Опросы

Нравится наш новый дизайн?

.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.

Фильм-катастрофа "Ледокол"

Режиссер: Николай Хомерики
Сценаристы: Алексей Онищенко, Андрей Золотарев. Композитор: Томас Кантелинен
Россия. Производство: Профит. 2016

Ледокол Фильм-катастрофа Николая Хомерики основан на реальных событиях 1985 года, когда российское судно оказалось зажатым между льдами и было вынуждено провести 133 дня в дрейфе, вблизи побережья Антарктиды. Это фильм о силе духа, мужском характере и героизме наших моряков и спасателей.

Премьера: 20 октября 2016

Персонажи фильма:
капитан Петров (Пётр Фёдоров)
капитан Севченко (Сергей Пускепалис)
Галина, жена капитана Севченко (Анна Михалкова)
Люда, жена капитана Петрова (Ольга Смирнова)
Цимбалистый, боцман (Александр Яценко)
Кукушкин, пилот вертолета (Александр Паль)
Банник, второй помощник капитана (Виталий Хаев)
Еремеев, старпом (Алексей Барабаш)
Сафонов (Дмитрий Муляр)
участник экспедиции (Борис Каморзин)
кок (Бесо Гатаев)
Зорькин (Станислав Рядинский)
Черногорцев, стармех (Анатолий Хропов)
Тихонов, рулевой (Игорь Хрипунов)
матросы (Артур Чиргадзе, Артем Крысин, Алексей Ручков, Вячеслав Пасюков)

Арктическая драма о мужестве и силе духа

ЛедоколВ последние годы отечественные режиссеры стали уделять внимание жанру фильма-катастрофы. В итоге качественно поставленные фильмы «Метро» и «Экипаж» имели большой успех у зрителей. Очередным удачным проектом в данном жанре стал фильм режиссёра Николая Хомерики «Ледокол». Положив в основу реальные события 1985 года, создатели, вместе с тем ушли от документального изложения, художественно переработав и изменив сюжетную линию. Дизель-электроход «Михаил Сомов» превратился в атомный ледокол «Михаил Громов», были изменены имена главных героев, а главное - введена линия противостояния двух капитанов, которые в действительности в то время не сталкивались между собой. Данные изменения привнесли в сюжет дополнительные динамизм, драматизм и интригу.

По сюжету ледокол «Михаил Громов», находясь в плавании вблизи берегов Антарктиды, пытается уйти от столкновения с огромным айсбергом и в результате попадает в ледяной плен. Судно ложится в дрейф, который затягивается на несколько месяцев. Горючее и продукты на исходе, нервы на пределе, вокруг арктический холод и зловещая тишина. Команде, в ожидании помощи, предстоит продемонстрировать мужество, стойкость и силу духа.

ЛедоколВ центре повествования – капитаны Петров и Севченко, в роли которых, соответственно, снялись мастера отечественного кинематографа Пётр Фёдоров и Сергей Пускепалис. По сюжету Петрова, решившего пойти на нарушения ради спасения упавшего за борт полярника, отстраняют от должности. Ему не смену присылают сурового и принципиального Севченко, которого команда судна не принимает. Данный конфликт ярко обнажает характеры персонажей, заставляя зрителя следить их противостоянием.

Блестяще подобраны и исполнители второго плана, создавшие яркие о разноплановые, обаятельные образы. Это и боцман Цимбалистый в исполнении Александра Яценко, и молодой пилот вертолета Кукушкин, фанат Виктора Цоя (Александр Паль), и старпом Еремеев (Алексей Барабаш), и второй помощник капитана Банник (Виталий Хаев), и стармех Черногорцев (Анатолий Хропов), другие моряки, участники экспедиции, спасатели.

Отдельных слов заслуживают актрисы Анна Михалкова и Ольга Смирнова, исполнившие роли жен двух капитанов. Как и сами капитаны, их супруги совершенно разные. Супруга Севченко Галина – настоящий тип русской женщины - верная, заботливая, очень домашняя и, в то же время, наделённая сильным характером. Такие жёны являются надёжной опорой своему мужу. Супруга Петрова журналистка Люда собирается подать на развод, тем самым внося в душевное состояние мужа дополнительный дискомфорт. И этот факт добавляет драматизма в повествование.

Интересные факты

Консультантом фильма стал бывший капитан корабля «Михаил Сомов Юрий Настеко.

В качестве прототипа капитана Петрова выступил Герой Советского Союза капитан ледокола Валентин Филиппович Родченко. Перед началом съёмок Петр Фёдоров встречался с Валентином Федоровичем. Эта встреча помогла актёру в создании образа.

Съемки фильма проходили в Мурманске, Санкт-Петербурге, Кировске (Мурманская область) и Севастополе. Во время съёмок стояла 30-градусная жара, и приходилось использовать бутафорские снег и лёд.

Для съёмок использовался атомный ледокол «Ленин», пришвартованный в Мурманске.

Тизер картины был опубликован в интернете в 2015 году. За два дня он набрал около 1,5 млн. просмотров.

По реальным событиям 1985 года в 2007 году был поставлен документальный фильм под названием «Западня для ледокола. Антарктида».

Игорь BIN

Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы

Фото из фильма

Алексей КОЛЕНСКИЙ
Николай Хомерики: «Без упорства и взаимовыручки со стихией не поспоришь»

На экраны выходит «Ледокол» Николая Хомерики — морская драма, снятая в лучших традициях советского кино. Сюжет вдохновил 133-дневный антарктический дрейф научно-исследовательского судна «Михаил Сомов» в 1985 году. Подвергнув деконструкции жанр фильма-катастрофы, режиссер показал, как шаг за шагом пленники моря Росса сумели растопить лед и одолеть беду.

