сергей Проханов был утвержден удивительно легко. Хотя, почему удивительно? Сергей Проханов с улыбкой вспоминает: «Я был ловкий, талантливый и, как говорил режиссер фильма Владимир Грамматиков, наглый. Пришел на студию и сказал: «Можете не волноваться, вы меня нашли».

Для Грамматикова это была первая полнометражная работа, но режиссер уже тогда обладал прекрасным чутьем на актеров. Утвердив Проханова на роль, он не ошибся. Романтическая внешность, искренность, чистота чувства позволили Сергею Проханову создать запоминающийся образ доброго, музыкального юноши, который после окончания школы никак не мог найти себе дело по душе, пока к его проблеме не подключились общественность ЖЭКа, участковый и заведующая детским садом, обнаружившая у него великий талант воспитателя.

Фильм «Усатый нянь» стал звездным часом молодого актера. В один миг картина стала культовой, а Сергей Проханов необыкновенно знаменитым. Закрепила успех актера главная роль Ивана Ковалева в детской картине «Завтрак на траве», вышедшая тремя годами позже. Собственно говоря, Проханов играл все тот же образ - вновь веселый молодой парень, которому все также интересно повозиться с детьми. Только теперь свои педагогические качества герой Проханова демонстрирует не в детском саду, а в пионерлагере, где является вожатым.

Вдобавок ко всему Проханов в фильме «Завтрак на траве» еще и спел. Прекрасная лирическая песня о Золотой рыбке, к которой обращается герой фильма, прося, чтобы любимая девушка обратила на него внимание. Ну, как могли перед ней устоять миллионы женских сердец?! На актера свалилась просто всенародная любовь. Постоянные приемы в его честь, мешки писем, признания в любви краской на асфальте либо помадой на стекле машины, - через все это Сергей Проханов прошел. Был момент, когда и «звездочку» поймал, в чем сам честно и признается. Ну, как без этого – по молодости-то? Но «вылечился» от этого быстро. Таланту не позволительно почивать на лаврах.

80-е годы

В последующие годы Сергей Проханов продолжал сниматься в кино, правда столь большого успеха уже не было. Самая известная работа первой половины 80-х – главная роль в мелодраме Виктора Трегубовича «Трижды о любви» (1981). Проханов сыграл колхозного шофера Ваську Лобанова, который возвращается в деревню из армии и узнает, что его любимая вышла замуж. Но чаще доставались эпизоды: студент в драме «Магистраль», шофёр Аркадий в детском фильме «Осторожно, Василек!», моряк в военной ленте «Подвиг Одессы».

Зато большие успехи ожидали Сергея Проханова в театре. Своей работой в спектакле «Сашка» режиссера Г.Черняховского (1981) он заявил о себе как о серьезном и талантливом актере. Большой удачей стала и роль Ростика в спектакле «Пять углов» режиссера К.Гинкаса, поставленном на малой сцене Театра им. Моссовета.

В 1983-85 годах на сцене Театра им. Моссовета актером были созданы образы: Якова Лаптева («Егор Булычев и другие» Горького), Шакала («Кошка, которая гуляла сама по себе» Н.Слепаковой), Бибичева («Фабричная девчонка» А.Володина), Темо («Премьера» Л.Росеба) и другие. Закономерным итогом было присвоена Сергею Проханову в 1986 году звания «Заслуженный артист РСФСР».

Расставание с кино

Последнее, что актер сыграл в большом кино - роль обаятельного спекулянта Костика, который решил противостоять не менее обаятельному аферисту Ненашеву (блестящая роль Александра Абдулова), шантажирующему мошенников и подлецов, в нашумевшем «Гении» Виктора Сергеева.

Плутовской детектив - так охарактеризовали жанр этого фильма сами его создатели. А после этой роли, новые русские стали считать Проханова своим братком. Однажды, на дороге в «пробке», из соседней машины вылезли два бугая, простые такие, с пистолетами в руках: «Пойдем, кореш, выпьем». В общем, тогда впервые актер понял, что с кино надо завязывать.

Напоследок Сергей Проханов сыграл небольшую роль у Александра Бланки в детективе «Привал странников» и решил, что с кино расстался насовсем.

«Кино умерло, - считает Сергей Проханов. - Раньше фильмы по полгода не уходили из проката, их смотрели по несколько раз. Достаточно было сняться в одной удачной ленте, и ты сразу становился звездой. Сейчас многие хорошие фильмы лежат на полках, или поступают в продажу на видео. Удача, если фильм купит телевидение, тогда его увидят, а так…»

Телевидение

Одно время Сергей Проханов решил попробовать себя на телевидении. Он принял предложение вести передачу «Знай наших», рассказывающую об отечественном кинематографе. Согласившись на роль ведущего, актер надеялся, что программа разрастется в телеальманах, придумал даже несколько интересных рубрик. Но… «…в результате получилась обычная викторина с примитивными вопросами, типа: «Что ел Миронов в таком-то эпизоде?», - вспоминает Сергей Проханов. - Времени эта работа отнимала массу, поэтому я помучился год и ушел».

Тем не менее, сама профессия телеведущего Проханову понравилась. Он, признается, что любит и поговорить, и пообщаться с людьми…

«Театр Луны»

В 1990 году Сергей Проханов приняо участие в постановке знаменитой рок-оперы Э.-Л.Уэббера «Иисус Христос-суперзвезда», сыграв роль Ирода. Вскоре после этого у него родилась идея создания собственного театра. Первоначально он организовал кооператив «Маскарад», а в феврале 1992 года Сергеем Прохановым был создан на собственные средства «Театр Луны».

Звучное, необычное название. Хотя сам Сергей Проханов ничего необычного в нем не видит: «Есть же «Театр Тумана» в Японии, «Театр Ночи» в Праге, «Театр Солнца» в Париже: Почему наши театры обязательно должны носить имя какого-нибудь патриарха? Полное название «Театр-студия реалистической фантастики», в наших спектаклях обязательно присутствует какая-то оторванность: полет фантазии, нашего подсознания. А это происходит только ночью, при свете Луны».

Сегодня Сергей Проханов живет только своим детищем. Но в принципе, этого с лихвой хватает. Практически все пьесы, которые ставят в театре – его, Сергея Проханова. Он пишет для своей маленькой площадки и сразу под тех актеров, которые будут играть. А в театре у него играет много «звезд»: Певцов, Соколов, Ливанов, Терехова, Кондулайнен. В репертуаре театра: аншлаговая «Лиромания», «Ночь нежна», «Таис Сияющая», «Маленькая Луна» и др. Даже названия спектаклей завораживают…

«Луна – фильм»

И еще одно оригинальное «деяние» театра – это киностудия «Луна-фильм». В первой картине, созданной здесь, сыграли все ведущие актеры театра, ну и конечно – Сергей Проханов в главной роли. Сергей Проханов рассказывает: «Нереальная ситуация. Фильм о режиссере, фактически обо мне. Он прощается с театром, уходит, передает дела новому лидеру и невольно снимает кино об этом прощании. Однажды на крышу падает беременная Луна – очень красивые съемки, мы на крыше долго все это снимали, монтировали разные спецэффекты...» В планах Сергея Борисовича и новые работы.

Личная жизнь

Сергей Проханов очень не любит тратить время впустую. Нет, безусловно, отдых нужен и еще как! Но у Проханова в сутках 26 часов. Как? Встает на два часа раньше, плюс надо уметь распределять свое время, хотя единого рецепта здесь, наверное, быть не может.

Свою будущую жену Татьяну, внучку двух маршалов – Жукова и Василевского, Сергей Проханов, как он, смеясь, рассказывает, нашел в сугробе. Да, вот так, рядом с бывшей дачей Ивана Пырьева, где он отдыхал с друзьями. Впрочем, слово самому актеру: «Идем как-то и видим: сидят в сугробе две девушки, отдыхают. Мы пригласили их зайти в дом погреться, а сами уехали на лыжах кататься. К моменту нашего возвращения девушки еще не ушли. Тогда и состоялось наше знакомство».

С тех пор они вместе. Уже и серебряную свадьбу отметили. Что такое жить с внучкой двух министров обороны? В доме военное положение? Нет, нет, наоборот: сплошной мир... Супруга Сергея Борисовича – мудрая и терпеливая женщина. За годы актерской жизни мужа, чего только не было: поклонницы и в любви объяснялись и кислотой облить грозились. А что делать? Такова профессия.

У супругов двое детей. Дочка уже выросла, работает у отца в театре художником по костюмам. Сын Антон учится в испанской школе.

А что касается самого Сергея Проханова, то он хочет, чтобы на его надгробной плите было написано: «Актер, режиссер, продюсер». Ему очень важно, чтобы дело, которое он затеял, он мог бы сам сыграть. Срежиссировать его и обеспечить средствами, чтобы ни от кого не зависеть. И что бы ни пришел чужой дядька и не прикрыл все то, что удалось сделать Сергею Проханову.

Александра Сонечкина и Игорь BIN

Использованные материалы:
Екатерина Романенкова, Татьяна Алексеева, «Лунный папа Сергей Проханов», сайт «Записки журналистов», http://nsvisual.com;
Полина Капшеев, «Эстет с пролетарской внешностью», 26.02.01, http://kapsheev.medicina.co.il;
Игорь Камиров, «Сергей Проханов: «Умереть надо в полете», http://ytpo.ru;
Ирина Васильчикова, «Я нашел жену в сугробе», газета «Аргументы и Факты»;
Сергей Проханов. Биография, Энциклопедия «Кругосвет» http://www.krugosvet.ru;
Художественный фильм «Усатый нянь» http://www.11channel.dp.ua

Rambler's Top100