культура: Дебют в сложнопостановочном проекте — это прежде всего...
Хомерики: Опыт освоения нового жанра, палитры, инструментария. Раньше я снимал камерой на штативе, теперь пришлось осваивать кран, мыслить крупными блоками и собирать мозаику из огромного количества элементов.

культура: Прототипы героев консультировали картину?
Хомерики: Готовясь к съемкам, встречался со многими исследователями Арктики и Антарктики и использовал их рассказы для создания собирательных образов. К сожалению, не довелось пообщаться с капитаном «Михаила Сомова», в тот момент я уже был в производственном цейтноте. Валентин Филиппович Родченко — человек трудной судьбы. Несколько лет назад он продал петербургскую квартиру, перебрался в родной Луганск. Из-за разгоревшегося конфликта вернулся назад, поселился в выделенном государством жилье. С ним беседовал Петя Федоров, ему было важно понять, каков его герой, что значит быть капитаном дрейфующего судна? Когда ты почти ничего не можешь и остается лишь поддерживать дух команды...

культура: В 1985-м на «Михаиле Сомове» заменили капитана. Точно такая же история разворачивается в Вашей ленте?
Хомерики: В реальности дела обстояли несколько иначе. Из-за проблем со снабжением ледокол вышел из порта на месяц позже, чем следовало. Предшественник Родченко переживал личные проблемы, накуролесил, сел на подводные камни, и его отправили домой. На «Михаил Сомов» прибыл Валентин Филиппович — он успел взять полярников, но застрял во льдах. Москва долго колебалась, ждала, что переменится ветер и торосы разойдутся, а погода ухудшалась. Когда стало ясно, что из моря Росса «Сомову» не выбраться, на выручку морякам была выслана спасательная экспедиция во главе с Артуром Чилингаровым. Благополучно преодолеть штормовые широты на корабле ледокольного класса казалось невозможным. «Владивосток» целиком погружался в бушующую пучину, крепеж не выдерживал болтанки — холодильные установки летали по судну, как снаряды. История чилингаровского похода достойна отдельной картины.

культура: У Вас дрейфующий ледокол оказался преследуем айсбергом. Насколько это реально?
Хомерики: Вполне, их повадки непредсказуемы, особенно в слабо изученном море с непрестанно меняющимся ледяным рельефом и мощными подводными течениями.

культура: В блуждающей глыбе нетрудно опознать мелвилловский архетип — белоснежного убийцу моряков Моби Дика...
Хомерики: Да, я догадался об этом лишь во время съемок. Но, делая фильм, не закладываешь абстрактную схему, а заряжаешь доверенную историю своими чувствами и идеями.
«Ледокол»

культура: Сюжетная коллизия представляется многоплановой притчей. Ощущение надвигающейся катастрофы рифмуется с близким крахом СССР. Нерв картины — поединок отстраненного от руководства капитана в исполнении Петра Федорова и авторитарного героя Сергея Пускепалиса. Закручивание гаек — единственный сценарий выживания в бесконечном дрейфе?
Хомерики: Не сказал бы. Рассудительность и терпение одного и горячность другого — диалектическая пара, описывающая идеального лидера. В наиболее критический момент решение принимает молодой капитан, но моральная победа все-таки остается за бывалым морским волком — персонажем Пускепалиса. Стать начальниками мечтают многие, но руководить людьми и нести за них ответственность способны единицы.

культура: Отстраненный капитан наверняка стал бы взрывать бочки с соляркой, чтобы пробиться к большой воде?
Хомерики: И это бы не спасло ситуацию. «Михаила Сомова» спроектировали для прохода 70-сантиметрового льда, а его затерло метровыми глыбами. Второй капитан был назначен, потому что уже имел опыт дрейфа. Он намеренно ведет себя жестко — пусть люди злятся, лишь бы не засыпали на ходу.

культура: И доплыли до страны, которая вскоре растает как мираж...
Хомерики: А затем возродится, как неоднократно бывало в русской истории.

культура: Из ледяного плена людей спасает корабль «Новороссийск». Намек на непризнанные республики?
Хомерики: Неумышленный. Нужно было переименовать ледокол «Владивосток», решение пришло спонтанно. Я люблю портовые города, часть детства провел в Новороссийске.

культура: В середине 80-х не было ощущения, что страна живет расслабленно, вяло и скоро это кончится?
Хомерики: Нет, помню, как в 85-м мне повязали пионерский галстук и я шел домой счастливый, со слезами на глазах. А в комсомол вступать уже не хотелось. Идеалы не прошли проверку на прочность. Перестройка воспринималась как торжество правды, но мир оказался куда сложнее, чем представлялось. Считаю, СССР погубили двойные стандарты: когда говорят одно, а делают другое, перестаешь верить людям.
«Ледокол»

культура: История героического дрейфа сегодня протекала бы по иному сценарию?
Хомерики: Морские законы неизменны. Если вы служите на одной лодке, то понимаете — без упорства, взаимовыручки, дисциплины со стихией не поспоришь.

культура: Для Вас много значит чувство локтя и почвы?
Хомерики: Да. Я люблю свою страну. Долго жил за границей, два года учился в Голландии, потом четыре — во Франции. Мой российский мастер Владимир Хотиненко дал традиционную базу, а зарубежный опыт позволил оценить богатство и разнообразие киноязыков мира. Но никогда не жалел, что вернулся. При всех сложностях, ни на кого не променяю наш народ: разговаривать на родном языке, поддерживать эмоциональный душевный контакт — это дар, доступный далеко не всем людям на планете. Знаю многих иностранцев, переехавших в Россию и нашедших здесь свою Родину.

Фото из фильма